Модернизация парка бронетехники ВС России

Текст:  Леонид Нерсисян 

В последнее десятилетие российский оборонно-промышленный комплекс фактически переживает эпоху ренессанса.

Для последнего периода характерна активная разработка и производство множества типов военной техники. Больше всего новаций досталось Воздушно-космическим силам (боевая авиация и средства противовоздушной обороны) и Ракетным войскам стратегического назначения.

 

Велись и ведутся работы и для сухопутных войск, однако процессы модернизации и обновления здесь постоянно оспаривают и переосмысливают и эксперты, и сами заказчики.

В наследство от СССР Россия получила десятки тысяч единиц различной бронетехники, которая и по сей день составляет основу сухопутных подразделений. При этом отметим, что отечественные предприятия постоянно разрабатывают как современные варианты глубокой модернизации советских образцов бронетехники, так и машины нового поколения, такие как танк Т-14 на тяжелой гусеничной платформе "Армата", БМП на средний гусеничной платформе "Курганец-25", БТР и БМП на легкой гусеничной платформе "Бумеранг" и т.п.

Однако большую часть перечисленной техники объединяет одно – российское военное ведомство либо вообще ее не закупает, либо закупает в очень небольших объемах. К примеру, тот же танк Т-90 стал по большей части экспортным товаром, а планы по закупкам бронетехники нового поколения для российских подразделений пока уменьшены на порядок. В связи с этим возникла вполне логичная задача по обеспечению приемлемого уровня боеготовности для существующей бронетехники, произведенной еще в СССР и сегодня стремительно устаревающей. Соответственно, производители разработали ряд "пакетов" модернизации, часть которых имеют и экспортную направленность (парк советской бронетехники функционирует во многих странах мира). Оценим, какие работы уже были проведены и какие перспективы очевидны в этом направлении.

Модернизация российских танков

Основу танкового парка Вооруженных сил России составляют танки Т-72 – в строю их насчитывается около 2000 единиц. Более половины из них в последние годы прошли модернизацию до уровня Т-72Б3. Помимо того, на вооружении находится еще около 450 танков Т-80БВ/Т-80У и 350 Т-90/Т-90А.

Пакет модернизации до Т-72Б3 уже и сам успел претерпеть изменения. На сегодня имеется два варианта апгрейда – образца 2011 года (модернизировано около 1000 танков) и образца 2016 года (модернизировано до 150 танков). Отдельно надо отметить, что модернизацию по пакету Т-72Б3 возможно осуществлять только для танков Т-72Б (образца 1985 года), она не подходит для машин более ранних модификаций.

В наиболее актуальном варианте Т-72Б3 (образца 2016 года) модернизация включает установку следующих элементов:

  • комбинированный прицел наводчика "Сосна-У" и автомат сопровождения целей;
  • радиостанция Р-168-25У-2 и аппаратура внутренней связи, коммутации и управления (АВСКУ);
  • новая пушка 2А46М-5;
  • двигатель В-92С2Ф (мощностью 1130 л.с.) с системами, обеспечивающими его работу;
  • дисплейный комплекс механика-водителя и телевизионная камера заднего обзора;
  • гусеничные ленты с косыми грунтозацепами и ведущие колеса с улучшенной очищаемостью;
  • бортовые экраны корпуса с интегрированными модулями динамической защиты типа "Реликт" и решетчатые экраны в проекции моторно-трансмиссионного отделения корпуса;
  • одиночный комплект ЗИП (запасные части, инструменты и принадлежности) танка: дополнительные модули динамической защиты в "мягком" корпусе, повышающие стойкость бортовой проекции корпуса к противотанковым кумулятивным средствам, с возможностью их снаряжения и навески в условиях эксплуатации;
  • модули динамической защиты и решетчатые экраны башни, повышающие ее стойкость к противотанковым кумулятивным средствам и устанавливаемые вместо ящиков ЗИП башни (в зависимости от характера поставленной задачи);
  • доработка автомата заряжания орудия, обеспечивающего использование снарядов "Свинец-1" и "Свинец-2";
  • доработка в части обеспечения противоминной стойкости.

Кроме смены части компонентов танка, производится и его капитальный ремонт. В итоге жизненный цикл машины продлевается до 70 лет. Стоимость всего пакета обновлений составляет около 78,9 млн рублей для российского оборонного ведомства.

Помимо модернизации российских танков Т-72Б, уже начались работы и над белорусским танковым парком – страна получила минимум две партии обновленных машин. Проявляют интерес к обновлению и другие страны, в том числе Армения, с которой ведутся переговоры о возможности осуществления модернизации на одном из местных предприятий.

