Импортозамещение в машиностроении обсудили на «Иннопром»

В рамках международного промышленного марафона «Иннопром онлайн» состоялась экспертная сессия на тему «Импортозамещение и локализация: кризис как драйвер машиностроительной отрасли». Международная выставка «Иннопром» переместилась в онлайн-формат после переноса мероприятия с июля 2020 на июль 2021 года из-за пандемии коронавируса.

 

Следите за новостями «Новый оборонный заказ. Стратегии» в Google News, будьте в курсе событий!

В рамках сессии на тему импортозамещения в машиностроительной отрасли эксперты обсудили ряд ключевых вопросов:

  • В чем заключаются особенности нынешнего кризиса для современного машиностроения?
  • Как нынешний кризис повлияет на развитие отрасли в России: какие возможности он предоставит и что станет ключевым в новое время?
  • Каковы изменения в подходах к импортозамещению и локализации: помогут ли вызовы кризиса решить стратегические задачи российского машиностроения?

Спикерами сессии стали заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов, первый заместитель Губернатора Свердловской области Алексей Орлов, председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин, президент «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин, директор «Петербургского тракторного завода» Сергей Серебряков, президент Siemens в России Александр Либеров. Модератором сессии выступил Николай Усков, редакционный директор Forbes.

В ходе выступлений представители власти рассказали о мерах государственной поддержки машиностроения и инициативах, направленных на увеличение отечественной составляющей в готовой продукции, а представители отрасли поделились опытом компаний в сфере импортозамещения и локализации производства, а также высказали пожелания по дальнейшему развитию этой работы.

Иннопром

После содержательных докладов Николай Усков подвел общий итог мероприятия:

«Я назову несколько ключевых слов, которые сегодня прозвучали. Они мне показались достаточными важными:

  • Все говорили о необходимости долговременных стратегий, которые не будет меняться в зависимости от каких-либо «дуновений».
  • Нужно сократить количество приоритетов – приоритеты должны быть приоритетными, это должно быть что-то по-настоящему важное, что дает мультипликационный эффект для всей экономики.
  • Инвестировать нужно не в прошлое, а в будущее. То есть искать технологии, которые действительно будут определять развитие машиностроения и индустрии в целом завтра, а не вчера.
  • Ещё одна тема – как мне показалось, сегодня она прозвучала не очень активно – это развитие механизмов государственно-частного партнерства, потому что важно, чтобы наращивание доли государства в экономике не приводило к сужению конкуренции, доминированию административного ресурса и обилию коррупционных схем.
  • Баланс между рынком и государством – важная и приоритетная задача, потому что рынок так или иначе ведет к снижению издержек, другим ценам для потребителей, высокому качеству, применению новых технологий».

С заключительным словом выступил также Александр Морозов:

«Сегодня, безусловно, мы видим задачи, которые можно охарактеризовать следующими подходами. Мы говорим, что, с одной стороны, государство должно сфокусировать поддержку на продукции, как уже сказали коллеги, не «финишеров» - не автозаводов, не судостроительных заводов, - а сфокусировать внимание на уровне поставщиков компонентов второго-третьего порядка. Как раз там, где, по сути, и существует малый и средний бизнес. Это очень важная история. И мы верим, что государственная поддержка должна быть направлена в этом направлении.

С другой стороны, то, о чем говорили коллеги на примере автопрома, судостроения – если мы стимулируем производство компонентов разного уровня, то мы должны стимулировать производство, которое будет удовлетворять одновременно большее количество игроков. То есть вопрос консолидации конечной продукции общих, сходных платформ позволило бы государству сделать инвестиции более эффективно <…> Здесь очень важно, чтобы коллеги, который представляют «финишеров», смогли договориться, чтобы усилия государства по стимулированию развития поставщиков компонентов, материалов второго-третьего уровня цепочки поставок имели масштабный эффект. Консолидация – это второе условие, кроме компонентов. И, конечно, мы должны не просто производить компоненты и материалы, мы должны производить конкурентные компоненты и материалы. В этом плане мы постараемся развивать государственно-частное партнерство именно в таком формате: стимулируя высокотехнологичные решения завтрашнего дня.

Таким образом, у нас получается три буквы «К»: компоненты, конкуренция и консолидация. И все это во многом зависит от главных участников рынка конечной продукции. Поэтому нам совместно с коллегами предстоит очень серьезно переоценить результаты в сложный кризисный период и перефокусировать меры государственной поддержки, устремляясь к конкретным технологиям, устремляясь в будущее страны», - завершил сессию «Иннопром онлайн» заместитель министра промышленности и торговли РФ.

Ещё по теме: Индустрия в эпоху Digital: мнения экспертов на ИННОПРОМ-онлайн

Напомним, «Иннопром»  — одно из самых масштабных промышленных событий России. Выставка проводится в Екатеринбурге ежегодно с 2010 года и является главной индустриальной, торговой и экспортной площадкой в России. В 2012 году правительство России присвоило «Иннопрому» федеральный статус.

Странами-партнерами выставки в разные годы выступали Китай, Япония, Индия, Республика Корея, Турция. Организатор мероприятия - Министерство промышленности и торговли РФ. В 2019 году «Иннопром»  привлек более 43 тысяч посетителей и более 1300 представителей СМИ. 90 стран мира приняли участие в «Иннопром»  в качестве экспонентов, делегатов, почетных гостей и представителей бизнеса.В 2020 году выставка должна была пройти 7-10 июля, но была перенесена из-за пандемии коронавируса.

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 

Партнеры