Автор Марианна Евтодьева, военный эксперт, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Продолжение. Начало – в № 1 (78) 2023. На рынке оружия Юго-Восточной Азии (ЮВА), помимо крупных стран с широко диверсифицированными закупками вооружений и военной техники (ВиВТ) – Индонезии, Малайзии, Филиппин и Таиланда, которые в основном задают ключевые тенденции, включая высокую конкурентность, присутствуют и игроки другого плана.
Государства-члены АСЕАН Сингапур, Бруней, Вьетнам, Мьянма, Лаос и Камбоджа не обнаруживают значимой тенденции к диверсификации военных закупок.
Примечательно, что эти разнонаправленные тенденции мало связаны как с ограничениями по уровню военных расходов и закупок, так и с отсутствием у стран возможностей для расширения числа поставщиков ВиВТ. Только Мьянма стоит в этом списке особняком, почти непрерывно более двух десятилетий находясь под санкциями западных стран. Низкие военные расходы наблюдаются только у Лаоса и Камбоджи, тогда как в Сингапуре и Вьетнаме они одни из самых высоких по общему объему в регионе ЮВА, а в султанате Бруней – самые высокие в пересчете на душу населения. Лаосу, Камбодже и частично Мьянме свойственны некоторые ограничения в закупочной политике, обусловленные невысоким военным бюджетом и уровнем развития их военной промышленности, – в их закупках значительную роль играют подержанные системы вооружения, однако для сильных в военно-промышленном отношении Вьетнама и Сингапура, активно импортирующих новейшую боевую технику, это отнюдь не характерно.
Таким образом, выбор в пользу одного экспортера военной продукции или ограниченного их числа у большинства рассматриваемых стран обусловлен в значительной мере политическими факторами. Другими словами, выбор поставщиков ВиВТ у них совпадает с их кругом ведущих внешнеполитических и внешнеэкономических стран-партнеров. В то же время, как это ярко проявляется в Сингапуре и Вьетнаме, именно с ориентацией на своих основных поставщиков вооружений эти страны увязывают реализацию долгосрочных программ военного строительства.
В декабре 2022 г. президент США Дж. Байден подписал законодательный акт о санкциях в отношении Мьянмы (Burmа Act) – обновленную версию предыдущего закона о санкциях в отношении Мьянмы от апреля 2021 г. Документ накладывает санкции на высших чинов мьянманских вооруженных сил и сил безопасности, организаций, которые действуют в оборонном секторе экономики Мьянмы, ряда государственных компаний, а также финансовые санкции и запреты на транзакции с государственными компаниями и банками Мьянмы. Кроме того, он предусматривает поддержку в стране определенных гражданских и международных организаций
Низкодиверсифицированные закупки: Сингапур, Бруней, Вьетнам
Внешняя и оборонная политика Сингапура опирается на концепцию сдерживания и укрепления «баланса сил» в регионе ЮВА, что находит отражение, с одной стороны, в сдерживании антагонизма по отношению к Сингапуру со стороны Малайзии, Индонезии и в определенной степени Китая, а с другой стороны – в привлечении к сотрудничеству в военно-политической и военно-технической области поддерживающих страну крупных внерегиональных держав – в первую очередь США и стран Европейского союза. Во многом благодаря партнерству с последними вооруженные силы Сингапура на сегодняшний день – одни их самых лучших с точки зрения оснащенности среди стран Юго-Восточной Азии.
Состояние «уязвимости» в связи с травматичным отделением от Малайзии и последующей необходимостью укрепления международного положения – это, видимо, основополагающая черта, которая характеризует представления тех, кто отвечает за внешнюю политику Сингапура. Эта черта лежала в основе последней, несмотря на выдающиеся преобразования в экономике и оборонных возможностях Сингапура, которые были достигнуты за годы независимости
Из книги Майкла Лейфера «Внешняя политика Сингапура: преодоление уязвимости» (Лондон, Routledge, 2000)
Все ключевые программы военного строительства Сингапура в последние два десятилетия были тесно связаны с поставками вооружений из США и стран ЕС. Большая часть самолетов и вертолетов, находящихся на вооружении ВВС Сингапура, включая истребители F-15SG Eagle, F-16C/D Block 52, F-16D Block 52+, военно-транспортные C-130H Hercules и КС-130B, самолеты ДРЛО G550 Gulfstream, ударные вертолеты AH-64D Apache, противолодочные S-70B Seahawk, военно-транспортные CH-47D Chinook, покупались в США. Пять морских патрульных самолетов F-50 Fokker поставлены в начале 2000-х годов Нидерландами, шесть самолетов-заправщиков А330 MRTT поступили в 2018–2020 гг. из Франции (с испанских сборочных линий). Двенадцать учебно-боевых самолетов M-346 приобретены в 2012–2014 гг. у Италии. Десятилетием ранее из Италии также были поставлены 12 средних военно-транспортных AS332M Super Puma и 12 вертолетов AS532UL Cougar. Недавно заключен новый контракт с Airbus (Италия) по закупке 12 многоцелевых вертолетов дальнего действия EC725 Super Cougar (поставки последних начались в 2021 г.).
Ключевыми контрактами с США за последние годы по боевым самолетам стали: закупка восьми истребителей F-15SG в 2016–2017 гг., контракт 2014 г. c «Локхид Мартин» на модернизацию семидесяти F-16 c оснащением их бортовыми РЛС APG‑83 SABR с АФАР, системами спутниковой навигации и современной сетью обмена данными Link 16, а также сделанный в 2020 г. заказ на четыре истребителя 5-го поколения F-35 (с опционом еще на восемь таких истребителей при сроках поставки в середине 2020-х гг.). Перечисленные поставки, в особенности модернизация F-16 и закупки F-35, превратят парк боевой авиации страны в один из самых современных и сильных в Юго-Восточной Азии. Благодаря столь широкому перечню заказов по авиатехнике, вкупе с вооружениями и компонентами к ним, США сохранили в текущем десятилетии роль ведущего экспортера и долю приблизительно в 50% в совокупных военных закупках страны.
Планы модернизации Вооруженных сил Сингапура, согласно последней Белой книге по обороне 2019 года, включают расширение числа производимых по лицензии французских фрегатов Formidable, замену устаревающих корветов класса Victory на корветы Independence собственного производства, закупки неатомных подводных лодок у ФРГ и укрепление танкового парка за счет покупки боевых танков 4-го поколения и модернизации немецких танков Leopard. Пока в сотрудничестве с французской DCNS построены пять многоцелевых фрегатов Formidable, а со шведской Saab Cockums компания Singapore Technologies Marine (STM) завершила строительство восьми корветов Independence (первый из них был передан флоту в 2017 г.). По контрактам 2013 и 2017 гг. немецкая TKMS строит для национальных ВМС четыре неатомных подводных лодки проекта 218SG с производством компонентов для двух из них в Сингапуре.
Фактически только закупки боевой техники для сухопутных сил Сингапур в последнее десятилетие осуществлял у довольно широкого круга стран-партнеров. С ЮАР он в 2013 г. заключил соглашение на лицензионное производство 232 бронетранспортеров Marauder, у Швейцарии приобрел шасси для сборки бронированных инженерных машин Kodiak, у Австралии – башни для сборки сингапурских бронированных машин Terreх, у Израиля закупал системы ПВО Spyder-SR и ракетные вооружения к ним, башни для сборки БМП Hunter, а также крупную партию противотанковых ракетных комплексов Spike-SR.
Ключевыми экспортерами основных систем вооружений в Бруней в последние одно-два десятилетие, как и в Сингапуре, выступали в основном США и страны ЕС – ФРГ, Франция, а также Дания, Нидерланды и Швеция. При этом США и ФРГ удерживали роль ключевых поставщиков, с соответствующими долями в 45 и 33% от общих закупок Брунея. В США Бруней приобрел в 2011 г. 12 морских патрульных вертолетов S-70 Black Hawk (в версии S-70i). Из ФРГ к 2011 г. были получены три больших патрульных корабля (корвета) типа Darussalam и еще пять патрульных кораблей, заказанных в 2009–2010 гг. В 2014 г. Германия поставила этой стране четвертый корвет Darussalam, построенный по модифицированному проекту PV80-V2. Эти патрульные корабли/корветы впервые дали Брунею возможность патрулировать свою исключительную экономическую зону в Южно-Китайском море. Для их оснащения Бруней закупил 57-мм артиллерийские установки SAK-70 Mk 3 у Швеции, противокорабельные ракетные комплексы MBDA Exocet MM40 и корабельные ракеты «поверхность-воздух» Mistral у Франции, РЛС управления огнем Sting у Нидерландов и РЛС обзора воздушного и надводного пространства Scanter-4100 – у Дании. Одним из последних крупных контрактов Брунея последних лет стало заключенное с Испанией в 2022 г. соглашение о поставке трех военно-транспортных самолетов С-295.
