О практике распределения прав на РИД

Вопросы использования прав на интеллектуальную собственность, созданную в процессе НИОКР в интересах МО РФ, для коммерческого применения.

 

 

 

В 2018 году в связи с грядущим уменьшением объема ГПВ было достигнуто соглашение о передаче РИД от МО РФ в ГК «Ростех» в целях увеличения производства продукции гражданского и двойного назначения.

17 декабря 2019 года в зале коллегии Роспатента было проведено всероссийское совещание на тему «Изобретательская и патентно-лицензионная деятельность как основной фактор диверсификации производства ОПК Российской Федерации».

По итогам совещания его участники приняли решение:

– рекомендовать государственным заказчикам при заключении государственных контрактов на выполнение НИОКР военного, специального и двойного назначения предусматривать в них условия о совместном закреплении прав на объекты интеллектуальной собственности за Российской Федерацией и разработчиком;

– рекомендовать реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства и диверсификации ОПК России, а также созданию объектов интеллектуальной собственности, закрепляемых за производственными предприятиями.

12 декабря 2019 года в Совете Федерации обсудили вопросы вовлечения в гражданский оборот для коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, и было отмечено, что процесс перехода оборонки на гражданские рельсы затрудняется несовершенством действующего законодательства. «Прямо говоря, изобретения военного, специального и двойного назначения сегодня фактически невозможно использовать в процессе диверсификации производства оборонных предприятий, и наша общая задача – выработать необходимые законодательные предложения, устраняющие барьеры для конверсии оборонно-промышленного комплекса», - заявила Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко.

Однако 20 января 2020 года МО РФ доводит до предприятия (….) письмо: «В соответствии с указаниями … от … №… дсп … и ГОСТ РВ 2.902, КД, утвержденная решением госзаказчика – МО РФ, является собственностью РФ в лице МО РФ».

Намеренно не привожу здесь название и номер «указаний», в свободном доступе их нет, но мне удалось их найти. В «указаниях» имеется оговорка, что речь идет о КД, разработанной по заданиям именно госзаказчика (МО РФ).

Но письмо написано прямо и не допускает инвариантности действий.

Основная суть в том, что такие письма служат прямым руководством к действию для людей военных, не обсуждающих указания начальства, в функциональные обязанности которых не входит анализ источника финансирования ОКР (за счет собственных средств предприятия или за государственный счет).

Предвижу законное замечание читателя, что РИД и КД – это вещи разные, т.к. КД – всего лишь материальный носитель РИД. Но специалисты знают, что самое ценное – это КД с присвоенной литерой (например, О1). От создания РИД до присвоения литеры О1 могут пройти многие годы – это время, за которые РИД, устарев, могут потерять ценность. А КД с присвоенной литерой О1 – материальное средство, необходимое для извлечения коммерческой выгоды от производства изделий ВВТ.

Логика в требованиях МО о безвозмездной передаче РИД и КД в определенных случаях действительно имеется, и она продиктована следующим:

– МО должно иметь возможность передать КД на производство ВВТ тому или иному предприятию «на случай особого периода» или предприятию-дублеру в случае неуверенности МО в единственном поставщике;

– в ГК РФ закреплена норма о передаче технологий, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности страны, и даже заложена возможность ограничения гражданских прав тех, кто пытается доказать свои права на РИД и использует при этом другие нормы ГК;

– в случае когда РФ приняла на себя финансирование работ по доведению РИД до практического применения (в идеальном случае – это финансирование ГИ, МВК с присвоением КД литеры О1, подготовки производства, изготовления установочной партии и проведения испытаний – квалификационных, сертификационных, типовых).

Кроме того, многие НПА, обосновывающие необходимость передачи в МО РИД и КД, были утверждены в 1990-е годы. Тогда эти нормы не вызывали вопросов, ведь существовавшие РИД действительно были созданы в СССР за счет средств госбюджета. Позже эти нормы частично перешли в современные документы, которые также не проводят различия между инициативными и госбюджетными РИД (вероятно, в связи с малой долей работ, выполняемых за счет средств частных инвесторов).

Благодаря описанному выше положению дел происходит следующее: в совместные решения о разработке образа ВВСТ, подписываемые ОВУ МО РФ и предприятием-разработчиком, вводится типовое положение, что в случае появления в результате проведения ОКР РИД, способных к правовой охране, такие РИД становятся объектом учета и передаются в МО.

В итоге при проведении МВК представитель МО задает риторический вопрос представителю предприятия – разработчика инициативной ОКР: намеренно ли им не были найдены патентноспособные РИД в ходе проведения ОКР? Вероятно, они не были найдены, чтобы не передавать РИД в МО?

Как говорится, «без комментариев».

В.И. Калюжный

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 2 (61), 2020 г., Санкт-Петербург

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры