Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Экспорт военных кораблей

Автор: Дмитрий БОЛТЕНКОВ 

В структуре экспорта российских вооружений и военной техники военно-морской сегмент занимает порядка десяти процентов. Но даже несмотря на то, что продажа военных кораблей – не самый обширный сегмент портфеля заказов «Рособоронэкспорта», у России есть ряд надежных импортеров и длинных высокорентабельных контрактов в этой отрасли. 

Обойти отечественных корабелов по соотношению «цена – качество» способны не многие мировые производители.

Россия как одна из ведущих стран-экспортеров продукции военного кораблестроения предлагает широкий спектр кораблей и подводных лодок, начиная от авианосцев и атомных подводных крейсеров и заканчивая патрульными катерами. Большинство контактов включают также последующее обслуживание, ремонт и модернизацию поставленных боевых единиц; создание систем базирования и ремонта для ВМС иностранных государств.

Такой образец военного кораблестроения России, как подводная лодка проекта 877 «Варшавянка», стал известным мировым брендом, наравне с «Калашниковым», танком Т-72 или истребителем МиГ-29.

В последние годы военно-техническое сотрудничество России в области военного кораблестроения ведется со многими странами. Предлагаем краткий обзор ВТС в этом сегменте с некоторыми наиболее перспективными заказчиками.

 Вьетнам

Советский Союз и его правопреемник Россия создали подводные флоты для нескольких стран.

Одной из таких стран стал Вьетнам. 15 декабря 2009 года Вьетнам заключил контракт с Россией на строительство шести подводных лодок проекта 06361, создание пункта базирования подводных сил и судоремонтного завода в Камрани, поставки оружия и подготовки экипажей. Общая стоимость контракта достигла 4 млрд долларов, из которых 2 млрд долларов стоили сами подводные лодки.

Лодки были построены в период 2010–2016 годов в Санкт Петербурге на ОАО «Адмиралтейские верфи». В целях экономии вьетнамская сторона перевозила построенные для нее подводные лодки и корабли на судах-доках голландской компании «Rolldock». И 28 февраля 2017 года на ВМБ Камрань был торжественно поднят флаг над пятой и шестой подводными лодками, что может говорить о полном завершении контракта. Вьетнамские названия подводных лодок: «Ha Noi», «Ho Chi Minh», «Hai Phong», «Khanh Hoa», «Da Nang», «Ba Ria-Vung Tau». В 2015 году в Камрани по российскому проекту АО «ЦТСС» была создана военно-морская база подводных лодок.

Зеленодольский судостроительный завод продолжил строительство фрегатов семейства проекта 11661 для Вьетнама в конфигурации «Гепард 3.9». Россия и Вьетнам 7 октября 2012 года заключили контракт стоимостью в 700 млн долларов на строительство второй пары фрегатов этого проекта с усилением противолодочного вооружения. Правда, строительство было задержано из-за отмены поставок украинского производителя главных газотурбинных агрегатов. Сдача кораблей заказчику сдвинулась примерно на один год. В настоящее время планируется передача этих двух кораблей в сентябре и ноябре-декабре 2017 года. Названия кораблей пока не раскрываются.

Есть информация, что Вьетнам планирует заказать еще пару таких фрегатов с ракетным комплексом «Калибр», но уже с другой двигательной установкой. Первая пара фрегатов была заказана Вьетнамом в 2006 году, а в 2011 году вошла в состав ВМС под именами «Dinh Tien Hoang» и «Ly Thay To». Их постройка обошлась в 350 млн долларов.

Во Вьетнаме также продолжается строительство по лицензии серии ракетных катеров проекта 12418. Комплектующие для катеров изготавливает ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске. Контракт стоимостью 1 млрд долларов был заключен в 2006 году. В рамках этого контракта два катера проекта 12418 построены в России. Еще 10 должны сойти со стапелей во Вьетнаме. В настоящее время шесть катеров в строю, ведется строительство еще двух, возможен заказ еще четырех таких же катеров.

В 2016 году новейший российский спасательный корабль проекта 21300 «Игорь Белоусов» был переведен южными морями во Владивосток. По пути его показали во Вьетнаме, который проявил интерес к этому проекту и запросил комплектацию и цену корабля.

Алжир

Алжир традиционно не стремится афишировать свои военные контракты. Информация о заказах этой страной подводных лодок и кораблей носит ограниченный характер.

В 2016 году некоторые СМИ сообщили, что Алжир заказал в России шесть корветов проекта 20382. Предположительно эти корабли будут строиться двумя сериями по три корвета каждая на заводах в Санкт-Петербурге и Комсомольске-на-Амуре. В целом они похожи на российские варианты, однако будут длиннее на два метра и с большим на 300 тонн водоизмещением, чем у российских аналогов. На корветах планируется установить дизели производства германской компании MTU. Обе модификации будут снабжены ЗРК «Штиль-1» и ЗРАК «Каштан». Вторую подсерию выполнят в варианте ПЛО, оснастят ГАК нового поколения и противолодочными вертолетами. Обе модификации будут нести противокорабельные ракеты большой дальности.

На ОАО «Адмиралтейские верфи» продолжается строительство подводных лодок проекта 06361. В 2014 году Алжир заказал вторую пару таких подлодок общей стоимостью в 1,2 млрд долларов. Передача лодок заказчику запланирована на 2018 год. Первая пара лодок этого проекта куплена Алжиром за 600 млн долларов в 2006 году, их поставка состоялась в 2010 году.

В период 2007–2017 годов Санкт-Петербургский завод «Северная верфь» провел капитальный ремонт и комплексные модернизации трех алжирских фрегатов проекта 1159Т и трех ракетных корветов проекта 1234Э. Эти корабли были построены в СССР в 1980-х годах. В ходе модернизации на них установлен ракетный комплекс Х-35Э «Уран-Э», заменено до 80% корабельных систем, установлены новые радиоэлектронные комплексы. Ремонты производились по парам (один фрегат и один корвет) и были закончены в марте 2017 года. После ремонта срок службы кораблей продлен на 10 лет.

Индия,

Центр судостроения «Звездочка» в Северодвинске в настоящее время ведет для ВМС Индии средний ремонт с модернизацией подводной лодки проекта 877ЭКМ «S60 Sindhukesari». Она должна быть сдана заказчику в 2018 году и станет уже шестой (с 1997 года) отремонтированной на «Звездочке» лодкой для ВМС Индии. Также «Звездочка» помогает Индии в ремонте лодок этой серии на заводе в Вишакхапатнаме. В 2016 году в Северодвинске завершили работы по ремонту и модернизации дизель-электрической подводной лодки ВМС Индии «S61 Sindhukirti». Всего Советский Союз и Россия поставили Индии 10 подводных лодок этого проекта.

ВМС Индии приняли решение провести второй средний ремонт четырех своих лодок. Из них не менее двух будут отремонтированы на ЦС «Звездочка», и лодка «S60 Sindhukesari» стала первой из них.

В 2016 году достигнуто межправительственное соглашение о поставке Индии в лизинг второй атомной подводной лодки проекта 971. Можно предположить, что это находящаяся на ремонте в ЦС «Звездочка» лодка «Самара». Другим вариантом может быть лодка с заводским номером 519, корпус которой с советских времен находится на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Ранее, в 2012 году, Индия получила в лизинг на 10 лет атомную лодку «Chakra». Имевшая название в России К-152, эта лодка была заложена еще в советское время и по контракту от 2004 года достроена по модернизированному проекту 971 «Ирбис». Стоимость ее лизинга оценивается в 900 млн долларов. Примечательно, что Индия проявляла интерес к строящимся атомным подводным лодкам проекта 885М, однако в такой лодке ей было отказано.

В 2016 году также заключено межправительственное соглашение о строительстве для ВМС Индии четырех фрегатов проекта 11356. Ранее эта страна получила шесть таких фрегатов, построенных в России двумя сериями и переданных ВМС Индии в 2003–2004 и 2012–2013 годах соответственно.

Для Черноморского флота завод «Янтарь» в Калининграде строит шесть кораблей, три из которых уже переданы ВМФ. С достройкой второй тройки возникли проблемы: Украина отказалась поставить для этих кораблей уже оплаченные Россией газотурбинные двигатели. Вероятно, два из трех кораблей, находящихся на «Янтаре», будут достроены уже для Индии (в этом случае Украина готова на поставку двигателей), а еще два будут построены на территории страны-заказчика. 

Египет

В 2016 году Россия передала Египту ракетный катер проекта 12421 Р-32. В ВМС Египта катер получил название «Ahmed Fadel». Корабль построен в России в 2000 году и предназначался для поставки на экспорт, имеет на вооружение ракетный комплекс «Москит-Э». Можно предполагать, что этот катер поставлен Египту как ознакомительный и учебный, в целях дальнейшей покупки серии ракетных катеров проекта 12418. Официально передача катера была снабжена следующим комментарием: «оказание помощи Египту в борьбе с терроризмом на море».

Можно отметить, что в последнее время ВТС России и Египта активизировалось. Египет купил крупную партию российских боевых самолетов и вертолетов. А на советских кораблях Египет уже воевал. Первое в мире успешное использование противокорабельного ракетного оружия состоялось 21 октября 1967 года. В тот день египетские ракетные катера советской постройки потопили израильский эсминец «Эйлат». 

Аргентина

В декабре 2015 года в эту далекую южноамериканскую страну прибыли четыре патрульных корабля. Они были перестроены из морских буксиров серии «Нефтегаз» по контракту на 8 млн долларов, заключенному в декабре 2014 года.

Китай

В феврале 2015 года Россия заключила с Китаем договор о строительстве четырех десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12232 «Зубр» (ранее этот договор был заключен между Китаем и Украиной). Изначально предусматривалось строительство двух кораблей в Крыму, в Феодосии, на заводе «Море», и строительство двух кораблей в Китае. Сумма данного контракта составляла 315 млн долларов.

Надо отметить, что Украина в свое время «перебила» переговоры Китая с Россией о постройке серии десантных кораблей, предложив меньшую цену. При этом Украина предложила Китаю нелицензионный вариант «Зубров». Россия настаивала на заказе большего количества кораблей. Теперь, после возвращения Крыма в состав России, России пришлось взять на себя завершение не очень выгодного для себя контракта.

Особенности российского военного экспортного кораблестроения

Сильная сторона российской судостроительной промышленности состоит в возможности реализации сложных технических проектов. Примером может служить проект по интеграции кораблей постройки Советского Союза под новые технологии и требования заказчика (Индия).

Еще один пример – перестройка советского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в индийский авианосец «Викрамадитья». По сути, в корпусе, построенном в 1988 году в Николаеве, был создан новый корабль, класс которого полностью изменился. Авианосец передан Индии в 2013 году.

Еще одним проектом стала достройка атомной подводной лодки К-152 «Нерпа» по экспортному проекту для той же Индии. В настоящее время возможна модернизация еще одной атомной подводной лодки проекта 971 под индийские требования.

Также очень сильной стороной российской судостроительной промышленности можно считать способность применять полученный при реализации экспортных контрактов опыт в программах модернизации кораблей для ВМФ России. Так, отработав технологии ремонта и модернизации на индийских подводных лодках проекта 877ЭКМ, ЦС «Звездочка» начал производить ремонт подлодок данного проекта для Северного флота. В настоящий момент две лодки – «Калуга» и «Владикавказ» – уже возвращены после ремонта в состав ВМФ.

ОАО «Севмаш» свой опыт, полученный при модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья», использует в модернизации атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов».

К сожалению, в настоящее время Россия не имеет на вооружении подводных лодок с воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ). Это серьезно осложняет ее положение на рынке современных подводных лодок. Создание российской ВНЭУ пока буксует, и в ближайшие годы ожидать ввода в строй лодки проекта 677 с ВНЭУ не приходится. Между тем, лодки с ВНЭУ были бы крайне интересны, в первую очередь, традиционным странам-покупателям российских подводных лодок, таким как Китай, Индия, Алжир и Вьетнам.

Еще один серьезный минус – отсутствие реализованных проектов кораблей типа «десантно-вертолетный корабль-док» (ДВКД). В настоящее время ДВКД представляют практически обязательный атрибут ВМС ряда стран.

Существует рынок вооружений, поставляемых «из наличия». Такое бывшее в употреблении оружие, безусловно, дешевле. Россия достаточно активно продает оружие «из наличия» в сегменте авиационной или бронетанковой техники. Но на рынке кораблей «из наличия» наша страна практически не представлена. В 2014 году ряду стран предлагали выведенные из состава ВМФ подводные лодки «Вологда» и «Новосибирск», однако покупателей на них так и не нашлось. Впрочем, в настоящее время ВМФ РФ и не располагает свободными кораблями для экспорта. 

Результаты и перспективы

Африка и Ближний Восток

После наложенных на Ливию санкций Россия потеряла этого заказчика военно-морской техники. Нынешнее состояние Ливии не позволяет считать ее перспективным импортером. Однако в случае если маршал Хафтар сможет взять власть над территорией хотя бы части этой страны, стоит ожидать от него заказов на постройку патрульных судов и катеров.

Рынок Сирии и Йемена, бывших заказчиков военно-морской техники из СССР, утрачен по вполне понятным причинам.

Страны Персидского залива никогда не заказывали военно-морскую технику в СССР/России, за исключением Ирана. Иран в начале 1990-х годов купил три подводные лодки проекта 877. В настоящее время, после снятия с Ирана санкций, можно ожидать возобновления ВТС с этой страной. Но за годы изоляции Иран сумел создать собственную военную промышленность, научился сам строить боевые корабли и подводные лодки, и его в первую очередь интересуют военно-морские технологии.

Вместе с тем, такие страны, как ОАЭ или Саудовская Аравия, могут стать перспективными потребителями как подводных лодок, так и боевых кораблей. Известно, что Саудовской Аравии уже предлагали к рассмотрению патрульный корабль проекта 22160. Серия данных кораблей строится для российского ВМФ, головной должен войти в состав Черноморского флота в 2017–2018 годах. По получении корабля «в металле» его будет гораздо проще демонстрировать потенциальным заказчикам. Проект 22160 представляет собой океанский патрульный корабль, построенный по модульной конструкции, который может нести на борту модули с различной боевой нагрузкой.

Центральная и Южная Америка

В свое время СССР поставляла военные корабли на Кубу и в Никарагуа. В 2013 году Никарагуа заказала в России два ракетных и четыре патрульных катера, однако в дальнейшем никакой информации о реализации контракта не поступало. Куба стремится производить модернизацию своих ВМС собственными силами и средствами.

Весьма перспективными клиентами в будущем должны стать страны Латинской Америки. В настоящее время там нет на вооружении кораблей российской постройки. Поставка ВМС Аргентины четырех патрульных буксиров есть первое проникновение на этот весьма перспективный рынок. Ранее Венесуэла уже планировала приобрести партию подводных лодок проекта 0636.

В этот регион можно продвигать различные виды патрульных кораблей, включая фрегаты типа «Гепард», а также исследовательские суда и катера. У Чили и Аргентины существует серьезная программа исследований Антарктики. Россия имеет громадный опыт в строительстве ледокольных судов. Полагаю, такие суда могут заинтересовать эти страны.

Дальний Восток

В начале 1990-х годов Китай снова стал импортером российского оружия и военных технологий. В 1950-е годы СССР поставил в КНР немало оружия и технологий, но после фактического разрыва отношений все ВТС с Китаем было свернуто.

В начале 1990-х годов КНР активно модернизировала свои вооруженные силы, стране просто необходимы были как образцы военного корабелостроения, так и военные технологии. В 1990-х годах Россия поставила в КНР четыре эсминца проекта 956ЭМ и 10 подводных лодок проекта 0636М. Также Китаю было оказано содействие в проектировании новых кораблей ВМС НОАК. В настоящее время КНР по-прежнему интересуют военно-морские технологии, а вот готовые продукты страна старается закупать по минимуму.

Юго-Восточная Азия и Средний Восток

Индия и Вьетнам продолжают оставаться партнерами России.

Ряд стран, такие как Малайзия или Бангладеш, проявляют интерес к российским военно-морским разработкам. Подходят к завершению переговоры со Шри-Ланкой о покупке этой страной одного фрегата проекта «Гепард 5.1».

К сожалению, Бангладеш и Таиланд купили подводные лодки для своих флотов в Китае.

С 2013 года ведутся переговоры с Индонезией о поставке ей нескольких российских подводных лодок. Особо стоит обратить внимание, что страны региона активно проводят политику трансфера технологий, с постройкой военных кораблей на своих верфях.

Перспективной страной для ВТС являются Филиппины. Для этой страны могут быть актуальны подводные лодки и разнообразные патрульные корабли российского производства.

__________________________________________

Экспортные поставки боевых кораблей и подводных лодок в 1990-е и 2000-е годы во многом спасли судостроительные заводы и конструкторские фирмы от деградации и гибели. Созданы новые проекты кораблей, такие как фрегат проекта 11356 и подводная лодка проекта 636. Эти корабли строились не только на экспорт, но и поступили на вооружение ВМФ РФ.

В настоящее время рынок основных потребителей военно-морской техники (Алжир, Вьетнам и Индия) достаточно насыщен, к тому же эти страны покупают корабли и у других производителей.

Автор не видит в ближайшем будущем каких-либо новых крупных экспортных контрактов для России на постройку кораблей и подводных лодок. Но в этом есть и свой плюс, ибо в настоящее время судостроительная промышленность страны занята программами возрождения отечественного военного флота. По истечении 5–10 лет Россия сможет предложить иностранным заказчикам уже новое поколение кораблей и подводных лодок «в металле».

2017г., июнь    
"Новый оборонный заказ. Стратегии"