Противокорабельная крылатая ракета Х-32 долгое время оставалась одним из самых секретных и интригующих проектов российского ВПК. В 2016 году эта ракета была принята на вооружение российской Дальней Авиации и позиционируется фактически как новое российское супер-оружие. Так например, совсем недавно издание "Strategic Culture" опубликовало статью американского военного аналитика, в которой заявляется, что Х-32 способна превратить авианосцы США "в груду металла". Попробуем разобраться, насколько это соответствует истине и каковы возможности новой российской авиационной ПКР.
Крылатая ракета Х-32 представляет собой дальнейшую эволюцию советской тяжёлых ПКР Х-22, ставшей "главным калибром" советских дальних сверхзвуковых реактивных бомбардировщиков Ту-22 и Ту-22М. В Советском Союзе дальние бомбардировщики были одним из главных средств борьбы с авианосными ударными группами (АУГ) вероятного противника и являлись носителями тяжёлых авиационных противокорабельных крылатых ракет (ПКР). Большая часть советских дальних бомбардировщиков служила в ракетоносных полках морской авиации.
Разработка ракеты Х-22 "Буря" (AS-4 "Kitchen" по классификации НАТО) началась ещё в 1958 году, а в 1967 году была принята на вооружение первая модификация этой ракеты. Ракетой Х-22 вооружались полки бомбардировщиков Ту-22. Примерно в тоже время на вооружение была принята тяжёлая авиационная ПКР КСР-5, для дозвуковых бомбардировщиков Ту-16. Лётные характеристики этих ракет в то время были поистине фантастические. Ракета Х-22 имела скорость полёта свыше 3М (М - число Маха, равное скорости звука на заданной высоте). Пуск ракеты производился на высоте 10-12 километров, после чего стартовый двигатель разгонял её и "поднимал" на высоту свыше 20 километров, на которой ракет выполняла большую часть полёта, затем запускался маршевый двигатель, который обеспечивал полёт ракеты к цели, а за несколько десятков километров до цели начинала пикирование к ней под углом 30 градусов. Мощнейшая фугасно-кумулятивная боевая часть массой в 900 кг выжигала в корабле противника огромную дыру на глубину до 12 метров, что не оставляло никаких шансов любому неавианесущему кораблю и позволяло нанести крайне тяжёлые повреждения авианосцу. Сопоставимые характеристики имела и крылатая ракета КСР-5 (AS-6 "Kingfish" по классификации НАТО) для бомбардировщиков Ту-16.
Однако, данные ракеты имели и крайне существенные недостатки, ограничивающие их боевую эффективность, главным из которых была фактически отсутсвующая помехозащищённость головки самонаведения (ГСН) ракеты, которая работала всего лишь на одной частоте. Данные ракеты средствами ПВО 70-х годов сбить было практически невозможно, лишь к середине 1980-х, когда появились корабельные ЗРК нового поколения, а в ВМС США начали вступать в строй крейсеры класса "Тикондерога", оснащённые многофункциональной системой управления оружием "Иджис", появилась возможность их поражения. Стоит заметить, до сих пор цели с такими характеристиками, какими обладают Х-22, являются предельно сложными даже для современных средств ПВО. Главным средством борьбы с ракетами Х-22 со стороны вероятного противника были корабельные средства радиоэлектронной борьбы. Первые модификации ракет Х-22 имели ГСН с дальностью обнаружения крупного надводного корабля порядка 300 километров. Для применения данных ракет, требовалось, что бы их ГСН захватили корабль противника, находясь ещё на носителе. А в условиях противодействия корабельных станций помех большой мощности захват цели на носителе был предельно затруднён. Низкая помехозащищённость ракеты позволяла осуществить подавление её ГСН, а также делала её крайне "восприимчивой" к пассивным помехам. По этой причине, одна из множества разработанных схем боевого применения ракет включала предварительный удар "по площадям" ракетами Х-22 с ядерной боевой частью, в районе нахождения АУГ противника с целью выведения из строя средств РЭБ, после чего должен был наносится удар уже основной группы ракетами с обычной БЧ. Стоит заметить, что данный вариант был одним из десятков разработанных схем атаки АУГ силами морской ракетоносной авиации, кроме того он характерен скорее для самых первых модификаций Х-22. Однако данная схема атаки прочно укрепилась в "народном сознании" и очень часто приводится в различных статях на тему возможностей борьбы с АУГ, в качестве "доказательства" невозможности поражения авианосца противника без применения ядерного оружия.
