Севморпуть: ледоколы, порты и льготы инвесторам

Текст: Игорь Заржицкий  

На V Международном арктическом форуме президент России Владимир Путин анонсировал принятие новой стратегии развития российской Арктики до 2035 года.

"Стратегия должна объединить мероприятия наших национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов", – подчеркнул глава государства.

 


Верят корабли в свою мечту

Напомним, согласно № 525-ФЗ функционал единого инфраструктурного оператора Северного морского пути (СМП) в конце минувшего года приняла Госкорпорация "Росатом".

"Начиная с этого года мы живем в формате единого инфраструктурного оператора Севморпути. В контур госкорпорации уже передано гидрографическое предприятие и целый ряд объектов портовой инфраструктуры", – рассказывает генеральный директор Госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев.

При этом глава оператора уточняет, как именно теперь распределяются полномочия. По принципу "двух ключей" нормотворчество и регулирование осталось в компетенции Минтранса РФ. Работа по управлению госимуществом, конкретно – атомным ледокольным флотом и всей инфраструктурой СМП, перешла в "Росатом". Правда, в ходе обсуждений возник "третий ключ" в виде Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, к компетенции которого отошли вопросы подъема территорий, развития месторождений и превращения грузовой базы в фундамент развития СМП.

Естественно, говорить о подъеме СМП без развития ледокольного флота бессмысленно.

Алексей Лихачев уточняет, что сегодня ледокольный флот региона представлен мощным ледоколом "50 лет Победы" и еще тремя ледоколами – "Ямал" "Вайгач" и "Таймыр". Но, поясняет генеральный директор ФГУП "Атомфлот" Мустафа Кашка, эксплуатация атомохода "Ямал" завершится в 2028 году, ледокола "50 лет Победы" – в 2039-м, ледокола "Таймыр" – в 2025-м, а "Вайгач" – в 2027 году.

Таким образом, сегодня кораблестроители получают заказы на новые ледоколы. В 2020–2022 годах ожидается спуск на воду ледоколов "Урал", "Сибирь", "Арктика". Так, в декабре 2019 года головное судно новой линейки современных российских атомоходов "Арктика" прибудет в Мурманск.

Кроме того, Правительство РФ приняло решение о строительстве еще двух универсальных ледоколов. А на горизонте до 2030 года должна быть сформирована флотилия, которая позволит использовать Северный морской авс путь круглогодично. И флотилию возглавит ледокол-лидер.

"Это будет ледокол другого класса – говорит глава "Росатома". – Другого порядка мощности, позволяющей движение во льдах толщиной до двух метров".

Владимир Путин пообещал иностранным гостям Арктического форума, что ледокольный флот России к 2035 году вырастет до 13 тяжелых линейных ледоколов, из них девять – атомных.

Цепи якорей гремят в порту

Новая стратегия обещает дать свежий стимул развитию портов. И именно сегодня прокладываются будущие маршруты грузовых потоков.

"Сейчас мы изучаем экономическую и техническую возможность создать порты-хабы на северо-западе и северо-востоке. Один из таких портов – незамерзающий глубоководный (глубина 25 м на траверсе входа) морской порт Индига в Ненецком автономном округе", – рассказывает глава "Росатома". По его словам, интерес к развитию портовой инфраструктуры в Арктике уже демонстрируют зарубежные компании.

В свою очередь, о возможности финансировать стройку порта в Ненецком автономном округе (НАО) заявил "Сбербанк". И подписано соглашение между банком и Корпорацией АЕОН о стратегическом сотрудничестве в рамках реализации проекта. По соглашению, "Сбербанк" изучает возможность предоставления не только всего спектра банковских услуг, но также информационной и аналитической поддержки.

Предполагаемая пропускная способность порта, строительство которого планируется осуществить по принципу государственно-частного партнерства, может составить до 80 млн тонн. В структуру объекта войдут, в частности, нефтяные и угольные терминалы, а также терминал по отгрузке газового конденсата. Проект позволит сократить срок транспортировки и перевалки грузов из Сибири и Урала.

Отдельное соглашение о проекте по развитию контейнерных перевозок подписали Ленинградская область и Камчатский край. Речь уже идет о строительстве контейнерного порта-хаба в Камчатском крае.

Инициатором проекта выступила компания "Приморский универсально-перегрузочный комплекс". Эта компания уже реализует крупный инвестиционный проект в Ленинградской области – строит универсальный портовый комплекс в Приморске с грузооборотом до 70 млн тонн. Завершение строительства намечено к 2022 году.

А новое строительство стартует при поддержке "Корпорации развития Камчатского края", терминал появится в 2024 году. В итоге между Приморском и Камчаткой будут организованы перевозки на крупнотоннажных контейнеровозах арктического класса грузооборотом до 15,0 млн TEUs/год.

"Камчатский край и Ленинградская область не находятся в арктической зоне, но мы заинтересованы в реализации проекта Северного морского пути, – констатирует губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. – Это отличная коммерческая перспектива".

Море, стать помоги мне сильным

По версии "Росатома", в инфраструктуру СМП войдут Новопортовское месторождение ("Газпром нефть"), "Ямал СПГ" ("Новатэк"), Павловское месторождение ("Росатом"), "Арктик СПГ 2" ("Новатэк"), "Уголь из Диксона" ("ВостокУголь", "Северная звезда"), месторождения Ванкорского кластера ("Роснефть"), Пайяхская группа месторождений ("Нефтегазхолдинг") и ПАТЭС Певек ("Росатом").

"У нас есть необходимые объемы грузов с суши, которые могут поставляться по СМП. Если мы к этим грузам прибавим ресурсы, добываемые на шельфе, то Северный морской путь станет хайвэем для доставки грузов", – уверен заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин.

Но у всех добывающих компаний общие проблемы. Как заявил заместитель генерального директора "Газпром нефть" Андрей Патрушев, государству жизненно важно снижать административные барьеры. Специалист поясняет, что, например, деятельность платформы Приразломная на шельфе регулируют около 180 нормативных документов и 20 государственных органов. Тогда как в Норвегии, при ее активности шельфовой добычи, добычу регулируют всего шесть документов и два госоргана.

Впрочем, Владимир Путин пообещал для наращивания капиталовложений и запуска новых проектов в регионе привлечь все инструменты поддержки инвестиций, в том числе те, что уже успешно апробированы в рамках программ развития дальневосточных регионов России.

Прежде всего, подразумеваются льготные ставки на прибыль, понижающие коэффициенты по НДПИ и заявительный порядок возмещения НДС. Также речь идет об упрощенном порядке предоставления земельных участков и неизменности условий реализации инвестиционных проектов.

Соответственно, российский лидер потребовал от Правительства РФ ускорить разработку закона об особой системе преференций для инвесторов в Арктике, чтобы принять его в осеннюю сессию Госдумы. Документ должен появиться до 1 июля.

"С учетом особенностей Арктики преференции для инвесторов должны быть и будут здесь, как говорится, еще более продвинутыми, более устойчивыми, – уточнил президент РФ. – Задача – сделать Северный морской путь безопасным и выгодным для грузоотправителей, привлекательным как по качеству услуг, так и по цене. Конкурентной и обоснованной должна быть плата за ледокольное сопровождение судов. Государство потому и вкладывает средства в эту сферу, чтобы минимизировать тарифную нагрузку на перевозчиков, на бизнес".

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 3 (56) 2019г. , Санкт-Петербург  

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры