Арктический флот: прогнозы и реальность

Возможное обретение Россией пятого флота в составе Военно-морского флота РФ стало предметом споров и умолчаний. Факт реорганизации ВМФ никем не подтвержден, однако некоторые факты говорят, что она может произойти в ближайшие 10 лет.

Читайте нас на:  

 

Первым новость о создании Арктического флота озвучило ИА ТАСС. «Это будет отдельное объединение в составе ВМФ, основной задачей которого станет обеспечение безопасности Северного морского пути и арктического побережья в зоне ответственности Северного и Тихоокеанского флотов», - сообщил источник агентства.

Вскоре в прессе прозвучало опровержение. «У нас Северный флот не так давно получил статус военного округа и объединенного стратегического командования. Он территориально находится в Арктике. Ничего дополнительного нет и не предполагается», - проинформировал читателей «Интерфакс».

Источники информационных агентств остались неназванными. Эксперты «НОЗС» тоже отказались публично комментировать новость, однако в частном порядке озвучили следующие тезисы:

  • С большой вероятностью происходит реорганизация штабных структур, которая слабо коснется реального состава флотов. Окончательное решение о новой конфигурации пока не принято, однако отголоски споров доносятся до СМИ.
  • Единая система базирования ОСК (ОСК - Объединенное стратегическое командование) Северного флота простирается до острова Котельный, фактическая граница проходит по Берингову проливу, южнее начинается зона контроля Тихоокеанского флота. На стыке этих территорий возникает уязвимое место, его и должен закрыть Арктический флот.
  • Концепция дальней океанской зоны предполагает возвращение российских кораблей в Атлантику. Традиционно это задача Северного флота, а значит стране необходимо оперативно-стратегическое объединение, отвечающее собственно за северные границы.

Звучит и другая позиция. «Сейчас Россия возглавляет Арктический совет, ведет важные международные мероприятия. Неподтвержденная новость о формировании нового флота увеличивает напряженность в диалоге, что сейчас никому не нужно. Я бы с большой осторожностью отнесся к этой информационной мине», - говорит специалист по истории изучения и освоения Арктики Павел Филин.

В числе минусов проекта создания Арктического флота эксперт называет невозможность дислоцировать корабли в замерзающих портах. Соединения и структуры все равно придется размещать в Мурманске и Архангельске или Владивостоке и Петропавловске-Камчатском, это создаст неизбежные административные трения между командованиями.

Возможно, ситуация изменится, когда усилится ледокольная группировка России, начнется круглогодичная навигация по Северному морскому пути. Перед страной такая задача стоит и понемногу она решается. На судоверфи «Звезда» продолжается работа над судном проекта 10510, также известным как ледокол «Лидер». Его ввод в эксплуатацию запланирован на начало 30-х годов.

«Это будет революция в области организации мирового транспорта. За такими ледоколами может идти караван судов. Они способны двигаться со скоростью до 12 узлов по льду толщиной два метра. Мы рассчитываем, что благодаря новым ледоколам Северный морской путь, наконец, сможет дать конкурентные условия», - сообщал ранее министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. 

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением экспертов

Партнеры