Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Контроль технической готовности флота: возможности цифровых технологий

В настоящий момент новые сквозные технологии все больше и больше входят в оборонно-промышленный комплекс. В течение последних пяти лет в научно-инженерной среде большое внимание уделяется новой волне цифровых технологий, таким как искусственный интеллект, большие данные, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления, блокчейн, связь 5G.

 

Эти технологии позволяют добиться снижения издержек и повысить эффективность операционной деятельности.

В контексте задач ВМФ такие технологии позволяют усилить оборонную способность страны на морском и океанском направлениях. Чрезвычайно актуально развитие информационно-управляющей инфраструктуры органов военного управления ВМФ, где перечисленные технологии могут эффективно применяться для управления технической готовностью кораблей и судов.

Контроль показателей надежности, управление техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР), управление снабжением и обеспечение технической информацией – это ключевые задачи управления технической готовностью во флотах. Их выполняют личный состав кораблей и должностные лица штабов (рис. 1).

 

 

 

 

Первичную информацию, необходимую для управления технической готовностью, на кораблях в настоящее время заносят в бумажные корабельные документы. Реже задачи организации технической эксплуатации оборудования выполняются с использованием минимальных средств автоматизации (текстовые и табличные редакторы). Далее эти данные вручную переносят в донесения, отчеты и документы, передаваемые в органы военного управления.

Можно обобщить, что цикл сбора, передачи и использования сведений о технической готовности организован качественно и исполняется надежно. Тем не менее, процесс контроля технической готовности отстает от современного уровня научно-технического прогресса в части применяемых информационных технологий. А именно, процесс контроля технической готовности основан на «бумажных» технологиях, в высокой степени зависит от человеческого фактора и местами оторван от «полевых» данных о техническом состоянии. Такое положение дел можно характеризовать как проблемное.

Вместе с тем, сегодня существуют специализированные цифровые системы управления технической эксплуатацией кораблей, которые не только обеспечивают ведение корабельных документов в цифровой форме, но и существенно облегчают рутинную работу по организации всех задач технической эксплуатации, интегрированной логистической поддержки и управления жизненным циклом в целом. На новых и модернизированных в течение последних десяти лет кораблях ВМФ данные вносятся в специализированную информационную систему – Программно-аппаратный комплекс интегрированной логистической поддержки (ПАК ИЛП) корабля или судна, разработанный ЗАО «Си Проект».

Эта информационная система поддержки эксплуатации корабля имеет типовое исполнение для всех кораблей и судов ВМФ. Перечень решаемых системой задач стандартизирован и включает:

  • планирование и контроль проведения ТОиР;
  • оценку потребности и заказ ЗИП, а также оценку расходов на техническую эксплуатацию;
  • проведение проверок и освидетельствований;
  • получение данных о техническом состоянии боевых и технических средств (БиТС) корабля в автоматическом режиме;
  • учет неисправностей БиТС и контроль их устранения;
  • обеспечение технической информацией в форме интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР).

Системы ПАК ИЛП приносят пользу экипажам кораблей и сервисным организациям в основном для решения задач управления техническим обслуживанием и ремонтами. Использование данных из цифровых систем ПАК ИЛП для контроля технической готовности кораблей со стороны органов военного управления (ОВУ) пока не осуществляется. Командование кораблей, на которых используется цифровая система для управления эксплуатацией, вынуждено передавать информацию в ОВУ в бумажном виде, распечатывая журналы, донесения и прочие отчетные документы. Такое положение дел создает повышенную нагрузку на личный состав кораблей и должностных лиц штабов, вынуждая выполнять рутинные операции по форматированию и передаче информации.

В ситуации все большего распространения систем управления технической эксплуатацией на кораблях становится возможным создание цифровой автоматизированной системы контроля технической готовности соединений и объединений в ОВУ ВМФ с применением наиболее современных и уже апробированных информационно-цифровых технологий.

С одной стороны, в такой системе целесообразно распространять существующий задел – типовой ПАК ИЛП в составе бортового комплекса и комплекса для сервисных организаций. С другой стороны, разумно развернуть работы по внедрению сквозных цифровых технологий: сети связи нового поколения, промышленный интернет вещей, искусственный интеллект, анализ больших данных, визуализация аналитической информации о технической готовности.

Перспективное направление внедрения, как было упомянуто, представляет автоматизация задач управления технической готовностью флота. Прототип системы, автоматизирующей контроль технической готовности с применением современных технологий, был разработан ЗАО «Си Проект». Один из снимков экрана графического интерфейса системы представлен на рис. 2.

 

 

Система контроля технической готовности исполнена как часть комплекса ПАК ИЛП. Она автоматически получает данные от бортового комплекса о состоянии технических средств. Данные собираются автоматически с датчиков или их вводят вручную технические специалисты. Далее система агрегирует данные о техническом состоянии для всех БиТС корабля, соединений и объединений. Система позволяет должностным лицам в ОВУ получить «одним кликом» всю необходимую информацию о технической готовности корабля (или нескольких кораблей), выбрав его в списке кораблей флота или указав объект на карте.

Применение системы позволяет получать подробную информацию о технической готовности напрямую от оборудования и от специалистов по технической эксплуатации в режиме реального времени. При использовании спутниковой подвижной радиосвязи данные передаются с задержкой не более пяти минут. Подвижная радиосвязь для передачи телеметрических и телематических данных уже получила положительный опыт использования в сухопутных войсках МО РФ благодаря инженерно-техническим решениям российских предприятий ОПК.

Лица, принимающие решения в ОВУ, получают весь объем информации в удобной для анализа форме и с применением не искажающих информацию технологий; таким образом минимизируется влияние человеческого фактора. Накопление поточной информации позволяет применять технологии анализа больших данных и систем, работающих на базе глубокого машинного обучения, для анализа опыта технической эксплуатации. Предлагаемая технология позволяет повысить качество управления технической готовностью кораблей, соединений и объединений в масштабах всего ВМФ РФ.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что системы автоматизации задач технической эксплуатации кораблей в ВМФ типа ПАК ИЛП внедрены на новых кораблях и судах. Новые цифровые технологии находятся на высоком уровне готовности и требуют организованных действий по их внедрению в процессы и системы ВМФ. Для использования безбумажных технологий в масштабе всего ВМФ необходимо оснастить системами ПАК ИЛП все корабли.

Авторы:
В.А. Власов, к.т.н., заместитель генерального директора ЗАО «Си Проект»
В.С. Зотов, руководитель направления ИЛП ЗАО «Си Проект»

 

 

 

 

 

 

 

198095, Россия, Санкт-Петербург,
ул. Маршала Говорова, д. 52
+7 (812) 740-35-95
info@seaproject.ru
www.seaproject.ru