Новости 2071

Мы представляем две версии новостей 2071 года. Первая версия новостей будущего представлена писателем-фантастом Андреем Лазарчуком. Вторая версия новостей будущего составлена редакцией «НОЗС» при участии ученых, инженеров, журналистов, футурологов и чиновников. Сохраните эту публикацию в закладках, чтобы через 50 лет проверить, кто оказался прав.

 

Прогнозом на обозримое будущее по просьбе «НОЗС» делится писатель-фантаст Андрей Лазарчук:

 

Человек

Биологически человек не изменится, хотя благодаря медицине (в широком смысле слова) станет меньше болеть и дольше активно жить. Другое дело, что очень сильно изменится социальное поведение: можно видеть, как доступная связь изменила его за последние двадцать лет, а ведь скоро в действие вступит полноценный ИИ. Носимый или даже встроенный «помощник», к которому человек будет обращаться в любой ситуации, приведет, с одной стороны, к улучшению качества жизни всех, с другой – к заметному оглуплению каждого. Суммарный IQ общества вырастет, индивида – упадет.

 

Транспорт

Скорее всего, самым массовым видом пассажирского транспорта станут шеринговые микроавтомобильчики на одно-два места с автопилотом, включенным в сеть управления движением. То же самое касается городских грузовичков и междугородных фур; профессия водителя практически исчезнет. Не исключена интеграция авто-, железнодорожного, морского и авиатранспорта (поезда из грузовиков, идущие по рельсам на большие расстояния, перевозка их же на морских и воздушных судах) – всё для того, чтобы упростить логистику и уменьшить, в идеале до нуля, погрузочно-разгрузочные работы.

При этом все существующие ныне транспортные средства останутся, но в качестве нишевых (хобби, спорт и т.п).

Возможно, получит развитие индивидуальный воздушный транспорт, но также в качестве нишевого (пригороды).

 

Город

Человеческая цивилизация – это цивилизация городов, так было, так есть и так будет. Функции города как «места силы» цивилизации сохранятся. Сам город сохранит извечное разделение на мало изменяемое «ядро» и пластичную «слободу»; когда станет возможно за пару суток возводить удобное и вполне автономное жилище, а при необходимости за неделю разбирать его и утилизировать или перемещать, слободы оттянут на себя заметную часть населения из собственно города. Тут сыграет роль еще и возможность полноценно дистанционно работать.

Так или иначе размер и комфортабельность города будет определяться временем, за которое житель отдалённых районов слободы сможет при необходимости оказаться в деловом или административном центре - то есть порядка полутора-двух часов в одну сторону. Всё остальное исходит из этого показателя, - в том числе, как ни покажется странным, повышающийся уровень комфорта внутригородской жизни (надо же чем-то привлекать жителей).

 

Потребление

Об одной функции искусственного интеллекта я уже рассказал. Второе, что не менее важно, – это регулировка производства соразмерно потреблению и формирование самой модели потребления. Думаю, что чем дальше, тем больше в спектре потребления станет превалировать цифровое, виртуальное потребление; объем же материального будет снижаться. Разумеется, производство отреагирует тем же.

Вообще переход на виртуальное потребление может оказаться спасением в условиях ресурсного кризиса, поскольку оно требует в десятки раз меньше материальных ресурсов и энергии, а удовольствия доставляет не меньше.

Здесь мало места, чтобы подробно описать этот феномен, поэтому интересующихся я отсылаю к своему эссе «Зелёные стены, Или как спасти мир, не прибегая к традиционным способам».

 

Безопасность

Чрезвычайное увлечение безопасностью, которое мы наблюдаем последние двадцать-тридцать лет, чревато серьезными нарушениями традиционных прав и свобод, а также приватности. Как оказалось, общество легко отказывается от свободы в угоду безопасности. С другой стороны, возникает иррациональное сопротивление вполне оправданным карантинным мерам или поголовной вакцинации – скорее всего, потому что «враг невидим», а санкции за сопротивление властям смехотворны.

Возникнет ли более или менее статическое равновесие этих процессов, сказать сложно. На первый взгляд, у государства есть все преимущества, но что оно будет делать, одержав победу? Подозреваю, что и в этом вопросе будет задействован ИИ, который мягко и бесконфликтно (с помощью все того же «советника») приведет к тому, что права и свободы окажутся весьма ограничены, но население этого не заметит.

