Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Ценообразование и проблемы диверсификации. Итоги

Всероссийская конференция «Гособоронзаказ. Ценообразование 2021. Проблемы диверсификации» состоялась 12 марта в Санкт-Петербурге. Участники обсудили самые актуальные проблемы, дискуссионные вопросы раскрывались в формате глубокого анализа реальных кейсов, в том числе предложенных слушателями.

 

О мерах и перспективах

Открыл работу конференции заместитель директора Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России Иван Матюнин. Он начал выступление с описания мер государственной поддержки предприятий ОПК в части диверсификации производства. По словам Матюнина, основные усилия сосредоточены на реализации инвестиционных проектов и на стимулировании сбыта. Работают и общесистемные меры, которые «описаны в государственных программах развития авиации, судостроения, радиоэлектронной промышленности. Информация есть и на сайте Минпромторга, и на сайте Фонда развития промышленности», – отметил спикер.

При этом далеко не все существующие меры поддержки связаны с финансированием, уточнил он.

«Меры поддержки диверсификации призваны дать возможность предприятиям развиваться при отсутствии гособоронзаказа. Но если руководство и коллектив не настроены сохранять предприятие и компетенции, могут возникнуть финансовые проблемы», – резюмировал Иван Матюнин.

Также эксперт обозначил позицию Минпромторга по ряду спорных вопросов в сфере ценообразования в ГОЗ.

ценообразование

Темы диверсификации и ценообразования тесно связаны, уверен генеральный директор Межведомственного аналитического центра Владимир Довгий. «Сегодня мы видим не только большое количество мер поддержки диверсификации, мы также видим, что успешные в области диверсификации компании могут испытывать проблемы». Довгий объяснил, что это происходит потому, что принципы ценообразования, применимые в ГОЗ, не адекватны таким принципам в отношении диверсифицированной продукции. И этот вопрос ещё предстоит разрешить.

Директор МАЦ рассказал, что мер господдержки диверсификации насчитывается порядка нескольких сотен. Однако знают ли предприятия об этих мерах, а также насколько эти меры эффективны – ещё предстоит выяснить.

Одним из инструментов поиска лучших практик и выявления барьеров диверсификации является рейтинг «Лидеры на гражданских рынках», инициированный ПАО «Промсвязьбанк» и «Иннопрактика». Оператором рейтинга выступил Межведомственный аналитический центр. Довгий подробно рассказал о результатах первого рейтинга, а также анонсировал подведение итогов второго рейтинга на полях форума «Армия-2021».

Новая норма

Одним из спорных моментов в ценообразовании по ГОЗ, как ранее отметил представитель Минпромторга Иван Матюнин, является проблема привнесенных и собственных затрат.

Заместитель начальника Управления сухопутного и морского вооружения, военной техники и связи ФАС России Роман Шацкий подтвердил, что этот вопрос не удалось окончательно разрешить в 2020 году, однако планируется сделать это в текущем году.

Также эксперт ФАС дал подробные пояснения к позиции ведомства по ряду проблемных вопросов, среди которых – методы определения цены, порядок определения затрат, случаи обязательного предоставления РКМ в рамках кооперации, изменение существенных условий поставки и др.

Шацкий рассказал о недавно произошедших законодательных изменениях в ценообразовании и дал рекомендации по их верному применению.

Кроме того, спикер призвал участвовать в общественном обсуждении проектов нормативно-правовых актов, а также в совместной работе по выявлению проблем и сложностей при формировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, для их последующего устранения регуляторами.

Цифры

О роли и участии военных представительств Министерства обороны РФ в реализации ГОЗ рассказал инженер военного представительства Гузель Кукушкина. Военный представитель подробно остановилась на некоторых пунктах постановления правительства №804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации», а также указании заместителя министра обороны от 5 марта 2019 года, определяющих подходы к оптимизации цены на военную продукцию.

Одним из моментов, который обсуждается в настоящее время, является срок рассмотрения РКМ военными представительствами. На сегодняшний день он составляет до 5 рабочих дней, по истечении которых выдается заключение на цену, а в случаях наличия обоснованных замечаний к РКМ военное представительство обязано в кратчайший срок возвращать их на доработку исполнителю ГОЗ с письменным пояснением причин возврата. Эта норма уточняется. Минобороны заинтересовано в установлении оптимального срока, позволяющим всесторонне  рассмотреть себестоимость продукции и определить обоснованную цену. По словам спикеров конференции, важно учесть интересы всех участвующих сторон, а потому окончательное решение ещё не принято и находится в стадии проработки.

Говоря об участии ВП в формировании заключения на цену, Кукушкина обратила внимание на то, что сформированная предприятием цена на продукцию может быть ниже цены ранее поставленной продукции в случае изыскания возможных резервов по снижению цены продукции текущего периода. Но «Обычно цифра только растет», – посетовала Гузель Равилевна.

