Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Тридцать лет на траектории успеха

В нынешнем 2018 году АО «ЭНИКС» исполняется 30 лет. К возрасту зрелости предприятие подошло устойчивым, сильным, известным в России и за рубежом.

Объем производства воздушных мишеней и беспилотных летательных аппаратов различного назначения достигает сотен штук в год.

 

 

Постоянно ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, модернизируются заслужившие известность беспилотные комплексы воздушной разведки «Элерон-3», «Элерон-10», имитационно-испытательный комплекс РТ10, мишенные комплексы Е95 и Е08.

Беспилотники компании «ЭНИКС» бывали в небе от Камчатки на востоке до Западной Африки на западе, от Малайзии на юге до Северного полюса. Зная интенсивность использования техники, можно совершенно точно сказать, что в любой момент суток в небе находятся и выполняют свою задачу по крайней мере несколько наших БЛА.

Вся прибыль предприятия идет на его развитие и повышение уровня жизни сотрудников АО «ЭНИКС». 

Но были и трудные моменты становления фирмы в конце 1990-х годов. Так, в 1999 году на предприятии реально работало всего около десятка человек, к тому времени уже два года не получающих зарплату. Они поддерживали существование свое и своих семей «шабашками», а при малейшей возможности приходили и занимались своей «основной» работой, ухитряясь выкраивать какие-то собственные деньги на покупку материалов, радиодеталей, выпрашивая их у друзей, принося инструменты из дома.

Сейчас даже не верится, что именно в такой обстановке была проведена разработка воздушной мишени, будущей Е95. Работать приходилось, можно сказать, в экстремальных условиях. Но вот уже собран первый неказистый образец, сварены на самодельном станке из обрезков нержавейки двигатели. Более того, сделан первый собственный цифровой автопилот! Процессоры и другие детали для него создателям приходилось покупать на радиорынке, доставать у друзей-радиолюбителей. Затем для этого автопилота удалось даже провести летные испытания – в объеме одного (зато успешного!) полета на арендованной у друзей-моделистов авиамодели.

Время шло, наступил 2000 год. С приходом нового руководства страны сразу поменялось и отношение к военной промышленности, и у компании «ЭНИКС» появился первый послекризисный заказ на две мишени Е95. Причем заказ сразу предполагал обслуживание реальных стрельб на полигоне. Срок исполнения – через два месяца. Но мишени-то еще не изготовлены, и более того, они еще ни разу не летали!

Однако деваться некуда, и таково было стремление коллектива вырваться, наконец, из нищеты и безысходности 1990-х, что люди неделями буквально не уходили домой. Ночевали на работе по очереди, передавая изделия очередной бригаде на последующие операции, от сборщиков к двигателистам, далее к электронщикам, настройщикам, испытателям… А потом очередной круг для устранения недочетов и «детских болезней» сырого изделия. А еще невозможно забыть наземную станцию управления, собранную «из того, что было», и программное обеспечение, которое писали и отлаживали параллельно… Никакой речи о летных испытаниях уже и быть не могло. После очередной бессонной ночи создателей отлаженный, наконец, комплекс двинулся на полигон, причем в качестве операторов выступали сами разработчики, не имеющие никакого опыта управления.

По прибытии оказалось, что летать мишени придется над морем, стартуя прямо с обрывистого берега, а садиться – на узкую, метров сто, береговую полосу. То есть – никакого права на ошибку. А ведь это первый взлет!
Не стоит и говорить, до какой степени звона были натянуты нервы у наших ребят, ведь на кону стояло будущее фирмы. А на трибуне все командование во главе с главкомом ПВО.

И вот старт… О, чудо! Мишень пошла, пошла – ровно, штатно, по траектории, скрылась в морской дымке. Потом вдали зажегся огонек трассера. Вот она идет по директрисе стрельбы. Потянулись пушечные трассы «Тунгуски», прошли мимо. И прямо перед трибуной над морем – хлопок парашюта. Тут уже на трибуне раздалось: «Давай, давай, красавица, тяни к берегу! Э-эх!» Посадка произошла в воду, но не беда: лодка наготове, и вот буксируют, выносят ее на сушу, мокрую, блестящую, ПЕРВУЮ!

Потом были тысячи полетов и над снегами Сибири, и над песками Эмиратов, над степями, морями… Многие из них забылись, стали рутинной работой.
Но с того, первого, потрясающе авантюрного взлета и начались возрождение и подъем фирмы, появилось и окрепло доверие заказчиков. И надо сказать, ни разу это доверие не было обмануто.

Бывали случаи, когда требовалось выполнить заказ по новой теме, и уважаемые большие фирмы отвечали: «Ну, нет, сроки нереальные. Это вы обращайтесь к Побежимову, в “ЭНИКС”, разве что они сделают…».

Так появилась самая большая в «ЭНИКС» воздушная мишень Е08М, разрабатываемая под сдачу инозаказчику партии ракет. Эта мишень применяется взамен снятой с производства ЛА-17. Стоит отметить, что ее удалось разработать и изготовить в кратчайшие сроки.

В статье использованы фрагменты из воспоминаний главного конструктора по направлению И.Р. Якупова. 

АО «ЭНИКС»
420094, Россия, Казань,
ул. Короленко, 120а,
тел./факс +7 (843) 212-07-08
е-mail: uav@enics.ru
www.enics.ru