На официальном сайте ФАС России опубликован Доклад об исполнении в 2022 году Плана деятельности ведомства до 2024 года. В нем содержится информация о результатах работы Службы и оценка достижения поставленных целей. Среди главных целей ФАС – повышение эффективности исполнения и размещения гособоронзаказа. Стало известно, что по этому направлению деятельности антимонопольной службе не удалось достичь всех целевых показателей.
Ниже мы пересказываем фрагмент текста Доклада ФАС России, где речь идет о результатах работы ведомства в сфере государственного оборонного заказа.
В рамках работы по повышению эффективности исполнения и размещения ГОЗ в 2022 году были запланированы 4 мероприятия, которые исполнены, а также 6 целевых показателей, 4 из которых перевыполнены, по оставшимся 2 целевым показателям плановые значения не достигнуты.
Так, довести до планового значения не удалось показатели «Отношение количества закупок в сфере гособоронзаказа, осуществленных с нарушениями (из общего количества проверенных закупок в сфере гособоронзаказа), к общему количеству проверенных закупок в сфере гособоронзаказа», а также «Доля устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений законодательства в сфере ГОЗ». По первому из этих показателей фактическое значение составило 38,9% при плане 28%. В ФАС это объясняют изменениями, внесенными в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (федеральные законы от 02.07.2021 № 360-ФЗ, от 16.04.2022 № 104-ФЗ, от 16.04.2022 № 109-ФЗ) и отсутствием практики применения новых положений Закона, которые были нарушены участниками закупок и, соответственно, были выявлены по результатам проверок поступивших жалоб. По второму из названных показателей фактическое значение составило 78,1% при плановом 85,3%. Дотянуть до плана, в соответствии с докладом, не удалось в связи с обжалованием в судах предписаний, выданных в предыдущем периоде. Отмечается, что ФАС России «предпринимает все необходимые меры по отстаиванию в судах правомерности выданных предписаний, по результатам которых, по мнению Службы, плановое значение показателя будет достигнуто».
По остальным четырем показателям плановые значения были достигнуты и даже перевыполнены. Так, об эффективной работе ФАС России (в соответствии с текстом доклада) в части контроля за исполнением постановлений о применении мер административной ответственности за нарушения законодательства в сфере ГОЗ свидетельствует фактический показатель 93,5% (при плановом 75%) по критерию «Доля исполненных в полном объёме постановлений о применении мер административной ответственности за нарушения законодательства в сфере ГОЗ в общем числе выданных постановлений». Фактическое значение показателя «Отношение количества полностью отмененных судом постановлений о применении мер административной ответственности за нарушения законодательства в сфере ГОЗ к количеству обжалованных в суд постановлений» составило 13,4% при плановом значении 15%. Фактическая «Доля исполненных в полном объёме представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делам об административных правонарушениях за нарушения законодательства в сфере ГОЗ в общем числе выданных представлений» составила 90,7% (при плановой 75%). А «Отношение количества полностью отмененных судом решений о нарушении антимонопольного законодательства в сфере ГОЗ и законодательства в сфере ГОЗ к количеству обжалованных в суд решений» составило 0% при плановом 15%.
В числе наиболее значимых результатов работы названы принятые при непосредственном участии ФАС России федеральные законы и разработанные ФАС России постановления Правительства РФ, приказы ФАС России:
- Федеральный закон от 11.06.2022 № 172-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе, направленный на создание оптимальных условий для оперативного размещения государственного оборонного заказа в целях своевременного его выполнения при соблюдении баланса интересов государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя в ходе формирования цены на поставку необходимой продукции и, как следствие, на эффективное использование бюджетных средств;
- Федеральный закон от 28.06.2022 № 210-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 12 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», направленный на повышение качества договорной работы, обеспечение баланса прав и обязанностей заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- Федеральный закон от 14.07.2022 № 291-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий установление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях нового состава административного правонарушения по статье 14.61 «Непредставление предложения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу и информации о затратах на ее производство»;
- Постановление Правительства РФ от 21.05.2022 № 935 «О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»;
- Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 № 1658 «О типовых условиях контрактов, заключаемых в целях выполнения государственного оборонного заказа, и о внесении изменений в Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу»;
- Постановление Правительства РФ от 08.12.2022 № 2260 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 504»;
- Постановление Правительства РФ от 09.12.2022 № 2280 «О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»;
- Приказ ФАС России от 15.06.2022 № 447/22 «Об организации работ по созданию информационно-аналитической системы сопоставления цен на однородные товары, работы, услуги»;
- Приказ ФАС России от 24.06.2022 № 475/22 «О внесении изменений в порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства российской федерации в сфере государственного оборонного заказа, утвержденный приказом ФАС России от 2 декабря 2015 г. № 1197/15»;
- Приказ ФАС России от 16.12.2022 № 995/22 «Об утверждении форм документов, предусмотренных положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением правительства российской федерации от 2 декабря 2017 года № 1465».
Также ведомством велась работа по совершенствованию контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из Доклада известно, что в этом направлении было предусмотрено 3 мероприятия, которые исполнены, и 1 целевой показатель, который перевыполнен.
Ниже приведен фрагмент таблицы «Сведения об исполнении Плана-графика в 2022 году» из Доклада ФАС России.
По материалам ФАС России