Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Навигация: новый сезон и новые вызовы

В России открывается сезон речной навигации, в Петербурге по Неве и Финскому заливу суда начали курсировать с 10 апреля, в Москве по реке Москве и каналу имени Москвы навигация стартовала 24 апреля. Но в новом сезоне судовладельцы могут испытывать трудности, связанные с тем, что ряд зарубежных компаний, таких как «Транзас», C MAP, Navionics, перестали поставлять электронный картографический продукт на российский рынок.

О том, какие в связи с этими ограничениями существуют риски и можно ли их преодолеть журналу «НОЗС» рассказал генеральный директор компании «НавМарин», член рабочей группы по импортозамещению в радиоэлектронике «Навигационные приборы» Алексей Мигалин.

 

– Алексей, в прошлом году в беседе с нашим изданием вы предположили, что к концу 2022 года большинство российских судовладельцев могут остаться без картографии – ввиду того, что их срочная подписка на электронные навигационные карты истечет, а возможности оформить новую из-за ухода зарубежных поставщиков не будет. Как в этом смысле обстоят дела на сегодняшний день?

На данный момент получить корректуру для ранее приобретенных электронных навигационных карт (ЭНК) иностранного производства российские судоводители не могут. Причина заключается в том, что производители иностранных ЭНК, следуя санкционной политике в отношении России, прекратили работу с нашей страной. Невозможно купить иностранные ЭНК на воды России и за рубежом, поскольку наши бывшие партнеры физически изъяли из своих коллекций карты на воды России.

– Судовладельцы какого «сегмента» испытывают наибольшие трудности? С чем это связано?

Наибольшие трудности в связи с этим испытывают владельцы и судоводители морских коммерческих судов, осуществляющие международные перевозки. Наличие ЭНК с актуальной корректурой является одним из обязательных условий для получения разрешения на выход из порта. При выявлении этого нарушения портовые инспекторы имеют право задержать судно до устранения всех замечаний. А при отключенном сервисе обновления ЭНК, как вы понимаете, это сделать будет невозможно.

– Как судовладельцы выходят из сложившейся ситуации? Вы отмечали, что карты могут быть установлены «в серую». Реализуется ли этот вариант? Можно ли использовать устаревшие карты? С какими вызовами и угрозами это связано?

Использование электронных картографических навигационных систем (ЭКНС) с государственными ЭНК по состоянию на сегодня не является обязательной нормой. Многие судовладельцы долгие годы использовали зарубежные навигационные системы и ЭНК частных коллекций. В настоящее время часть из них продолжают использовать ЭНК без корректур, по сути карты являются устаревшими, потерявшими свою актуальность. Наличие такой информации на борту может ввести судоводителя в заблуждение. Прибрежные воды очень изменчивы, это означает, что береговая линия, глубины и другие объекты подводного рельефа, а также элементы навигационной обстановки могут отображаться некорректно – что-то могло исчезнуть, что-то, наоборот, появиться, что-то измениться. В условиях ограниченной видимости и в ночное время такие изменения могут иметь роковое для судна и его экипажа значение.

– Как в текущих обстоятельствах можно обеспечить безопасность судоходства? Какие возможности вы видите? Есть ли, на ваш взгляд, «российское» решение проблемы? Насколько оно доступно и насколько оно отвечает потребностям?

Решением проблемы является переход на государственные ЭНК. Отечественные ЭНК на данный момент созданы как для морской зоны, так и ВВП (внутренних водных путей – НОЗС) России. Для их использования судовладельцам нужно иметь современные технические устройства с навигационным программным обеспечением, тоже желательно отечественным. Тем более, что такое ПО есть, оно соответствует как международным, так и российским требованиям.

От приобретённых ранее иностранных навигационных систем, если они не поддерживают работу с картами международного формата S57 и не поддерживают схему защиты данных S63, придётся избавиться.

– Ожидаете ли вы улучшения ситуации с безопасностью судоходства в России в обозримом будущем? С чем вы это связываете?

Это возможно. Именно решение об обязательном оснащении всех судов электронными картографическими навигационными системами позволит в значительной степени повысить уровень безопасности судоходства в России. Ввести такою норму уполномочено Министерство транспорта РФ.

 

Беседовала Олеся Загорская

«НОЗС»