Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Традиции судового машиностроения: ОАО «Пролетарский завод»

3-15-11Участник Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2015» (16–19 июня 2015, г. Кубинка, Московская обл.) ОАО «Пролетарский завод» – одно из крупнейших машиностроительных предприятий России, входящее в Объединенную судостроительную корпорацию, недавно отметило 50-летний юбилей своей судостроительной деятельности. В эти дни Пролетарский завод готовится и к своему традиционному выступлению в Международном военно-морском салоне (01–05 июля 2015, г. Санкт-Петербург).

Основанный почти 200 лет назад, с самого начала своей деятельности Пролетарский (в те времена – Александровский) завод выполнял государственные стратегические заказы и изготавливал оборудование для многих промышленных учреждений России. Предприятие было в числе лидеров российского машиностроения в XIX веке, оставалось в числе первых в XX столетии, и в наши дни, несмотря на все перемены, не сдает завоеванных позиций.

Когда в 1824 году наводнение разрушило постройки крупного казенного Петербургского чугунолитейного предприятия на Петергофской дороге, выпускавшего технические изделия, паровые машины и художественное литье, император Александр I утвердил решение Министерства финансов о возведении на 7-й версте Шлиссельбургского тракта нового завода. Так в 1826 году состоялся запуск нового многопрофильного предприятия «Санкт-Петербургский Александровский литейный завод», которое стало производить машиностроительную продукцию широкого назначения и обеспечивать заказы военного и морского Министерств.

За первые десять лет существования на предприятии было построено около двадцати судов, оснащенных паровыми машинами. Первенцем завода в 1827 году стал пароход «Наследник Александр», способный ходить не только по Неве, но и по водам Балтийского моря. А построенная тремя годами позже «Нева» совершила первый в российской истории переход парового судна из Балтийского моря в Черное.

 В 1836 году с заводского стапеля на воду спустили первый цельнометаллический пароход «Петр Великий», оснащенный уникальным ледокольно-пильным механизмом, для движения между Петербургом и Кронштадтом в зимнее время.

А созданная здесь в 1834 году первая отечественная цельнометаллическая подводная лодка конструкции военного инженера генерала К.А. Шильдера явилась настоящим прорывом технической мысли.

Кроме того, Александровский завод немало делал и для украшения Северной столицы, создавая металлические конструкции и декор для мостов и многих архитектурных сооружений Санкт-Петербурга, таких как здание Главного штаба, Нарвские и Московские триумфальные ворота, Троицкий и Смольный соборы и др.

В 1843 году завод пережил перемены: в России приступили к строительству первой отечественной магистральной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, и универсальное машиностроительное предприятие, имеющее опыт строительства паровых машин, было решено переподчинить Министерству путей сообщения, добавив к его названию слова «Главный механический». Так Александровский механический завод стал пионером отечественного паровозостроения: в 1845 году здесь был построен первый серийный отечественный локомотив.

С 1922 года предприятие было переименовано в Пролетарский завод и превращено в мощный комбинат по ремонту отечественного подвижного состава. Вплоть до Великой Отечественной войны, когда производство полностью перешло на военную продукцию для Советской Армии. Завод ремонтировал бронеавтомашины, бронепоезда и бронеавтомотрисы, оборудовал железнодорожные платформы для артиллерийских систем, производил различные детали для танков и зенитных орудий, мины, и т.д. После войны завод перешел на выпуск тепловозов.

13 сентября 1963 года производство было перепрофилировано на судовое машиностроение: Советский Флот уверенно завоевывал океанские просторы, и его ракетно-ядерным надводным и подводным кораблям, многочисленному танкерному флоту (а также рыбопромысловым базам и судам гражданского флота) требовались принципиально новые уникальные машины и механизмы. В связи с этим, с целью обеспечения оборудованием государственных программ судостроения, и началась работа завода в составе Министерства судостроительной промышленности СССР.

На базе завода было образовано Специальное Конструкторское Бюро, и к концу 1964 года он приступил к освоению производства судового оборудования. Первыми образцами стали демонстрационные модели рулевых машин, палубных кранов, подъемно-опускных устройств. Позже здесь стали изготавливать гребные винты регулируемого шага, гидромашины, комплексы передачи сухих и жидких грузов в море на ходу между судами, манипуляторы для глубоководных аппаратов, и т.д. А в 1974 году, объединившись с заводом «Экономайзер», предприятие начало выпускать и оборудование энергетического машиностроения.

С тех пор на Пролетарском заводе было освоено производство целого ряда сложнейших и уникальных изделий, которые эксплуатируются практически на всех российских и многих зарубежных судах и кораблях. И сейчас, располагая собственной научно-исследовательской и высокотехнологичной экспериментальной базой, позволяющей осуществлять полный цикл производства изделий судового и энергетического машиностроения (включая разработку, изготовление, поставку и сервисное обслуживание), Пролетарский завод занимает особое место в структуре отечественного судостроения и является стратегическим предприятием, которое обеспечивает реализацию единой государственной политики в ряде отраслей экономики России.

Специализацией ОАО «Пролетарский завод», входящего в Объединенную судостроительную корпорацию, является судовое и энергетическое оборудование: рулевые машины, успокоители качки, специальные лебедки, судовые краны, аэрофинишеры (устройства посадки палубной авиации на авианосцы), устройства передачи сухих и жидких грузов в море на ходу, а также паро- и газотурбогенераторы, насосы для электростанций (в том числе атомных), и др. Завод выпускает широкую номенклатуру сложнейшей судовой техники, которая обеспечивает заказы ВМФ РФ и отправляется на экспорт по межправительственным контрактам с ОАО «Рособоронэкспорт». Вклад предприятия в развитие большой и малой энергетики России и зарубежья также значителен. Результатами работы отдела энергетического машиностроения ОАО «Пролетарский завод» за последние годы стало, например, завершение таких проектов, как изготовление специальных электронасосных агрегатов для АЭС, создание нефтяных откачивающих насосных агрегатов, предназначенных для передвижных насосных установок для ОАО

«АК «Транснефть», капитальный ремонт турбокомпрессора и редуктора газотурбогенератора для ООО «Газпром Трансгаз Ухта», поставка турбокомпрессоров для ВМФ Индии, и т.д.

Огромный опыт и профессионализм сотрудников предприятия, отмеченных многочисленными государственными и ведомственными наградами, сочетаются с современными принципами управления, планомерной модернизацией структуры и оптимизацией технологических процессов. Именно это позволяет ОАО «Пролетарский завод» создавать конкурентоспособную продукцию и по-прежнему стабильно участвовать в реализации государственных программ России, в том числе Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 гг. и Государственной программы вооружения на 2011–2020 гг.

Юрий СКОРИКОВ, Генеральный директор Пролетарского завода, к.т.н.

Партнеры