Тем не менее, совершенствование Х-22 продолжалось практически до конца Холодной войны. В 1970-х годах была создана новая версия ракеты - Х-22МА, предназначенная для новых бомбардировщиков Ту-22М, а в 1976-м году - ракеты Х-22Н и Х-22НА, предназначенные для наиболее совершенного варианта Ту-22М - Ту-22М3. Скорость полёта Х-22Н удалось довести до 4 тысяч километров в час - более километра в секунду! Существенно улучшилась помехозащищённость головки самонаведения - теперь она была выполнена на полупроводниковой элементной базе. Впрочем, помехозащищённость всё равно оставалась низкой, т.к. обеспечивалась переключением на несколько фиксированных частот. Однако, активная ГСН была дополнена инерциальной навигационной системой (ИНС), что позволяло производить пуск ракеты в район нахождения АУГ противника, и большую часть пути до цели ракета пролетала "автономно" и лишь на конечном участке полёта выполнялось включение ГСН, поиск цели и наведение на неё. Такие нововведения существенно повысили вероятность поражения авианосца противника при интенсивном радиоэлектронном противодействии. Ракета Х-22НА имела только инерциальную систему наведения с коррекцией маршрута в соответствии с цифровой картой местности.
Кроме того, высочайшие лётные характеристики ракеты были "куплены" очень дорогой ценой. Х-22 имеет жидкостной ракетный двигатель, для работы которого баки ракеты необходимо заправить тремя тысячами литров крайне токсичного топлива, основными компонентами которого являются несимметричный гептила и концентрированная азотная кислота. Заправка этих ракет - крайне сложная и опасная операция, требующая неукоснительного соблюдения техники безопасности (заправка производится личным составом только в костюмах химзащиты) и осуществляется непосредственно перед вылетом бомбардировщика, т.к. долго хранить ракеты, заправленные активно "парящим" окислителем и не менее токсичным топливом нельзя. В случае слива топлива, баки ракеты необходимо промыть специальным нейтрализующим раствором и осушить. Кроме того, сама ракета весит около 6 тонн, имеет длину почти в 12 метров, диаметр 0.9 метра и размах крыльев более 3 метров. Это не позволяет разместить Х-22 внутри бомбоотсека бомбардировщика Ту-22М3, поэтому ракетоносцы Дальней авиации могут нести её только на внешней подвеске. А это в свою очередь существенно увеличивает сопротивление воздуха при полёте и ограничивает максимальную скорость Ту-22М3 - при размещении боевой нагрузки внутри самолёта, он может развить скорость в 2М, при полёте с 2 Х-22 - не более 1.8М. Однако с этими недостатками приходится мирится, в обмен на высочайшие лётные характеристики ракеты. Подвеска заправленной ракеты, весящей 6 тонн, под крыло бомбардировщика также является крайне сложной задачей. Для перевозки же одной ракеты (например на другой аэродром) требуется транспортный самолёт размерами и грузоподъёмностью не меньше Ан-12 или железнодорожная платформа.
Таким образом, подготовка боевого применения бомбардировщиков Ту-22М3 крайне сложная и тяжёлая задача, требующая по меньшей мере нескольких часов времени и возможная только в условиях крупнейших аэродромов, обладающих всей необходимой инфраструктурой.
