Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Газ как автомобильное топливо: мировые перспективы

Автор: Игорь Чубаха 

Второй день работы Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2019) принес много новостей. 

И одним из привлекших общее внимание мероприятий стала панельная дискуссия, где обсуждалось, что в России (да и в мире в целом) набирает силу процесс по переходу автотранспорта с бензина на природный газ. 

 

Экономия и экология

Участники дискуссии "Газомоторное топливо: экономика и климат" оказались единодушны в оценках. Действительно, за последние полстолетия природный газ совершил революцию в сфере топлива для производства электрической и тепловой энергии. Теперь настала очередь транспортного сектора экономики.

И отечественный авторынок демонстрирует неподдельный интерес к открывающимся возможностям. Новости следуют одна за другой: "Рязанский общественный транспорт постепенно переведут на электрическое и газомоторное топливо…", "В Югре расширяется применение газомоторного топлива…", "Ленобласть перейдет на газомоторное топливо и вдвое снизит расходы на горючее…", "В регионах России снова резко выросли цены на бензин…".

Действительно, одна из краеугольных причин настоящего бума перевода автомобилей на природный газ – более низкая цена по сравнению с бензином.

"Кто платит за топливо из своего кармана, не раз признавались мне, что никогда не перейдут обратно на бензин, – рассказывает председатель совета директоров ПАО "Газпром" Виктор Зубков. – Стоимость метана сегодня на заправках "Газпрома" в три раза ниже стоимости бензина и дизеля".

Второй архиважный аспект – экологическая составляющая. Газ менее токсичен. А при производстве энергии, например, природный газ выделяет на 60% меньше углекислого газа, чем уголь.

"Каждое государство сильно конкурентными преимуществами. И для России, несомненно, таким преимуществом являются возможности по использованию природного газа как источника энергии, – рассуждает министр транспорта РФ Евгений Дитрих. –Наверное, в первую очередь на транспорте. Кроме экономической целесообразности, это решение имеет серьезные экологические плюсы".

Министр подчеркивает, что речь идет не только об автомобилях, но о транспорте в целом.

Экология и господдержка

Напомним, в 2016 году Россия присоединилась к "Парижскому соглашению" по климату и взяла обязательства сократить выбросы парниковых газов к 2030 году на 25–30% от уровня 1990 года с учетом поглощающей способности лесов. "Именно на эти цели мы ориентировались, корректируя несколько лет назад Транспортную стратегию РФ, – поясняет Евгений Дитрих. – На транспорт приходится порядка 40% суммарных выбросов, а среди видов транспорта основной источник выбросов – автомобильный. На него приходится чуть менее 80% от общего объема".

Соответственно, полномасштабный переход на использование газа вместо традиционных видов топлива, особенно дизельного, в ближайшие годы позволил бы сократить выбросы оксида серы и низкодисперсных частиц на 100%, оксида азота – на 47%, углекислого газа – на 42%.

Поэтому рост популярности природного газа в автопроме получает правительственную поддержку. Поставлена цель довести к 2030 году долю транспорта с двигателями на альтернативных видах топлива минимум до 49%.

"Для увеличения парка газомоторной техники мы предлагаем осуществлять адресную поддержку закупки транспорта в регионах, в которых уже появилась определенная газомоторная инфраструктура. Таких субъектов в Российской Федерации уже 26, – делится министр. – Мы предлагаем объединить их в семь кластеров. И в рамках одного из инфраструктурных проектов строить заправочные станции вдоль соединяющих кластеры автодорог".

Также Минтранс намерен содействовать в приобретении пассажирского транспорта на газомоторном топливе в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". На эти цели в федеральном бюджете предусмотрены расходы в объеме 20 млрд рублей.

На дорогах, на рельсах и на море

Впрочем, Россия находится в самом начале выбранного пути. "В настоящее время доля природного газа в объеме потребления среди прочих моторных топлив в стране составляет менее 1%", – признает глава Минтранса.

Хотя определенные шаги сделаны и делаются.

"Четыре года назад мы в "Газпроме" развернули масштабную работу по созданию газозаправочной инфраструктуры. Сегодня в нашей сети действует 310 заправочных объектов мощностью 2,2 млрд кубов газа, – рассказывает Виктор Зубков. – В текущем году "Газпром" планирует ввести в эксплуатацию еще 43 новых станции".

По расчетам газпромовских аналитиков, если газовый рынок страны будет развиваться без кризисов по всем направлениям (сжиженный природный газ для тяжелых грузовиков, СПГ на железнодорожном и морском транспорте, газомоторное топливо и т.п.), к 2030 году потребление газомоторного топлива могло бы составить около 10 млрд кубометров.

Действительно, пока что каждый год объемы реализации газомоторного топлива в РФ растут на 10–12%.

Евгений Дитрих рассказывает, как идет "газификация" российских железных дорог и морских путей. "Использование газа на железнодорожном транспорте вполне целесообразно, особенно на грузонапряженных неэлектрифицированных направлениях, где есть потребность в формировании тяжеловесных составов массой свыше 6 тыс. тонн", – отмечает министр и добавляет, что первые газотурбовозы и маневровые тепловозы уже начали работы на пилотных участках.

В перспективе после завершения строительства инфраструктурных проектов планируется увеличение полигона применения газомоторных локомотивов до 5,5 тыс. км. Со своей стороны РЖД планирует закупку 23 магистральных газотурбовозов и 51 маневрового газотепловоза в период 2020–2025 годов.

Кроме того, руководитель министерства фиксирует рост числа заказов от судоходных компаний на проектирование и строительство судов, использующих сжиженный природный газ.

Так, "Совкомфлот" уже эксплуатирует 13 судов-газовозов. А в прошедшем году был размещен заказ на строительство еще трех судов класса "Афрамакс" на судостроительном комплексе "Звезда". Расход топлива при использовании таких танкеров на 20% ниже, чем традиционных видов топлива. "Роснефть" также заказала на "Звезде" строительство десяти танкеров, использующих СПГ, на 2021–2024 годы.

Пилотным бассейном для таких судов можно считать Балтийское море. В качестве основных точек бункеровки судов рассматриваются порты Усть-Луга и Большой порт Санкт-Петербург, включая аванпорты Бронка, Кронштадт, Приморск, Высоцк и Калининград. И это далеко не предел. Сейчас на газе по морям уже ходят контейнеровозы, крейсеры и круизные лайнеры других стран.

В общем, следует признать, что Россия немного отстает в развитии этой индустрии, но не критично.

В мировом масштабе

Уточним, за последние десять лет потребление природного газа в мире выросло на 20% и в минувшем году превысило 3,8 трлн кубометров. По экспертным оценкам, к 2040 году газ станет единственным ископаемым топливом, чья доля среди первичных энергоносителей продолжит расти и достигнет свыше 5,4 трлн кубометров.

"Конечно, наибольшее влияние на объемы потребления газа окажет энергетика и транспорт. Ежегодный прирост по энергетике – 2,2%. По транспорту – 4,2%", – добавляет Виктор Зубков. Но пока основной прирост потребления ожидается не в России, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Северной Америке и на Ближнем Востоке.

Впрочем, для России и это неплохо. Именно Россия сегодня занимает лидирующую роль на мировом рынке по запасам, добыче и экспорту природного газа. "Газпром" добывает почти 500 млрд кубометров. А запасы страны исчисляются на уровне 35 трлн кубометров. При этом Россия имеет самые протяженные магистрали газопроводов – 172 тыс. км. И еще 700 тыс. км распределительных сетей. И на этих сетях в любом месте можно строить заправочные станции на метане. Причем многие города или целые регионы газифицированы на 100%.

Следовательно, можно полагать, что регионы с быстрорастущей газомоторной инфраструктурой будут ориентироваться преимущественно на приобретение российских природных ресурсов. "Китай и Индия, здраво оценив растущую популярность природного газа, готовы инвестировать в эту индустрию, даже несмотря на то, что не имеют значительных собственных природных запасов", – соглашается главный исполнительный директор Snam SPA Марко Альвера.

"Это колоссальная возможность направить ресурсы на развитие рынка газомоторного топлива не только в России, но и во всем мире", – подчеркивает председатель совета директоров "Газпрома".

С другой стороны, сегодня газомоторное топливо применяется более чем в 80 странах. Конечно, мировой парк автомобилей, работающих на компримированном (сжатом), а в последнее время и на сжиженном природном газе, постоянно растет. С 2000 года парк транспорта на природном газе возрос с 1 млн до 26 млн автомобилей. И их по всей планете обслуживает более 31 тыс. газозаправочных станций.

Но, подсказывает генеральный секретарь Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) Юрий Сентюрин, существующая газозаправочная инфраструктура распределена по планете крайне неравномерно. Более половины из 30 тыс. существующих в мире газозаправочных станций (18 тыс.) располагаются в трех государствах: Иране, Индии и Китае. В Европе – 4 тыс. заправок, в США – 2 тыс.

Что мешает

Итак, недостаточно развитая инфраструктура (как в России, так и за рубежом) оказывается серьезной сдерживающей причиной, мешающей газомоторному топливу резко наращивать популярность по всей планете.

Вторая сдерживающая причина носит маркетинговый характер. В свое время ведущие мировые автопроизводители решили сделать ставку на электромобили и теперь не спешат что-то менять.

"На глобальном авторынке развернулась жесточайшая конкуренция типов двигателей: дизельных, бензиновых, на метане, биометане, электрических и водородных. Но я сразу скажу: бюджеты компаний, которые лоббируют электрические автомобили, в десятки раз превышают бюджеты игроков, продвигающих газомоторные авто", – сетует Виктор Зубков.

В частности, обладатели огромных рекламных бюджетов банально замалчивают тот факт, что электричество для электромобиля сначала нужно где-то выработать. А для этого, опять же, требуется что-то сжечь (уголь, мазут). И в итоге выбросы парниковых газов окажутся ничуть не меньше, а скорее даже больше, чем при работе двигателя на природном газе.

"Ключевая проблема – это дисбаланс, который сложился в государственной политике целого ряда развитых и развивающихся стран, – соглашается Юрий Сентюрин. – На фоне сокращения использования бензина и дизельного топлива ставка делается на электромобили или автомобили на водородном топливе. В то же время возможности газомоторного топлива при выборе векторов государственной политики просто игнорируются, потенциал не раскрывается".

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 4 (57) 2019г. , Санкт-Петербург  

 

Партнеры