«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном…»
Михаил Ломоносов, XVIII век
Российское заполярье – это стратегическая морская артерия, связывающая Европу и Азию; жизненно важный путь к северным городам; источник месторождений – открытых и только предсказанных геологами.
Это фронт, готовый встретить стратегические бомбардировщики, летящие через полюс, и ракеты, стартующие из вод Северного Ледовитого океана.
За Полярным кругом работают крупные промышленные предприятия, причем одна только горнодобывающая компания «Норникель» дает два процента от всего ВВП страны.
Все факторы: история, экономика, география, политика требуют от России постоянного присутствия в водах Северного Ледовитого океана.
«Ленин» против «Сталина»
Отечественному ледокольному флоту более ста лет. Главным событием в его развитии стало появление ядерных корабельных энергоустановок. Атомный ледокол «Ленин» оказался в четыре раза мощнее самого сильного на тот момент советского ледокола «Иосиф Сталин». Благодаря «Ленину» продолжительность навигации в западном районе Арктики (между Мурманском и рекой Енисей) увеличилась с трех до одиннадцати месяцев.
В дальнейшем Советский Союз построил шесть крупных ледоколов типа «Арктики», последний из которых – «50 лет Победы» был спущен на воду уже в нашем веке. Еще два ледокола стали совместным проектом СССР и Финляндии.
Третье тысячелетие началось с воплощения крупнейших проектов по добыче нефти и газа на Ямальском полуострове, в Обской губе и на прилегающих территориях. Теперь Россия планирует разработку шельфа Северного Ледовитого океана. Но срок эксплуатации советских атомных ледоколов подходит к концу. Им на смену приходит следующее поколение – проект 22220 ЛК-60Я (ледоколы мощностью в 60 МВт с ядерной силовой установкой).
В самое ближайшее время, в ближайшие годы движение по Северному морскому пути может стать круглогодичным
Владимир Путин, президент России
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.