В отличие от Сингапура, однозначно ориентированного на военно-технические связи с США и ЕС и продлившего до 2035 г. соглашение о военном сотрудничестве с США, предусматривающее использование Вашингтоном сингапурских военных баз, султанат Бруней параллельно со взаимодействием с западными странами налаживает также партнерство в сфере безопасности с Китаем. Во внешней и оборонной политике, как считают аналитики, Бруней ориентируется и на США, и на Китай как на два центра силы в регионе, но с «разделением функций»: в диалоге с Вашингтоном акцент делается на военно-политическое сотрудничество, с Пекином – преимущественно на экономическое.
Бруней выказывал заинтересованность в программе партнерства с подразделениями Национальной гвардии США, наращивании взаимодействия в рамках совместных учений Southeast Asia Cooperation at Sea и CARAT. Зависимость брунейской экономики от стоимости энергоносителей также заставляет султанат делегировать часть силовых функций по обеспечению собственного суверенитета своему основному союзнику – Соединенным Штатам. Экономическое сотрудничество с Китаем продиктовано необходимостью диверсификации экономики султаната. Китай и США числятся в списке главных экспортеров продукции в Бруней
Владислав Гулевич, журнал «Международная жизнь» (20.04.2019)
Социалистическая Республика Вьетнам обладает одними из самых крупных и боеспособных вооруженных сил в регионе ЮВА. За последние полтора десятилетия в этой стране была проведена военная реформа и масштабное переоснащение армии (последний этап этой реформы завершился в 2020 г.). Модернизация вооруженных сил началась в 2007 г. с разработки новой морской стратегии, предусматривающей необходимость «лучшей защиты» морского суверенитета страны. В целом преобразования в армии были нацелены на улучшение боевых возможностей военно-морских и военно-воздушных сил, противовоздушной и береговой обороны, переоснащение парков истребительной и учебно-боевой авиации, а также совершенствование системы управления и обеспечения вооруженных сил. Соответствующие потребности в закупках вооружений для обновления Вьетнамской народной армии, что примечательно, Вьетнаму удалось почти полностью обеспечить за счет углубленного сотрудничества с Россией, с которой Вьетнам уже много десятилетий поддерживает очень тесные связи в оборонной сфере.
После 2007 г. Вьетнам закупил у России комплексы береговой обороны «Бастион» в дополнение к закупленным ранее двум дивизионам зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ-1 (всего 12 ЗРК), различные радары для авиационной и морской техники, в 2010–2013 гг. – заказал в общей сложности 24 новых истребителя Су-30МK2 с соответствующими ракетными вооружениями (сумма двух контрактов по истребителям составила около 1,5 млрд долл.). Также с Россией были заключены соглашения о закупке шести дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636 «Варшавянка», четырех фрегатов «Гепард», нескольких сторожевых кораблей проекта 10412 «Светляк» и 1241 «Молния»; все они переданы ВМС Вьетнама в период с 2008 по 2018 г. Импортировал Вьетнам и значительные объемы российской ракетной техники, включая противокорабельные ракеты «Искандер»/«Бастион» и крылатые ракеты 3M-54E Club (последние предназначались для подводных лодок, но, возможно, поставлялись и в варианте наземного базирования). В 2018–2019 гг. Вьетнам закупил 60 российских боевых танков Т-90С, с 2019 г. реализуется контракт на поставку 12 российских учебно-боевых самолетов Як-130. В целом за последнее десятилетие Вьетнам закупил у России вооружений на сумму более 6–7 млрд долларов, включая контракт по подлодкам проекта 636 на сумму почти в 2 млрд.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.