Джон Бертон (1915-2010) – британско-австралийский дипломат и ученый, известный своими новаторскими работами в области разрешения конфликтов и изучения проблем мира. Отечественному читателю имя Бертона малоизвестно несмотря на его высокую репутацию за рубежом как одного из отцов-основателей исследований проблем мира.
Бертон в 1937 году окончил Сиднейский университет по специальности «психология» и начал свою карьеру с назначения на младшую должность в Australia House – австралийской миссии в Лондоне. Позже он защитил докторскую диссертацию в Лондонской школе экономики. Вернувшись в Австралию, Бертон работал в различных правительственных подразделениях и в конце концов стал ведомственным секретарем министра иностранных дел.
Бертон представлял Австралию на важных международных встречах, включая Конференцию по уставу Организации Объединенных Наций в 1945 году и Парижскую мирную конференцию в 1946 году. В возрасте 32 лет в 1947 году он был назван самым молодым секретарем австралийского МИДа. Позже он занимал пост директора Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) и академические должности в ведущих университетах, включая Кембриджский университет и Австралийский национальный университет.
Некоторые из его наиболее важных книг: «Конфликт и коммуникация» (1969), «Девиантность, терроризм и война: процесс решения нерешенных социальных и политических проблем» (1979) и «Конфликт: теория человеческих потребностей» (1990).
Центральное место в подходе Бертона занимает теория человеческих потребностей (Human Needs Theory), которая предполагает, что конфликты возникают в первую очередь из-за неудовлетворенных человеческих потребностей, а не идеологических или материальных интересов. Эти потребности присущи природе человека и выходят за рамки культурных, идеологических и географических границ. Удовлетворение этих фундаментальных потребностей человека жизненно важно для индивидуального благополучия и социальной сплоченности. Когда эти потребности удовлетворяются надлежащим образом, люди с большей вероятностью испытывают гармонию и стремятся к взаимодействию с другими членами общества. И наоборот, когда человеческие потребности систематически отвергаются или на них отвечают неадекватно, это порождает чувство обездоленности, обиды и неудовлетворенности. Такая ситуация создает благодатную почву для конфликтов, поскольку отдельные лица и группы склонны отстаивать свои интересы и соперничать за обеспечение неудовлетворенных потребностей.
К базовым человеческим потребностям по Бертону относятся безопасность, идентичность, признание и автономия.
Одна из основных потребностей человека, безопасность, включает в себя физическую безопасность, защиту от вреда и свободу от страха. В условиях, когда отдельные люди ощущают угрозы своей безопасности — будь то внешняя агрессия, социальное насилие или экономическая незащищенность, — часто возникают конфликты, поскольку группы конкурируют за обеспечение своей безопасности и благополучия.
Идентичность представляет важнейший аспект человеческого сознания, формируя у индивидов чувство принадлежности, самоуважения и культурной принадлежности. Конфликты, вытекающие из потребностей в идентичности, возникают, когда группы чувствуют маргинализацию, дискриминацию или угрозу своей культурной, религиозной или этнической идентичности. Такие конфликты часто обостряются по мере того, как группы стремятся утвердить свою самобытность и сохранить культурное наследие.
Кроме того, люди по своей природе жаждут признания, самоутверждения и уважения. Конфликты возникают, когда отдельные лица или группы чувствуют себя маргинализированными, лишенными гражданских прав, или им отказывают в признании их ценности и достоинства. Конфликты из-за признания часто вращаются вокруг вопросов социальной справедливости, равенства и представительства.
Наконец, глубоко укоренено в природе человека стремление к автономии, свободе воли и самоопределению. Конфликты возникают, когда отдельные люди или сообщества воспринимают отдельные действия как посягательство на их автономию, будь то в результате репрессивного управления, принудительных институтов или внешнего вмешательства. Конфликты за автономию часто проявляются в борьбе за политическую свободу, суверенитет и самоуправление.
Теория человеческих потребностей дает глубокое понимание динамики конфликта и обеспечивает основу для конструктивного разрешения конфликтов и миростроительства. Обращаясь к глубинным потребностям, подпитывающим конфликт, а не просто леча его симптомы, Бертон выступал за трансформационные подходы к разрешению конфликтов.
Центральным в подходе Бертона является концепция переговоров, основанных на потребностях (needs-based negotiations), которая ставит во главу угла выявление и удовлетворение фундаментальных потребностей человека как путь к миру. Способствуя диалогу, сопереживанию и пониманию между конфликтующими сторонами, переговоры, основанные на потребностях, направлены на заключение взаимовыгодных соглашений, призванных устранить коренны причины конфликта.
Бертон подчеркивает важность структурных преобразований для устранения системного неравенства и несправедливости, которые увековечивают конфликты. Реструктурируя общественные институты, политику и динамику власти для обеспечения равного доступа к ресурсам и возможностям, структурные преобразования закладывают основу для устойчивого мира и социальной сплоченности. Этот структурный подход сродни подходу Йохана Галтунга, другого известного отца-основателя исследований проблем мира и коллеги Бертона.
Благодаря превентивному удовлетворению неудовлетворенных человеческих потребностей и недовольств теория человеческих потребностей дает представление о стратегиях предотвращения конфликтов. Содействуя инклюзивному управлению, социальной справедливости и экономическому развитию, общества могут снизить риск эскалации конфликтов и повысить устойчивость к будущим конфликтам.
«НОЗС»