«Чтобы побороть эту неправильную философию – «чем дороже я выпускаю, тем больше зарабатываю» – и был внедрен механизм базовых цен. Это как раз путь к созданию рентабельного, конкурентоспособного, эффективного производства на наших предприятиях ОПК», – прокомментировал слова военного представителя Роман Шацкий.

Коснулась Кукушкина и вопроса диверсификации предприятий. Она рассказала о факторах, характеризующих различие военной и гражданской продукций на этапе производства. По словам спикера, одно из главных различий военного и гражданского производства – отношение к себестоимости продукции.

Толкования и мнения

При этом государственные заказчики не заинтересованы в дорогой продукции. Это подтвердил ведущий советник 6-го отдела (военно-экономического обоснования стоимости вооружения, военной и специальной техники) Департамента аудита государственных контрактов Минобороны РФ Александр Быхал. С другой стороны, эксперт уточнил, что главная задача – проверить обоснованность сформованных исполнителем гособоронзаказа цен.

Быхал дал рекомендации по некоторым процедурным вопросам подготовки и предоставления обосновывающих материалов, а также раскрыл подход Департамента аудита госконтрактов Минобороны в части требований к комплектности РКМ.

«Предприятия промышленности не задумываются, как документы будут читаться теми, кто их в первый раз видит. А Министерство обороны закрытое ведомство – попасть туда непросто. Интернета нет, телефоны сдаем на входе», – предупредил Быхал. В этой связи спикер призвал предприятия ОПК при подготовке пакета документов максимально доступно и подробно описывать в пояснительной записке все существенные моменты, которые могут быть не очевидны проверяющей стороне или вызывать разночтения.

Также Быхал рекомендовал логично называть папки, использовать гиперссылки и примечания, выделять ключевые данные и главное, не пытаться скрыть информацию от проверяющего. Это, по словам эксперта, не только позволит глубже разобраться в предоставленных материалах, но и избежать случаев снятия, когда у проверяющих недостаточно сведений в обоснование статьи затрат. Также аккуратное оформление позволяет проверяющим быстрее ориентироваться в материалах и ускоряет процесс проверки РКМ.

«Не заставляйте проверяющего задумываться о том, правильно ли он понял ваше обоснование. Возьмите его за руку и проведите по РКМ», – обратился с просьбой представитель ДАГК Минобороны.

Квест пройден

Управляющий по развитию банковского сопровождения государственного оборонного заказа ПАО «Промсвязьбанк» Илья Апарышев сравнил композицию конференции с квестом: «Согласование, ценообразование, военная приемка и финишный этап – провести платеж».

Апарышев рассказал об актуальных вопросах применения положений Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Эксперты пытаются разобраться, как работает система, отметил эксперт.

Важной частью выступления спикера ПСБ стало определение перечня типовых нарушений и ошибок, которые допускаются при платежах по ГОЗ. Самым острым вопросом Апарышев называл операции с агентскими (посредническими) договорами. Контракты по гособоронзаказу должны быть исключительно прямыми, без посредников.

Упомянул эксперт и некоторые законопроекты в части банковского сопровождения гособоронзаказа, которые в настоящий момент находятся на стадии рассмотрения. В частности, речь идет об отмене формирования запаса до даты заключения контракта (к вопросу о возмещении ранее понесенных расходов), а также об отмене указания ИГК для контрактов в лимитах 3/5 млн рублей.

Обратил внимание Апарышев и на вопросы перевода госконтрактов Госкорпорации «Роскосмос»: в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2020 года № 3676-р, банковское сопровождение государственных контрактов Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» будет осуществляться опорным банком ОПК России.

Апарышев обратил внимание на организацию в банке нормативно-консультационной работы и призвал по всем возникающим вопросам обращаться на горячую линию ПСБ.

Роман Шацкий, комментируя выступление спикера ПСБ, напомнил, что на официальном сайте Промсвязьбанка в специальном разделе для исполнителей ГОЗ размещена актуальная и исчерпывающая информация по ключевым вопросам банковского сопровождения контрактов и призвал пользоваться этим инструментом.

В заключении спикеры ответили на вопросы представителей предприятий ОПК. В дискуссии приняли участие не только находящиеся в зале представители компаний, но и онлайн-слушатели конференции. Обсуждение получилось очень живым и предметным. Важно, что не только исполнители ГОЗ получили ответы на волнующие их вопросы, но и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за формирование и уточнение нормативно-правовых актов в сфере гособоронзаказа, получили обратную связь. Эксперты поблагодарили слушателей за то, что они поднимают важные проблемные вопросы, вносят предложения и поддерживают дискуссию, тем самым внося вклад в совершенствование законодательной системы государственного оборонного заказа.

 

По вопросам приобретения видеозаписи и материалов прошедшей конференции можно обратиться по адресу электронной почты dfnc6@mail.ru

 

Приглашаем подписаться на анонсы конференций по вопросам исполнения ГОЗ. Мы сообщим о событии заранее!

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии»