Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Пятое поколение и боевые беспилотники

Будущее стремительно становится настоящим – на этот раз для военной авиации «пятого поколения». Перспективный китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20 («Цзянь-20») модификации 2011 произвёл успешный испытательный полёт 1 марта 2014 года. КНР стала второй после США державой, разрабатывающей сразу две модели истребителей пятого поколения: J-20 и J-31. Напомним, что J-31 совершил свой первый успешный полёт в 2012 году.

Авиационная гонка

Россия старается не отставать от Китая, и военно-воздушные силы РФ получили истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) для проведения государственных испытаний. Лётный образец перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения прибыл на военный аэродром в Ахтубинске (Астраханская область) в феврале 2014 года.

Напомним, что в декабре 2013 года главком ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил о том, что серийные поставки истребителя пятого поколения в войска начнутся в 2016 году, хотя и не исключил, что ВВС могут получить Т-50 раньше этого срока, если «более ускоренно пойдут лётные испытания». Первоначально же принять на вооружение Т-50 предполагалось в 2015 году – как водится в России, сроки постепенно отодвигаются, а стоимость увеличивается. Во всяком случае, «Российская газета» осенью прошлого года уже называла датой принятия Т-50 на вооружение 2017 год.

Впрочем, Россия пока выбрала «промежуточный вариант»: уже сейчас строевые части получают «предварительный» аналог Т-50 – многофункциональный Су-35С. Дело в том, что одновременно с созданием истребителя пятого поколения его проектирование шло на этой платформе: на ней внедрялись и отрабатывались уже готовые элементы истребителя будущего. В итоге Су-35С к моменту запуска в серию по многим своим характеристикам (разве что кроме стэлс-технологий) вышел на уровень истребителя пятого поколения.

Так или иначе в «авиационной гонке» Россию буквально подпирает Япония. На 2014 год назначен первый полёт прототипа ATD (Advanced Technology Demonstrator), а приблизительная дата принятия истребителя пятого поколения назначена на март 2017 года. Ну а страны, не имеющие собственных мощностей для создания высокотехнологичной авиации, либо ждут, когда начнутся продажи недорогой китайской техники, либо вынуждены сотрудничать с лидерами гонки. Как, например, Индия, которая имеет соглашение с российской компанией «Сухой» на совместную разработку истребителя пятого поколения FGFA.

Заокеанский лидер

Безусловным лидером остаются США, где 101-я ударная эскадрилья ВМС Grim Reapers приняла на вооружение первые истребители F-35C. Уже построено около 70 таких самолётов в модификациях A, В и C, которые также поступают в учебные центры по переподготовке пилотов ВВС, ВМС и КМП США. Всего на вооружение США будет принято 2443 самолёта F-35.

Несколько F-35 в данный момент переданы Великобритании, а командование ВВС Израиля, в свою очередь, утвердило название модификации истребителя F-35I – «Адир» (могучий, великий, сильный). Всего американцы собираются поставить девяти своим ближайшим союзникам, включая страны НАТО, не менее 600 самолётов пятого поколения.

Что же представляют собой эти сверхсовременные летающие комплексы? Помимо технологии «стэлс» такой самолёт обладает многофункциональной РЛС, эффективно действующей как по воздушным, так и по наземным целям, а также электронно-оптической системой, состоящей из инфракрасных датчиков, расположенных на фюзеляже, c диапазоном обзора 360 градусов.

Система не просто позволяет обнаруживать наземные и воздушные цели, упрощает навигацию при ночных полётах. Она свое­временно предупреждает о ракетной атаке на самолёт, обнаруживая точки пуска ракет и позиции зенитной артиллерии. Кроме того, система способна выявлять групповые пуски баллистических ракет на дальности до 1300 км, сопровождать эти цели и выдавать целеуказание по каждой из них в автоматическом режиме. ИК-система обеспечивает захват и сопровождение любых наземных, надводных и воздушных целей. Полностью пассивная, она способна обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме на большом расстоянии, а также сообщать о лазерном облучении самолёта.

Нашлемная система целеуказания и индикации позволяет управлять самолётом и вооружением взглядом, поворотом головы и голосом. Информация отображается на широкоформатном сенсорном дисплее. Автоматика способна не только вести истребитель, но и вести бой, автоматически сбивать ракеты и даже посадить самолёт – если по какой-то причине пилот не сможет этого сделать.

Все эти плюсы уже породили и новые угрозы. Так, американцы всерьёз отрабатывают защиту ALIS – программного комплекса F-35 – от хакерских атак. Ведь если противник сможет взломать компьютерные программы, управляющие самолётом, сверхсовременная машина будет уничтожена без единого выстрела.

Дроны над полем боя

По оценкам военных экспертов, к 2020 году треть ВВС технологически развитых государств будут беспилотными. Собственно, как сказано выше, истребители пятого поколения уже могут выполнять боевые задачи в автоматическом режиме, хотя и под контролем пилота. Однако всё идет к тому, что пилоту вовсе не обязательно для выполнения этих функций находиться на борту самолёта.

Многие военные эксперты безоговорочно отдают небо будущих войн в распоряжение беспилотных аппаратов. К примеру, «архитектор» воздушной войны 1991 года в Ираке Джон Варден уверен, что лётчики со временем станут «золотым резервом» для выполнения наиболее важных и сложных задач.

Итак, главным достоинством БПЛА является отсутствие экипажа. И это не только устранение риска людских потерь. Это возможность выполнения манёвров с перегрузкой, превышающей физические возможности человека, большая продолжительность и дальность полёта – при отсутствии фактора усталости экипажа.

Уже сегодня возможности беспилотной авиации позволяют не только активно вести разведку, но и выполнять исключительно важные обеспечивающие функции: целеуказание, постановку помех, ретрансляцию сигналов, оперативную доставку срочных грузов.

Успешно действуют ударные беспилотные системы, позволяющие наносить точечные удары не только по скоплениям войск противника, но и по отдельным единицам техники, и даже по отдельным военнослужащим.

В настоящее время беспилотные авиационные системы – самый динамичный сегмент мирового рынка военных самолётов. Согласно прогнозам американской консалтинговой компании Teal Group, на ближайшее десятилетие рынок беспилотников оценивается в 30 млрд долларов. Так, в США конструкторы работают над летающим роботом, который позволит забирать военные грузы, как вертолёт, и перевозить их со скоростью самолёта. Первые полёты машины намечены на 2015 год. Беспилотный аппарат ARES (Aerial Reconfigurable Embedded System), названный в честь древнегреческого бога войны Ареса, призван стать универсальным помощником военных. Проект стал возможен после успеха беспилотного вертолёта K-Max (разрабатывается совместно компаниями Kaman Aerospace и Lockheed Martin), который в настоящее время используется для снабжения баз американских пехотинцев.

Но пока беспилотники выполняют в основном разведывательные миссии. Так, в марте 2014 года министерство обороны Великобритании приняло на вооружение БПЛА WK450 Watchkeeper, разработанные на базе израильских Hermes 450. В общей сложности на вооружение планируется принять 54 беспилотника Watchkeeper, стоимость которых составит 1,67 млрд долларов. Их разработкой занималось британское подразделение французской компании Thales.

Главную опасность для беспилотников, небольших и практически невидимых для большинства радаров, представляют пока системы перехвата управления, которые отключают аппарат от его хозяев и сажают на своей территории. К примеру, совсем недавно в Афганистане талибы таким образом взяли под контроль и угнали американский беспилотник.

Смежные отрасли

Развитие новых вооружений, тем более таких высокотехнологичных, как новые самолёты, автоматически подталкивает развитие смежных с авиастроением отраслей. В первую очередь это авиационное приборостроение, производство электроники, оптико-электронное приборостроение. Разумеется, это новые материалы: композитные, различные авиагерметики – и новое топливо (в том числе биотопливо).

Самолётам будущего необходимы новые двигатели, и «заминка» с российским Т-50 во многом связана именно с неготовностью этой важнейшей части ПАК ФА. Нельзя забывать и о развитии таких важнейших приспособлений, как парашюты: полностью автоматизированные беспилотники не заменят пилотируемые аппараты на 100%, наверное, никогда. А ведь нужны и парашюты для десантирования личного состава и техники, различных спускаемых модулей, тормозные и т. д.

Так что гонка вооружений имеет массу положительных сторон – в конечном счёте она способствует общему прогрессу цивилизации. Не говоря о том, что государства выделяют деньги на разработку систем, которые впоследствии можно использовать и в изделиях гражданского назначения.

Виктор Николаев

Партнеры