ОСК и Индия

О создании блока стратегического партнерства под названием AUKUS власти Австралии, Соединенного Королевства и США объявили 15 сентября 2021 года. Первым пунктом в плане сотрудничества значится предоставление Австралии доступа к технологиям атомного подводного флота и последующее строительство для ВМФ Сил обороны Австралии не менее восьми атомных ударных подводных лодок.

Тот факт, что страна, не только не входящая в неофициальный ядерный клуб, но и вообще не располагающая ядерной энергетикой, получит на вооружение самое современное военно-морское оружие, по сути, декларирует открытость рынка атомных подводных лодок.

 

AUKUS (акроним, образованный по составу участников – Australia, United Kingdom, United States) – трехсторонний оборонный альянс, образованный Австралией, Великобританией и США. Сообщение о создании опубликовано 15 сентября 2021 года. В рамках альянса военно-морской флот Австралии впервые получит возможность строить атомные подводные лодки. По мнению наблюдателей, пакт направлен на противодействие влиянию Китая в спорной акватории Южно-Китайского моря

 

Подобные допущения на одном континенте косвенно могут подстегнуть активность на другом, в частности, через наращивание военно-морского сотрудничества между Россией и Индией. Индия уже дважды брала в лизинг атомные подводные лодки. В первый раз (в 1988–1991 годах) лодка проекта 670 К-43 под названием «Chakra» служила в составе ВМС Индии. Во второй раз (с 2012 до 2021 года) в лизинге находилась атомная субмарина К-152 «Нерпа» проекта 971И, также в ВМС, и ее тоже называли «Chakra». К-152 стала предпоследней достроенной из советского задела лодкой[1]. Россия на этом лизинге заработала примерно 650 млн долларов.

В октябре 2016 года было подписано предварительное соглашение о передаче Индии в лизинг еще одной атомной подводной лодки после возвращения К-152 домой. Окончательное межправительственное соглашение заключили в марте 2019 года. Планируется, что одна из лодок, находящихся сейчас на территории Центра «Звездочка» в Северодвинске на ремонте, будет модернизирована под индийские требования и передана ВМС Индии к 2025 году. Скорее всего, это будет ПЛ проекта 971 «Самара» или «Братск», стоимость модернизации лодки и оплата лизинга составит порядка 3,3 млрд долларов. В СМИ говорилось, что Индия собиралась взять в лизинг одну из строящихся на предприятии «Севмаш» лодок проекта 885М. Однако заявка была отклонена в связи с насущной потребностью в таких субмаринах у ВМФ России.

В декабре 2019 года индийское информационное агентство ANI сообщало о планах по расширению подводного флота Индии до шести атомных многоцелевых подводных лодок и 18 неатомных. После заключения соглашения AUKUS число российско-индийских контрактов в сфере развития индийского атомного подводного флота, как можно предположить, будет расти. Сдерживающим фактором останутся только возможности единственного российского предприятия «Севмаш»[2], выпускающего атомные подводные лодки. В настоящее время машиностроительное предприятие реализует обширные российские планы по созданию атомных подводных крейсеров четвертого поколения. Поэтому можно предположить, что Россия предложит Индии еще несколько подводных лодок проекта 971 из тех, что проходят ремонт и находятся в Центре «Звездочка» в Северодвинске.

Помимо развития атомного подводного флота, Индия вынашивает планы по увеличению и обновлению неатомных подводных сил. Сейчас ВМС Индии располагают восемью лодками проекта 877ЭКМ[3], построенными в конце 1980-х – начале 1990 годов в СССР и России[4] и четырьмя подводными лодками немецкого проекта 209/1500 постройки 1986–1994 годов. Также республика Индия строит по французской лицензии неатомные лодки типа «Скорпене», две из которых пополнили состав ВМС в 2017 и 2019 годах. Всего индийские военные планируют включить в состав флота шесть таких лодок. Строится «Скорпене» на верфях Индии на протяжении порядка 10 лет.

Лодки проекта 877ЭКМ уже прошли один или два средних ремонта на предприятиях России. Индийские моряки активно эксплуатируют боевые единицы, а специалисты предприятия «Звездочка» приобрели колоссальный опыт работ с этой серией и использовали его при ремонте трех аналогичных ПЛ для российского ВМФ.