 

Космос

Наблюдающиеся изменения климата наконец-то вынудят людей заняться изучением взаимодействий сил, воздействующих на мобилисферу, а следовательно, и биосферу Земли. До сих пор изучения мобилисферы напоминали описания слона тремя слепыми мышатами. То есть, нас ждет появление нового научного направления – как теоретического, так и прикладного. Без развертывания и поддержания мощной, на два порядка превосходящей нынешнюю космической группировки тут не обойтись. И через пятьдесят лет практически вся космическая деятельность будет сосредоточена вблизи Земли и в интересах Земли.

Думаю, от пилотируемых полетов в дальний космос человечество, хорошо подумав, откажется: исследования вполне можно проводить автоматами и даже автоматами-аватарами, действующими «от первого лица», которые благодаря ИИ в функционале догонят и скорее всего обгонят человека.

Поселения же на других планетах, а тем более их колонизация, абсолютно нереальны при существующих и перспективных двигателях. Взамен бессмысленной колонизации планет стоит подумать о куда более практичном и технически достижимом расселении на морском шельфе.

 

Версия новостей будущего составлена редакцией «НОЗС» при участии ученых, инженеров, журналистов, футурологов и чиновников:

 

Человек

Средняя продолжительность жизни человека превысила сто тридцать лет. Причина – улучшение качества питания и развитие медицины, совершившей несколько прорывов в ходе борьбы с пандемиями 2030-х годов. Впрочем, изменение коснулось только экономически развитых регионов. В секторах, переживших гуманитарные и экологические катастрофы, люди по-прежнему живут не дольше ста лет.

Источник: журнал Demographic Research, исследование Вашингтонского университета

 

Транспорт

Впервые в истории перелет с одного континента на другой занял менее трех часов. Пассажирское гиперзвуковое судно в 8.45 стартовало под Новосибирском и в 11.37 приземлилось в космопорте Каракаса. Маршрут пролег по орбите Земли. Ранее подобные технологии применялись только в военных целях, для пассажирской версии корабля пришлось в полтора раза снизить скорость – иначе перегрузки оказались бы опасными для пассажиров.

Источник: спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, презентация второй части прогноза российских экспертов «Карта будущего»

 

Город

Население Земли переехало в крупные города. Теперь 80% людей живут в 600 мегаполисах. Небольшие поселения какое-то время сопротивлялись, но вскоре столкнулись с нехваткой средств на содержание транспорта, больниц, почты. Одни городки влились в агломерации, другие вымерли.

При этом крупные города сами лишились центров, разбились на десятки автономных районов. Фактически конкуренция за мировые ресурсы теперь идет между этими мегаполисами, роль государств и корпораций заметно снизилась.

Источник: публикация экономиста и футуролога Кьелла Нордстрёма в норвежском издании Nettavisen

 

Потребление

Самым востребованным товаром на рынке стало живое человеческое общение. Онлайн-гипермаркеты, поисковые, транспортные и финансовые компании начисляют бонусы за офлайн-коммуникацию с незнакомыми людьми. Статистика показывает, что клиенты все чаще участвуют в подобных программах, причем причиной становится не получение ачивментов, бонусов и уровней, а возникновение повода для разговора.

Источник: обозрение Нелли Блоуз, издание «The New York Times»

 

Безопасность

Главной угрозой для людей стали роботы. Но не терминаторы, которыми пугали в XX веке, а промышленные машины, наделенные искусственным интеллектом. Сегодня они в состоянии выполнять практически все технические задачи. Появление каждого поколения роботов приводило к новой волне безработицы, социальное напряжение в мире растет. И хочется верить, что подавлять волнения будут не машины – основ робоэтики никто не отменял.

Источник: исследование РАНХиГС

 

Космос

На орбите Венеры запущена вторая очередь завода по производству углеродных нанотрубок. Легкий и сверхпрочный материал будет изготавливаться из CO2, полученного в венерианской атмосфере.

Нанотрубки станут использовать для расширения орбитальной станции, строительства новых фотонных буксиров и усовершенствования промышленных дронов, обслуживающих предприятие. Со временем планируется экспорт материала на орбиту Луны и Земли.

Источник: прогноз экспертной группы РК-39

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 3 (68), 2021 г., Санкт-Петербург

Партнеры