В виду многочисленных недостатков ракет семейства Х-22, в конце 1980-х были начаты работы по глубокой модернизации данной ракеты. Распад Советского Союза и кризис 1990-х годов не позволили реализовать программу модернизации данной ракеты. Работы по созданию новой ракеты на базе Х-22 - Х-32 были продолжены лишь в начале нового тысячелетия. По неподтверждённым сведениям производство опытных партий ракет было начато на рубеже текущего десятилетия. К 2013 года опытным производством ОКБ Туполева один бомбардировщик Ту-22М3 был оборудован для проведения испытаний новой ракеты Х-32. По имеющимся данным в 2013 и 2014 годах было проведено большое количество испытательных пусков ракеты, в ходе которых были подтверждены заявленные тактико-технические характеристики. По имеющимся в открытых источниках сведениям, в 2014 году начато серийное производство новых ракет, а в конце 2016 года Х-32 была официально принята на вооружение. Носителями Х-32 будут модернизированные бомбардировщики Ту-22М3М. Очевидно, один из основных аспектов модернизации Ту-22М3 заключается в замене комплекса бортового радиоэлектронного оборудования и "адаптации" его к применению новой ракеты. Стоит заметить, что в Советском Союзе фактически под каждую новую авиационную крылатую ракету создавалась новая модификация бомбардировщика, а бомбардировщики вместе с ракетой составляли т.н. "ударный комплекс". В настоящий момент известно о по меньшей мере 10 бомбардировщиках Ту-22М3, прошедших модернизацию. Всего же к 2020 году планируется модернизировать весь парк Ту-22М3 - в "активном составе" ВКС России их числиться чуть более 40 единиц.
Чем же отличается Х-32 от своей предшественницы и что известно о ней из открытых источников? Х-32 практически полностью внешне идентична Х-22, за небольшим исключением. Однако "внутренности" ракет очень существенно отличаются. На Х-32 используется существенно улучшенный стартовый и маршевый двигатель. Стартовый двигатель теперь позволяет "поднять" ракету после пуска на высоту порядка 40 (!) километров. На такой высоте плотность воздуха примерно такая же, как плотность марсианской атмосферы и ракета практически не встречает сопротивления воздуха, что позволяет резко увеличить как скорость, так и дальность полёта. По всей видимости, удалось увеличить и тягу маршевого двигателя. Как сообщается, скорость Х-32 увеличилась до 5400 кмч - больше 5М! Дальность применения по разным оценкам составляет от 600 до 1000 километров. Но даже при дальности в 600 километров этого более чем достаточно для нанесения удара по АУГ потенциального противника, находясь за пределами досягаемости не только самых "дальнобойных" корабельных ЗРК, но и палубных истребителей. При этом большая часть полёта Х-32 проходит на высоте недосягаемой для любых зенитных ракет. К примеру, для наиболее совершенной зенитной управляемой ракеты (ЗУР) ВМС США SM-6 предельная высота перехвата составляет 33 километра. При этом при такой высоте перехвата граница зоны поражения резко уменьшается, а ракета практически теряет способность к маневрированию - зенитная ракета попросту "выдыхается" (т.к. большую часть полёта летит по инерции), а учитывая, что американские ЗУР семейства "Cтандарт" имеют аэродинамические рули, сколь-либо эффективное маневрирование, требуемое для перехвата такой сложной цели попросту невозможно. Попытаться сбить Х-32 можно лишь после того, как она начнёт пикирование к цели, однако и в этом случае перехват ракеты, мчащейся со скоростью более 5М - предельно сложная задача даже для самых совершенных ЗРК. Нередко можно встретить утверждение, что "достать" Х-32 может американская противоракета SM-3. Однако данное утверждение абсурдно. SM-3 предназначена исключительно для перехвата баллистических ракет, для поражения которых в качестве боевой части используется т.н. экзоатмосферный кинетический перехватчик. Данный кинетический перехватчик, представляющий собой небольшой самонаводящийся аппарат с матричной тепловой головкой самонаведения, модуль управления и маневровые микродвигатели. Как следует из его названия, он предназначен для перехвата боевых частей баллистических ракет за пределами атмосферы. На данный момент, минимальная высота поражения цели данным кинетическим перехватчиком составляет 90 километров, и по аэродинамическим целям, к которым относится Х-32 SM-3 применяться не может.