С 2008 года власти Индии ведут тендер на постройку шести современных неатомных подводных лодок. Одно из требований к ним – способность наносить удары ракетами по наземным целям. Сам тендер имеет название «Project 75I» и оценивается ориентировочно в 6 млрд долларов. Лодки должны быть построены на верфях Индии с передачей технологий строительства.

Вообще индийские тендеры на поставку оружия и вооружений, когда есть выбор между несколькими поставщиками, идут очень долго и порой заканчиваются весьма необычно. Так, долгоиграющий индийский тендер на закупку более 100 боевых истребителей (порядка 18 поставляет выигравшая страна, остальные собираются из комплектов на территории Индии) пока привел лишь к закупке у России самолетов Миг-29 из наличия ВКС России и к поставке дополнительных комплектов для сборки Су-30МКИ[5] на территории Индии.

Вместе с тем, нынешний состав подводных сил Индии стремительно стареет[6]. Россия уже выказала готовность передать Индии три лодки проекта 877 из наличия российского ВМФ и отремонтировать три индийских лодки на своих верфях. Попытка Индии наладить ремонт 877ЭКМ на своей территории, но при помощи российских специалистов, пока не имела успеха. За 10 лет была отремонтирована только одна лодка, «Звездочка» проводит аналогичный ремонт за три года.

Сильная сторона российских предложений в рамках «Project 75I» – это совместное проектирование неатомной подводной лодки на основе проектов 677 и «Амур 1650» с максимально возможной передачей технологий строительства. Остальные участники не спешат предлагать аналогичные или хотя бы близкие по партнерской интеграции условия. Еще одной сильной стороной российских предложений признано существование крылатой ракеты «BrahMos», совместной российско-индийской разработки, которая может быть использована на лодках этого проекта. Слабой стороной проекта называют отсутствие готовой воздухонезависимой энергетической установки. В целом у ОСК хорошие перспективы развития сотрудничества с Индией в области подводного флота, как атомного, так и неатомного.

Не менее впечатляющим опытом сотрудничества страны обладают в сегменте надводных боевых кораблей. Так, с 1976 по1988 год для Индии были построены пять эсминцев 61МЭ, разработанных на основе советского большого противолодочного корабля проекта 61. В отличие от него, 61МЭ получил возможность постоянного размещения вертолета на борту, также на эсминце появились противокорабельные ракеты. До сих пор в строю ВМС Индии остаются три таких корабля. Этот проект стал первым крупным экспортным образцом отечественного военного кораблестроения.

Также Советский Союз оказывал индийским кораблестроителям консультативную и техническую помощь, поставлял различные виды корабельного вооружения, включая ракетные комплексы[7]. В результате ВМС Индии пополнили весьма любопытные фрегаты типа «Godavari», внешне такие же, как английские «Leander», но оснащенные советским оружием и радиоэлектроникой. В дальнейшем с помощью российских специалистов и на основе нереализованного советского эсминца проекта 11000 в Индии были построены в 1987–2016 годах шесть эсминцев проектов 15 «Delhi» и 15А «Kolkata».

В начале 1990-х годов специалистами «Северного ПКБ» был разработан и предложен импортерам фрегат 11356 на основе проекта 1135 сторожевого корабля Советского ВМФ. В периоды 1999–2004 и 2007–2013 годов для ВМС Индии были построены две серии таких кораблей по три единицы каждая, производителями стали «Балтийский завод» в Санкт Петербурге и Калининградское предприятие «Янтарь». Экспорт позволил сохранить специалистов и технические возможности российских судостроительных предприятий, не имевших в то время заказов от российского ВМФ.

Важным эффектом российско-индийского сотрудничества в области разработки вооружений стал тот факт, что созданные для Индии боевые системы в дальнейшем поступали на вооружение российских армии и флота. Это произошло с истребителем Су-30МКИ и фрегатами проекта 11356. С 2010 по 2017 год на предприятии «Янтарь» были построены три таких фрегата для Черноморского флота ВМФ России. В связи с полным прекращением военно-технического сотрудничества между Россией и Украиной в 2014 году корабли «застряли» на заводе. Украина отказалась передавать уже изготовленные газотурбинные установки. Индия на основе проекта 11356 с помощью российских специалистов разработала проект фрегата «Shivalik», и три таких корабля были построены в Индии между 2001 и 2011 годами.

