Посол Индии в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) Санджай Судхир сообщил о первых совместных шагах двух стран по работе над экономическим коридором Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC). По его словам, нестабильная ситуация в Красном море увеличивает потребность в альтернативном торговом коридоре для доставки товаров из Индии в Европу.
По словам посла, практически весь объем торговли Индии с Европой проходит через Красное море, которое стало небезопасным из-за деятельности йеменских хуситов, активизировавшихся после начала конфликта между Израилем и ХАМАС и нападающих на проходящие торговые суда и военные корабли. Сложившаяся ситуация, по мнению индийской стороны, способствует тому, чтобы приступить к практической реализации альтернативного экономического маршрута.
Если все будет происходить так, как происходит сегодня, крайне важно иметь альтернативный маршрут поставок. Индия и ОАЭ являются первыми двумя странами в коридоре, и для нас очень важно взять на себя инициативу
Санджай Судхир, посол Индии в ОАЭ
Инициатива о создании нового железнодорожного и морского коридора (IMEC), который свяжет Индию, Ближний Восток и Европу была озвучена еще до обострения ситуации в Красном море, в ходе саммита G20 в Нью-Дели в сентябре 2023 года. Создание коридора предложил президент США Джо Байден. Проект направлен на стимулирование экономического развития за счет расширения связей и интеграции между Азией, странами Персидского залива и Европы. В проекте предусмотрено два альтернативных коридора: восточный будет соединять Индию морем с Персидским заливом в ОАЭ, а северный – Персидский залив из ОАЭ сушей через Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль и далее морем в Грецию.
Новый импульс развитию проекта IMEC придала усугубившаяся ситуация в области безопасности в Красном море, а вопрос о необходимости в более безопасном экономическом маршруте приобрел особую важность. И теперь Индия и ОАЭ решили перейти к первым практическим шагам по реализации проекта. Судхир сообщил, что во время визита премьер-министра Нарендры Моди в ОАЭ в феврале 2024 года две страны подписали рамочное соглашение о начале работы над IMEC и о том, что министерства Индии, отвечающие за порты и судоходство, приступили к переговорам с портом Абу-Даби.
Однако помимо возможностей для Нью-Дели ситуация в Красном море несет и риски. Через Суэцкий канал, где происходят нападения йеменских хуситов, в Индию идут поставки сырой нефти, критически важного товара для страны, которая является третьим в мире импортером нефти. В январе 2024 года для обеспечения безопасности поставок Нью-Дели направил 10 военных кораблей в район от северной и центральной части Аравийского моря до Аденского залива. По сообщениям СМИ, корабли следят за судами, которые ходят под флагом Индии. Однако они реагируют на инциденты и с другими судами. При этом в публикациях отмечается, что Индия не участвует в возглавляемой США коалиции по обеспечению безопасного судоходства в Красном море, поскольку согласно внешнеполитическому курсу, принятому в стране, допускается только участие в международных миссиях ООН. Также это решение связывают с нежеланием Индии ухудшать отношения с Ираном, который США обвиняют в поддержке хуситов.
Источники – Bloomberg, The Wall Street Journal