Но главное отличие Х-32 от своей предшественницы - это новая система наведения, выполненная на современной элементной базе. Как сообщается, ракета имеет новую ИНС и активную головку самонаведения. По всей видимости, ГСН Х-32 относится к ГСН последнего поколения и не уступает по помехозащищённости и "интеллектуальности" ГСН ПКР "Оникс". Скорее всего, в ГСН Х-32 реализованы все современные способы обеспечения помехозащищённости, такие как например, перестройка частоты от импульса к импульсу по случайному закону. Х-32 запускается в район известного местонахождения цели и основную часть полёта следует по данным ИНС и после выхода в заданную точку осуществляет включение активной ГСН и производит поиск цели и наведение на неё. Стоит заметить, что ещё в 1980-х годах, на ПКР "Гранит" были установлена система самонаведения, позволяющая осуществлять поиск цели по излучению корабельных РЛС. И начиная с 1980-х годов все современные ПКР имеют режим наведения на источник помех в случае подавления ГСН средствами РЭБ. Едва ли стоит сомневаться, что все вышеуказанные возможности реализованы и в ГСН Х-32. Также, по имеющимся данным, Х-32 может применяться и для поражения крупных наземных целей. Вероятно, речь идёт о крупных площадных или крупных радиоконтрастных целях.
Советские авиационные сверхзвуковые ПКР были оружием во многом опередившим своё время. Тем не менее, технологический уровень тех времён не позволял в полной мере реализовать их потенциал, и только сейчас это стало возможно сделать в полной мере.
Стоит заметить, что боевое применение данных ракет по прежнему остаётся крайне сложным процессом. Ракета Х-32, как и своя предшественница крайне тяжела в эксплуатации - ей также необходима очень сложная и трудоёмкая заправка токсичным топливом. В тактическом плане боевое применение также достаточно сложное. Что бы иметь возможность корабельные группировки вероятного противника на достаточно большом удалении от берега, необходимо наличие первоклассных аэродромов на соответствующем направлении со всей необходимой инфраструктурой. Несмотря на всё совершенство новых авиационных ПКР, операция по нанесению удара по крупной корабельной группировке потенциального противника силами дальних бомбардировщиков-ракетоносцев требует привлечения значительного количества разнообразной авиации - помимо бомбардировщиков необходимо задействовать истребители для прикрытия, самолёты разведчики, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления и т.д. Отдельная проблема заключается в обеспечении целеуказания для ракет Х-32 при стрельбе на большую дальность. При "рабочей" высоте полёта Ту-22М3 порядка 10 километров, радиогоризонт для бортовой поисковой РЛС будет составлять около 360 километров. При этом для стрельбы на максимальную дальность полёта требуется достаточно точное целеуказание, получить которое можно только от других средств. Впрочем, возможности современных систем управления и обмена данными позволяют существенно упростить процесс получения и передачи целеуказания ударной группе. Кроме того, высота полёта Х-32 обеспечивает гигантский радиогоризонт для её ГСН, который составляет свыше 700 километров, что превышает дальность обнаружения целей ГСН ракеты. Таким образом, Х-32 может успешно найти цель даже при крайне "грубом" целеуказании. Кроме того, как сообщается, ГСН Х-32 имеет возможность коррекции траектории в полёте, в случае обновления самолётом-носителем или каким-либо другим "источником" данных о цели.
Несмотря на то, что боевое применение ПКР Х-32 однозначно сопровождается массой трудностей, эти ракеты являются крайне мощным сдерживающим фактором. Модернизированные бомбардировщики Ту-22М3М вместе с новыми крылатыми ракетами Х-32 определённо повысят возможности России по противодействию авианосным ударным группам потенциального противника. Причём, возможности Х-32, позволяют при условии организации массированной атаки, успешно противостоять не только с одной АУГ, но и целому авианосному ударному соединению, насчитывающего 2-3 авианосца. Таким образом, возможности Х-32 скорее всего не позволят авианосцам потенциального противника в случае приближаться к побережью ближе, чем на 1-1,5 тысячи километров.
Кроме того, возможности Х-32 по поражению крупных наземных целей превращают бомбардировщики Ту-22М3М в мощнейшее средство неядерного сдерживания и делает их крайне весомым аргументом в непростых военно-политических вопросах, таких как, например, размещение элементов американской системы противоракетной обороны вблизи российских границ.
Павел Румянцев