В октябре 2016 года достигнуто соглашение с Индией о достройке двух из трех фрегатов, оставшихся на «Янтаре», и постройке еще двух таких же на территории Индии. Это позволило получить от Украины два комплекта уже изготовленных двигательных установок и вернуть потраченные на них средства. Согласно заключенным к 2018 году контрактам достройка на «Янтаре» двух фрегатов оценивается в сумму порядка 1,2 млрд долларов, а российское участие в строительстве двух фрегатов в Индии – порядка 500 млн долларов[8]. Строящиеся на «Янтаре» фрегаты «Tushil» и «Tamala» будут переданы Индии в 2022–2023 годах, заложенные в 2021 году в Индии корабли пополнят состав ВМС в 2026 году[9].

Долгие годы тянется еще один индийский тендер на закупку тральщиков. Подобных кораблей в составе ВМС Индии нет, и теперь индийский флот намерен в срочном порядке приобрести три-четыре тральщика из флотов других государств или из числа уже списанных, которые возможно переоборудовать под требования ВМС Индии перед их передачей. Речи о приобретении новых противоминных кораблей пока нет. Россия может передать морские тральщики проекта 266М, они сейчас выводятся из состава флота. Благо, на службе в ВМС Индии находились 12 тральщиков этого же проекта в экспортном исполнении. А в будущем можно предложить Индии и экспортный вариант строящихся в России тральщиков проекта 12770.

В ближайшие годы Индии может потребоваться замена остающихся в строю ракетных корветов проекта 1241РЭ. Пять таких кораблей были построены в СССР, еще шесть корветов Индия собрала на своей территории. Россия может предложить проект малых ракетных кораблей 22800Э, на вооружении которых будут состоять не ракеты семейства «Калибр», а комплекс «BrahMos».

С 2005 по 2017 год Россия занимала 45% индийского рынка военной техники ориентировочной стоимостью 38,7 млрд долларов. В тот период в военно-морской сфере Индия получила от России полностью модернизированный авианосец «Vikramaditya»[10] (бывший советский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»), атомную подводную лодку «Chakra», три фрегата проекта 11356. Был проведен ремонт ряда индийских неатомных подводных лодок.

Сегодня правительство Индии развивает оборонную промышленность в рамках концепции Make in India. Россия готова поддержать партнера как передачей военных технологий, так и совместной разработкой вооружения и военной техники. Хорошими примерами служат ракетный комплекс «BrahMos» и многоцелевой тяжелый истребитель Су-30МКИ.

При этом индийская промышленность пока еще не может полностью разрабатывать и производить весь спектр военно-морской техники, поэтому ОСК должна быть готова к прямым поставкам современных боевых кораблей и подводных лодок в экспортном исполнении, как построенных специально для Индии, так и находящихся пока в составе ВМФ РФ.

 

Автор - Дмитрий Болтенков

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 6 (71), 2021 г., Санкт-Петербург


[1] Последней атомной подводной лодкой из советского задела стала лодка специального назначения «Белгород», ее строительство завершается в настоящее время.

[2] Во времена Советского Союза строительство атомных подводных лодок осуществлялось на четырех заводах.

[3] Всего Индия получила 10 таких подлодок, но одна из них была потеряна в результате аварии на борту, а еще одна передана ВМС Мьянмы.

[4] В период 1969–1976 годов СССР поставил Индии восемь подводных лодок проекта 641И. Этот проект стал первым отечественным специально созданным на экспорт проектом подводной лодки.

[5] Если возможности выбора между несколькими поставщиками нет, Индия принимает решение достаточно быстро. Это показали закупки российских дальнобойных систем ПВО С-400 и американских базовых патрульных самолетов P-8I Neptune. Аналогов этих видов оружия больше никто в мире не предлагает.

[6] Большинство индийских неатомных подводных лодок имеет срок службы не менее 20 лет и явно нуждается в замене в ближайшие годы.

[7] И в XXI веке Россия поставляла Индии крупные партии ракет «Уран» и «Club».

[8] Цифры даны по материалам Центра анализа стратегий и технологий.

[9] В октябре 2020 года стало известно, что найден покупатель и на последний недостроенный для России фрегат проекта.

[10] В ходе этой модернизации российские специалисты получили уникальный опыт, в дальнейшем примененный в процессе перестройки атомного тяжелого ракетного крейсера «Адмирал Нахимов».

Партнеры