На официальном сайте Федеральной антимонопольной службы России опубликован Доклад об исполнении в 2023 году Плана деятельности ФАС России на период до 2024 года. В документе подробно описаны результаты реализации Плана по восьми ключевым целям, одна из которых – повышение эффективности исполнения и размещения государственного оборонного заказа.
Ответственными исполнителями названы руководитель ФАС России Максим Шаскольский и его заместители Даниил Фесюк и Петр Иванов.
В документе сказано, что в Плане в целях повышения эффективности исполнения и размещения ГОЗ было «предусмотрено 5 мероприятий, которые исполнены, а также 6 целевых показателей, 5 из которых перевыполнены, по 1 целевому показателю плановое значение не достигнуто».
Так, значение показателя «Отношение количества закупок в сфере государственного оборонного заказа, осуществленных с нарушениями к общему количеству проверенных закупок в сфере государственного оборонного заказа» составило 60,7 % при плановом 27,5 %. Отмечается, что общее количество проверенных закупок сократилось в 2,3 раза по сравнению с 2022 годом – с 390 до 168. Снижение показателя в антимонопольной службе связывают с применением заказчиками внесенных ранее изменений в положения 44-ФЗ, в том числе увеличением перечня заказчиков, имеющих право проводить закупки закрытым способом на специализированной электронной площадке «АСТ-ГОЗ», что и привело к уменьшению количества поступивших жалоб из-за специфики аккредитации – у неаккредитованного участника отсутствует возможность зайти на площадку, найти интересующую его закупку и подать жалобу в контрольный орган. При этом количество закупок с выявленными нарушениями сократилось в 1,5 раза – с 152 до 102 закупок. «Вышеуказанное сказалось на фактическом значении данного целевого показателя. В этой связи требуется корректировка его динамического ряда», – заключили в ФАС.
Улучшение плановых значений других показателей в ФАС расценили как свидетельство эффективного осуществления контроля в сфере ГОЗ.
Так, «Доля устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений законодательства в сфере ГОЗ» составила 94,5 % при плановых 85,3 %; «Доля исполненных в полном объёме постановлений о применении мер административной ответственности за нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа в общем числе выданных постановлений» составила 90,4% при плановых 75%; «Отношение количества полностью отмененных судом постановлений о применении мер административной ответственности за нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа к количеству обжалованных в суд постановлений» составило 4%
при плановых 15%; «Доля исполненных в полном объёме представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делам об административных правонарушениях за нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа в общем числе выданных представлений» составила 78,2 % при плановых 75 %; «Отношение количества полностью отмененных судом решений о нарушении антимонопольного законодательства в сфере государственного оборонного заказа и законодательства в сфере государственного оборонного заказа к количеству обжалованных в суд решений» составило 0% при плановых 15%.
В числе главных результатов названы вступившие в силу нормативные правовые акты, разработанные антимонопольной службой:
- Федеральный закон от 03.04.2023 № 99-ФЗ «О внесении изменения в статью 88 Федерального закона «О государственном оборонном заказе»
- Федеральный закон от 28.04.2023 № 152-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.5 и 14.552 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 27.11.2023 № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»
- Постановление Правительства РФ от 15.02.2023 № 231 «О внесении изменений в подпункт «г» пункта 37 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»
- Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 № 411 «О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (в части регламентации оформления единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)
и рассмотрения государственным заказчиком и ФАС особого мнения организации) - Постановление Правительства РФ от 20.05.2023 № 800 «О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (по вопросу регламентации необходимости указания в заключении государственного заказчика о цене перечня скорректированных затрат с детальным обоснованием)
- Постановление Правительства РФ от 12.08.2023 № 1331 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в рамках внесения изменений
в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу в части расширения случаев, при которых рассмотрение разногласий может осуществляться путем направления результатов их предварительной проработки, подготовленных ФАС России, в коллегию ВПК РФ) - Приказ ФАС России от 11.05.2023 № 272/23 «Об утверждении формы особого мнения на заключение государственного заказчика о цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (зарегистрирован в Минюсте России 09.06.2023
№ 73803).
Также в докладе ФАС говорится о работе службы по совершенствованию контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, к которым, в том числе, относятся и оборонные предприятия.
По материалам ФАС России