Модернизации подвергаются не только Т-72Б. Начато обновление некоторой части танков Т-80БВ до уровня Т-80БВМ. Судя по всему, будут модернизированы 62 машины, причем пакет максимально унифицирован с Т-72Б3. В итоге танк получает комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс" с ракетами 9М119 вместо устаревшей "Кобры" (хотя само орудие не заменяют) и газотурбинный двигатель ГТД-1250ТФ, способный развивать мощность до 1250 л.с. Больших перспектив это направление не имеет, поскольку размеры парка танков Т-80 весьма ограничены, а производство машин этой линейки давно прекратилось. Однако Т-80 с газотурбинной силовой установкой очень хорошо подходит для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, в связи с чем в 2019 году модернизированные машины получит усиленный танковый батальон отдельной мотострелковой бригады Северного флота.

Ну и, наконец, согласно контракту от 24 августа 2017 года модернизации подвергнутся 20 танков Т-90А до уровня Т-90М. Надо сказать, что в такой конфигурации производят и новые танки – уже имеются контракты суммарно на 40 новых единиц.

На эти машины устанавливаются: новая сварная башня; наиболее современная российская система управления огнем "Калина"; двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с.; пушка 2А46М-5 с новым автоматом заряжания, позволяющим использовать более длинные (а значит, более мощные) бронебойные подкалиберные снаряды; динамическая защита "Реликт" вместо сильно устаревшей "Контакт-5". Кроме того, предпринята попытка максимально эффективно решить вопрос "хронической болезни" танков линейки Т-72 – это высокая вероятность детонации боеприпасов при пробитии танка. Соответственно, произведено бронирование автомата заряжания, а 18 боеприпасов распределены по-другому: теперь 10 снарядов располагаются в специальной бронекапсуле вне боевого отделения танка, а восемь – в самых защищенных частях боевого отделения.

Учитывая большое число танков Т-90С, поставленных на экспорт в течение последних лет, даже если с частью их покупателей удастся подписать контракт на модернизацию их парка по этому пакету (особенно с Индией, парк Т-90 которой заметно больше, чем у самой России), то загрузка и прибыль "Уралвагонзаводу" обеспечены на много лет.

Обновление боевых машин пехоты

На вооружении российской армии стоит около 500 устаревших боевых машин пехоты БМП-1, а также 3400 БМП-2 и около 540 более современных БМП-3. Надо сказать, что несмотря на разработку новейших БМП (на базе тяжелой гусеничной платформы "Армата", средней платформы "Курганец-25" и легкой платформы "Бумеранг"), пока речи об их массовой закупке нет. Скорее всего, это связано как с необходимостью их доработки и обкатки, так и с чисто экономическими причинами – замена почти 4000 устаревших БМП-1 и БМП-2 обойдется недешево. Поэтому пока решено существенную часть этих машин модернизировать.

Наиболее устаревшую БМП-1 осовременят достаточно скромно. Пакет модификации БМП-1АМ "Басурманин" предусматривает установку боевого модуля от БТР-82А с 30-мм пушкой 2А72 и пулеметом ПКТ и оснащение комбинированным прицелом ТКН-4ГА. Первые поставки ожидаются в 2019 году. Следует отметить, что тысячи БМП-1 все еще эксплуатируются в разных странах, и России может быть выгодно оказывать помощь в их модернизации (не обязательно именно по указанному пакету).

БМП-2, обладающие большим ресурсом и несколько менее устаревшие, модернизируются глубже – до уровня БМП-2М с установкой боевого модуля "Бережок". Двухместный боевой модуль Б05Я01 "Бережок" – это доработанная башня БМП-2, но с обновленным комплексом вооружения. В "Бережке" вместо основного прицела наводчика БПК-2-42 установлен комбинированный прицел с независимой системой стабилизации линии визирования в двух плоскостях. В нем объединены визирный оптический, тепловизионный и лазерный дальномерный каналы, а также канал наведения управляемой ракеты. Комплекс управляемого ракетного вооружения БМП-2 9К113 "Конкурс" заменен на ПТРК "Корнет-Д". В кормовой части башни установлен 30-мм автоматический гранатомет АГ-30М с магазином на 300 гранат.

На сегодняшний день Министерством обороны подписан контракт на модернизацию 540 боевых машин БМП-2 и БМД-2 по этому пакету. Кроме того, более 300 алжирских БМП-2 были модернизированы тульским ОАО "Конструкторское бюро приборостроения" согласно контракту от 2005 года.

Отдельно надо заметить, что значительная доля стоимости в подобных пакетах модернизации приходится на капитальный ремонт машин. К примеру, стоимость капитального ремонта одной БМП-2 для нужд вооруженных сил России (в рамках гособоронзаказа), с установкой радиостанции типа Р-168 и программно-аппаратного комплекса аппаратуры внутренней связи и коммутации, составляла в 2016 году 11,42 млн рублей.

Объединяет применяемые пакеты модернизации БМП-1 и БМП-2 одно – у машин практически никак не меняется защищенность. Бронирование и противоминная защита этих машин очень слабы по сравнению со многими мировыми аналогами. В этом смысле проводимые работы можно считать временным решением, как и закупки БМП-3 новых модификаций. Реальное будущее – за новыми платформами, которые уже неоднократно демонстрировались, но пока не запущены в серийное производство.

Удачный БТР-82А/БТР-82АМ

На вооружении российской армии находится до 800 безнадежно устаревших БТР-60 и 200 БТР-70, до 1600 БТР-80 и более 1600 модернизированных БТР-82А/БТР-82АМ. Кроме того, в качестве легких бронетранспортеров нередко используют гусеничные бронированные тягачи-вездеходы МТ-ЛБ, которых в строю насчитывается до 3800 единиц.

БТР-60 и БТР-70 перспектив не имеют в силу своего возраста и морального и физического устаревания. А вот БТР-80, несмотря на свои недостатки, связанные с защищенностью и противоминной защитой, все еще актуален, особенно если учитывать неясные перспективы с закупками бронетранспортеров на базе легкой колесной платформы "Бумеранг".

Еще в 2013 году на вооружение ВС России был принят БТР-82 – глубокая модернизация БТР-80. Машина имеет два варианта: БТР-82АМ – собственно, это и есть модернизация строевых БТР-80 после капитального ремонта, и БТР-82А – бронетранспортеры новой постройки.

Пакет модернизации включает в себя установку следующих элементов и систем:

  • 8-цилиндровый 4-тактный V-образный дизельный двигатель КАМАЗ-740.14‑300 мощностью 300 л.с.;
  • новые средства противоосколочной защиты (многослойная кевларовая баллистическая ткань на внутренней поверхности корпуса);
  • многослойные резиновые демпферы на полу, защищающие при подрыве фугаса под колесом или корпусом;
  • сидения экипажа и десанта, выполненные на специальной подвеске, которая поглощает часть энергии взрыва;
  • унифицированный боевой модуль с электроприводами и двухплоскостным цифровым стабилизатором вооружения (вооружение – скорострельная 30-мм пушка 2A72 (для БТР-82А), спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКТМ);
  • комбинированный всесуточный прицел наводчика ТКН-4ГА со стабилизированным полем зрения и каналом управления дистанционным подрывом снаряда;
  • помехозащищенный прибор наблюдения ТКН-АИ с ночным каналом и активно-импульсной лазерной подсветкой для командира машины;
  • система топографического ориентирования "ТРОНА-1", включающая комплекс спутниковой навигации ГЛОНАСС/NAVSTAR и автономную одометрическую систему навигации;
  • новая радиостанция Р-168-25-У2;
  • климатическая установка (отопитель, кондиционер) и дизель-генератор мощностью 5 кВт.

Модернизация действительно достаточно глубокая и позволяет повысить противоосколочную и противоминную защищенность и подвижность машины. Появилась возможность ведения огня в движении в ночное время с высокой эффективностью. Неудивительно, что в отличие от модернизированных БМП, о которых упомянуто выше, БТР-82 становится массовым в российской армии, и не только. Машины этого типа уже есть в Казахстане (не менее 70 единиц) и Азербайджане (до 230 по контракту от 2010–2011 года).

Однако даже такая удачная модернизация не может сделать эти машины вечными и не решает многих принципиальных конструкционных проблем, которые изменить невозможно. Поэтому разработка и производство новых бронетранспортеров на базе средней гусеничной платформы "Курганец-25" и легкой колесной платформы "Бумеранг" представляются более чем актуальными.

Отдельного упоминания достоин и "вечный" МТ-ЛБ. Машин этого типа в ВС России очень много, а реальной замены им пока даже не намечается. В связи с этим АО "Ремдизель" разработало и представило пакет модернизации легендарной и незаменимой "мотолыги". Модернизация осуществляется путем замены штатного двигателя на новый двигатель КамАЗ-740.50, мощность которого составляет 360 л.с., и установки гидромеханической трансмиссии. Также предполагается снижение веса машины за счет установки гусениц с закрытым шарниром, в результате чего общая масса МТ-ЛБ уменьшается на 800 кг. Это позволит установить дополнительную защиту либо перевозить больше грузов, а при необходимости – устанавливать достаточно тяжелое вооружение. Модернизация части парка МТ-ЛБ помогла бы выиграть время для определения облика и разработки замены для машины, которая находится в эксплуатации с 1964 года.

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии" 
№ 2 (55) 2019г. , Санкт-Петербург 

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры