Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Импортер №1

Автор: Леонид Нерсисян, военный обозреватель. 

Экспортный портфель российских вооружений в течение последнего года достиг рекордного показателя – 55 миллиардов долларов. При этом крупнейшим покупателем продукции военно-промышленного комплекса России была и остается Индия.

 

К примеру, по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в период с 2011 по 2015 год в структуре российского военного экспорта поставки в Индию составили 39%. При этом сам по себе Дели импортирует вооружений больше, чем любая другая страна в мире, поэтому Индия является одной из ключевых стран для мировых производителей оружия и военной техники, а лидерство России на рынке этой страны позволяет надежно сохранять свое второе место по объему поставок оружия за рубеж. Посмотрим, чего Россия уже достигла в Индии, и каковы перспективы военно-технического сотрудничества (ВТС) между странами в будущем, учитывая активизацию конкурентов.

Made in India – Россия всегда была готова перенести часть производства в Индию

За прошедшие годы Россия и Индия подписали и реализовали масштабнейшие контракты в области ВПК. Вспомним лишь несколько, тем более что многие из них реализуются и приносят деньги до сих пор. Прекрасной сделкой для «Уралвагонзавода» стала поставка, а позже налаживание лицензионного производства на территории Индии танков Т-90С – их в индийской армии уже заметно больше, чем в российской (примерно 900 против 350). И к 2020 году их число может стать вовсе огромным – 2000 единиц. Соответственно, эта сделка позволила загрузить мощности «Уралвагонзавода» на два десятилетия (первый контракт на поставку 310 Т-90 был подписан в 2001 году), обеспечив компанию средствами, позволившими ей разработать ту же перспективную тяжелую гусеничную платформу «Армата», на базе которой созданы танк нового поколения Т-14 и тяжелый БМП Т-15.

Еще одним «контрактом века» стала поставка Индии многофункциональных истребителей Су-30МКИ – двухместной модификации истребителя Су-27, разработанной специально под требования Дели. В общей сложности законтрактованы 272 борта, из которых поставлено уже около 225 самолетов. Более половины Су-30МКИ производятся Индии по лицензии. Эти поставки в общей сложности принесут «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) не менее 10 миллиардов долларов. При этом не стоит забывать о том, что многие российские компании также смогли заработать серьезные средства, поставляя вооружение для этих самолетов (например, корпорация «Тактическое ракетное вооружение»). Можно сказать, что «в сухом остатке» эта сделка оказалась серьезным подспорьем для российской авиационной отрасли в период, когда гособоронзаказа практически не было. Более того, в этих условиях удалось начать работы по истребителю пятого поколения Т-50 ПАК ФА (перспективный комплекс фронтовой авиации).

Из интересных совместных проектов стоит также отметить сверхзвуковую крылатую ракету BrahMos. Строго говоря, индийский вклад в ее разработку минимален, так как ракета является экспортной модификацией российской П-800 «Оникс», «заточенной» специально под требования заказчика. Тем не менее, проект важен тем, что BrahMos устанавливается на очень большом количестве носителей – как на технику военно-морских сил, так и на авиацию (разработана версия ракеты для установки на Су-30МКИ). Интересно и то, что сейчас ведется разработка новой противокорабельной ракеты BrahMos-2, которая, в отличие от предшественницы, будет гиперзвуковой.

Владимир Путин - Прямая линия 2016

Президент РФ Владимир Путин:
«Высокий уровень двустороннего взаимодействия и доверия позволяет начать поэтапный переход от традиционной модели "поставщик – потребитель" к совместной разработке и производству современных систем вооружений. Примеры такой эффективной кооперации уже есть. Имею в виду выпуск современных высокоточных ракет "БраМос", а также работу по созданию многофункционального истребителя пятого поколения»

 

Вышеупомянутые сделки показывают одну важную особенность: во всех случаях часть производства была перенесена в Индию, в некоторых случаях передавалась и часть технологий. В этом долгое время было конкурентное преимущество российского ВПК, который не «стеснялся» удовлетворять подобные требования заказчика. На данный момент руководство Индии стремится к концепции Made in India во всем.

Конкурентов можно побороть техникой нового поколения

В последние годы на индийский рынок вооружений стали активно входить такие страны, как США и Франция. Более того, они смогли «потеснить» Россию в нескольких крупных тендерах. Самые заметные из них – конкурс на поставку штурмовых вертолетов, где российский Ми-28 уступил американскому AH-64E «Апач», и тендер MMRCA (Medium multi-role combat aircraft), в котором участвовали легкие истребители, – в нем российский МиГ-35 «с треском» провалился и даже не рассматривался всерьез, уступив французскому Rafale. Правда, с MMRCA все вышло в итоге не так гладко и для французов – изначально запланированные поставки 126 истребителей были урезаны до 36, однако окончательного контракта до сих пор нет. Во многом причина в завышенной цене (дороже, чем у тяжелых Су-30МКИ) и отсутствии передачи технологий.

Тем не менее, МиГ-35, который даже сейчас пока является довольно «сырым» и сомнительным проектом (опять таки – из-за своей стоимости, не очень соответствующей концепции недорогого легкого истребителя), на тот момент был очень слабой фигурой.

Что же касается штурмовых вертолетов, то здесь мало удивительного: Ми-28 является хорошей платформой, однако вооружение этого вертолета реально уступает американскому – до сих пор не разработан российский ПТРК с принципом «выстрелил и забыл». Еще одним промахом на вертолетном поприще стал тендер на поставку тяжелых транспортных вертолётов: российский Ми-26 уступил американскому CH-47 «Чинук».

В области ВМС французы также активны – Индия выкупила технологии на производство шести дизель-электрических подлодок класса Scorpene за 3,5 миллиарда долларов. Надо сказать, что для Франции передача технологий в третьи страны – не частое явление. Тем не менее, Россия в вопросах поставок техники для ВМС Индии пока первая: за прошедшие годы Дели получил от России авианосец «Викрадиматья» (модернизированный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» из состава ВМФ РФ), шесть фрегатов проекта 1135.6 «Тальвар», атомную подводную лодку К-152 «Нерпа» проекта 971 «Щука-Б», совместно с Невским ПКБ строится легкий авианосец Vikrant (очень похож на «Викрадиматью»).

Что же касается будущего, многими типами техники ВС Индии уже насыщены, либо будут насыщены в скором времени. Это касается как танков, так и авиации, которые приносили и приносят российскому ВПК наибольшую прибыль. Справиться с надвигающимся спадом можно лишь одним способом – предложением качественно новой продукции, превосходящей аналоги по критерию «цена-качество». В данном случае речь может идти о поставках Индии в будущем сухопутной техники нового поколения – танков Т-14 «Армата», тяжелых БМП Т-15, средних БМП на гусеничной платформе «Курганец-25» и колесных бронетранспортеров «Бумеранг». Вся эта техника проходит финальный этап испытаний, и скоро начнется ее серийное производство для нужд российской армии. Пока экспорт этой продукции запрещен, однако вполне вероятно, что к середине 2020-х это ограничение будет снято. Кстати, один контракт на «технику будущего» уже есть – в апреле 2016 года было подписано соглашение на поставку Индии некоторого количества зенитно-ракетных комплексов С-400.

Еще одна «золотая жила» – проект FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Речь идет о двухместной экспортной модификации истребителя пятого поколения Т-50 ПАК ФА, которую создают специально для Индии. Данный проект продвигается с трудом – заказчик неоднократно предъявлял различные претензии технического характера, однако последние новости в индийских СМИ говорят о том, что контракт на проведение опытно-конструкторских работ согласован. В общей сложности Дели планирует закупить около 200 истребителей, что позволит ОАК выручить не менее 20–25 миллиардов долларов, и это без учета дальнейшего обслуживания, поставок запчастей и т.п. Именно поэтому добиваться согласования и реализации этой непростой сделки надо любой ценой.

Ну, и более сомнительный, но тоже очень масштабный проект – это строительство для Индии тяжелого авианосца проекта 23000 «Шторм», который был представлен Крыловским государственным научно-исследовательским центром. Ходят некоторые слухи, что российское предложение лидирует в тендере, в котором также участвуют США и Франция, – за счет того, что Россия готова работать по схеме Made in India. Реализация подобного проекта позволит не только заработать, но и «обкатать» корабль нового проекта за счет Индии, после чего постройка аналогичного авианосца для России (если будет принято такое решение) окажется намного проще.