Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Слово редактора: Конкурентная среда

 

Александра Григоренко, 
главный редактор журнала 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"  


 

 

Конкурентная среда 

Конкурентоспособность как понятие отражает возможности предприятий, корпораций, а также целых отраслей промышленности динамично реагировать на изменения рыночной ситуации с целью удержания превосходства над другими хозяйствующими субъектами. 

В отраслях ОПК в этом смысле ситуация неоднородная, в некоторых его сегментах конкурентная среда практически отсутствует. Как, впрочем, отсутствует и рыночная модель взаимоотношений на уровне «государственный заказчик – головной исполнитель». Когда речь идет о головных исполнителях гособоронзаказа, большая часть которых имеют статус единственного поставщика, подобное положение вещей можно считать нормальным, по крайней мере, в среднесрочной перспективе изменить его не удастся. Но в части кооперации такую неконкурентную среду никак нельзя считать стимулирующей рост технологической и экономической эффективности. 

Одна из иллюстраций, подтверждающих этот факт, – целый ряд обращений в ФАС России от заказчика в лице Минобороны о срывах предоставления материалов для расчета цен на вооружение в период контрактации. Заместитель руководителя ФАС России Даниил Фесюк прокомментировал ситуацию следующим образом: «В целом мы полагаем, что этот инцидент – следствие того, что на рынке ГОЗ отсутствует конкуренция среди поставщиков. Поэтому для оборонных предприятий мы видим два варианта решения проблемы: предприятия ОПК либо должны развивать конкуренцию в кооперации, либо продолжат подвергаться административному воздействию». 

Что же тормозит развитие конкуренции? Есть целый ряд причин, к которым, в частности, относятся: высокая зарегулированность в области гособоронзаказа для всех его участников, включая любую из ступеней кооперации; низкий порог рентабельности и скорость оборачиваемости средств. Исторически диверсифицированные компании работают с гособоронзаказом более эффективно, поскольку могут распоряжаться собственными средствами и перераспределять финансовые потоки, идущие от гражданского сегмента, на создание задела для исполнения оборонных контрактов. У них есть возможность быть более динамичными исполнителями и более «терпеливыми» бенефициарами. 

Но есть и позитивные сдвиги в наращивании конкуренции среди предприятий – производителей и разработчиков высокотехнологичной продукции оборонного и двойного назначения. В основном о реальном развитии конкуренции можно говорить, рассматривая сегмент инициативных разработок. Хорошо понимая востребованность и актуальность того или иного образца ВиВТ, предприятия все же берут на себя определенный риск. Такие подвижники проводят огромную дорогостоящую работу, формируя полноценные цепочки кооперации во главе с инициатором и инвестором, проводят ОКР, создают инновационный образец, испытывают его на собственной площадке за собственные средства. 

Об одной из подобных разработок БПЛА радиоразведки «Грач» мы подробно расскажем в следующем номере журнала, выход которого будет приурочен к Международному авиакосмическому салону МАКС-2019. 

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 4 (57) 2019г. , Санкт-Петербург  

 

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять