Автор Дмитрий Корнев
Одни проекты военной техники устаревают очень быстро, другие же служат десятилетиями. Некоторые шедевры инженерной мысли с годами лишь незначительно корректируются. К ним относятся, в том числе, образцы, фундаментально изменившие возможности систем вооружения, противоракеты или носители ракетного оружия.
Попробуем рассмотреть некоторые из инженерных шедевров, отдавая дань прозорливости их создателей.
Ракета Р-7: первая космическая
Первая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 Сергея Павловича Королева – классический пример неустаревающего инженерного решения. С некоторыми дополнениями и улучшениями она фактически несет службу с 1957 г. и до наших дней. И с большой вероятностью останется одной из основных российских ракет-носителей еще несколько десятков лет.
Существует предположение, что Королев сразу создавал Р-7 с прицелом на ее космическое назначение – для вывода в космическое пространство полезной нагрузки, которая позволит совершать полеты человеку. А также, как побочный и сопутствующий результат, для использования в качестве носителя первых термоядерных зарядов на межконтинентальную дальность. Это хорошо объясняет глубину технического совершенства в такой, казалось бы, избыточно сложной для военных целей системе.
То, что полет на большую дальность может совершить только многоступенчатая ракета, стало ясно еще в 1940-е гг. В 1949 г. НИИ-88 С.П. Королева заказывает исследование возможности и целесообразности создания составных ракет дальнего действия типа «пакет». Пакетная схема позволяла уменьшить линейные размеры многоступенчатого носителя и в несколько раз повысить энергетические возможности первой ступени.
Далее, 4 декабря 1950 г. была начата НИР «Исследование перспектив создания баллистических ракет дальнего действия различных типов с дальностью 5–10 тыс. км и массой боевой части 1...10 тонн». Столь большой разброс по массам полезной нагрузки соответствовал нескольким классам ракет – с обычными и с перспективными ядерными боеголовками. Надо понимать, что характеристик ядерных боеприпасов тогда еще не было, существовало лишь понимание того, что мощный ядерный заряд будет иметь массу в несколько тонн. В результате выполнения этой НИР была доказана принципиальная возможность создания составных ракет, работающих на керосине и жидком кислороде, с массой полезной нагрузки 3–5 т.
В 1951 г. НИИ-4 направило в ОКБ-1, которое вело работы по дальним ракетам, проект экспериментальной пакетной ракеты, способной придать полезной нагрузке первую космическую скорость.
Инженерные коллективы Королева, Бармина, Глушко и Пилюгина работали в самом тесном взаимодействии. Несмотря на постоянные конфликты по мелким вопросам, преобладала общая атмосфера истинно творческого подъема. Засиживаясь до поздней ночи, мы обсуждали в Подлипках, в Химках или на Авиамоторной улице многообразие процессов, протекающих в решающие мгновения старта… Было такое ощущение, что мы работаем над созданием какой-то одушевленной, очеловечиваемой системы, а не над чисто электромеханической структурой. Так, знакомые теперь миллионам телезрителей команды «Ключ на старт» и «Пуск» рождались в далекие годы этого вдохновенного технического порыва.
Борис Евсеевич Черток, советский и российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников С.П. Королева
После испытания в 1953 г. термоядерного заряда РДС-6С А.Д. Сахарова (КБ-11) был поднят вопрос создания заряда такого типа для баллистической ракеты и разработки, соответственно, ракеты-носителя. В рамках НИР по теме «Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полета 7000–8000 км» ОКБ-1 должно было разработать эскизный проект двухступенчатой баллистической ракеты массой 170 т с отделяющейся головной частью массой 3000 кг и дальностью действия 8000 км.
В октябре 1953 г. проектное задание изменили: масса боевого заряда увеличивается до 3000 кг (общая масса головной части ракеты – до 5500 кг), расчетная дальность уменьшается до 5500 км при сохранении дальности полета. Конструкторы начали разрабатывать решение. В январе 1954 г. на совещании главных конструкторов было принято решение об использовании унифицированного двигателя сравнительно небольших размеров для всех блоков будущей пакетной ракеты и об ограничении габаритов блоков, допускающих их транспортировку железнодорожным транспортом.
Начаты работы над проектированием стационарного наземного оборудования с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволило не нагружать нижнюю часть ракеты при стоянке и уменьшить ее массу.
И 20 мая 1954 г. было принято решение о старте разработки, изготовлении и испытаниях двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) 8К71, выполненной по пакетной схеме, с дальностью действия 8000 км. В кооперации предприятий по этой грандиозной разработке, которая по степени важности и затрат была сопоставима с атомным проектом, входило атомное КБ-11 (ныне ВНИИЭФ). Задачей КБ стало создание термоядерного заряда мощностью не менее 1,5–2 Мт в тротиловом эквиваленте для размещения на перспективной ракете. При такой мощности возможно было нивелировать вероятное отклонение ракеты: на межконтинентальной дальности отклонение могло составлять несколько километров, и только заряд в несколько мегатонн компенсировал бы такой промах при стрельбе по крупным площадным целям типа мегаполисов.
Неопределенность характеристик боевого оснащения предполагала высочайшую степень запаса надежности изделия. Этим можно объяснить то, что создававшаяся ракета изначально была заметно сложнее по подготовке и выполнению пуска, чем уже принятые на вооружение. Пакетная схема превращала стартовую позицию в сложнейшее сооружение, а сборку и подготовку к пуску делала длительной и сложной. Тогда это была самая большая ракета в истории, и оставалась таковой на протяжении нескольких лет.
Первый успешный пуск МБР 8К71 состоялся на полигоне Байконур 21 августа 1957 г. Практически сразу была начата подготовка и космического варианта с простейшим спутником. Именно эта космическая ракета-носитель 4 октября 1957 г. дала старт новой эре в истории человечества.
В итоге ракета Р-7 стала самым массовым космическим носителем с 1960-х по 2000-е гг. На базе ракеты Р-7 были созданы носители для запуска космических аппаратов и станций «Луна», «Молния», «Восток», «Восход», «Союз» и других. Ракета Р-7 стала синонимом надежности и символом достижений советской космонавтики.
Однако успех был достигнут не сразу. Отмены запусков, аварийные пуски, отказы оборудования перед полетом и во время полета сопровождали начальный этап испытаний новой ракеты. Чудес не бывает, и лишь с годами удалось получить высокие показатели надежности и достичь качества массового производства.
Ракета Р-7 как система вооружения прослужила недолго: уже к середине 1960-х гг. ракеты Р-7 и Р-7А были сняты с боевого дежурства. Но космические ракеты-носители летают до сих пор.
Бомбардировщик B-52 Stratofortress: нестареющий «стратег»
В мире высоких технологий, где гаджеты устаревают за год, а новые модели самолетов появляются каждое десятилетие, бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress представляет заметное исключение. Самолет классической схемы с восемью двигателями, впервые поднявшийся в небо в 1952 г., не просто продолжает свою службу в военно-воздушных силах, но является частью ядерной триады США. Беспрецедентно долгий срок его службы, планируемый сегодня до 2050-х гг., составит более 100 лет. И феномен «Стратофортресс» кроется в гениальном инженерном решении, заложившем в конструкцию самолета огромный запас прочности и потенциала, который раскрывается в последующих модификациях.
Стратегический бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress
Проект тяжелого бомбардировщика B-52 зародился в конце 1940-х гг. на фоне стремительного обострения холодной войны. США остро нуждались в новом стратегическом бомбардировщике, способном нести ядерное оружие из континентальной части страны к целям на территории СССР. Необходимо было обеспечить доставку бомб массой в несколько тонн каждая до объектов на дальности в несколько тысяч километров.
Изначальные требования подразумевали создание самолета с прямым крылом и турбовинтовыми двигателями. Однако работа гениального конструктора Джорджа Шайрера и его команды, подкрепленная данными об успехах немецких инженеров в области стреловидных крыльев, кардинально изменила подход к созданию самолета. Во время знаменитой конструкторской сессии «Выходные в Дейтоне» (21–22 октября 1948 г.) команда конструкторов компании «Боинг», находясь в гостинице, за три дня широкими мазками набросала революционный проект – большой самолет-высокоплан со стреловидным крылом и восемью турбореактивными двигателями в спаренных мотогондолах. Этот эскиз настолько впечатлил представителей заказчика, что они немедленно отказались от турбовинтовой концепции и дали зеленый свет реактивному Stratofortress.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.
