Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Всероссийская конференция «Гособоронзаказ 2019-2020». Итоги

13 декабря в Санкт-Петербурге прошла Всероссийская конференция «Гособоронзаказ 2019-2020». Организатор конференции - Агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа». Мероприятие проводилось при участии и методологической поддержке Министерства обороны РФ, ФАС России, Межведомственного аналитического центра, ФГБУ «46 ЦНИИ» Министерства обороны РФ и АО «Рособоронэкспорт».

Гособоронзаказ: новые задачи

Начальник Управления сухопутного и морского вооружения, военной техники и связи ФАС России Андрей Грешнев описал общую ситуацию по принятым в уходящем году и рассматриваемым законодательным нормам.

Грешнев

Андрей Алексеевич Грешнев

Самой важной эксперт назвал работу над законодательной актуализацией постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу». Он сообщил, что в ходе данной работы была поставлена задача собрать рекомендации профессионального сообщества, и в ведомство поступило порядка 150 конструктивных предложений. Они были переформатированы и получили юридические формулировки.

Андрей Грешнев предполагает, что переработанный документ поступить в Правительство РФ весной 2020 года и к лету станет официальной нормой.

Далее заместитель начальника Управления сухопутного и морского вооружения, военной техники и связи ФАС РФ Роман Шацкий предоставил развернутую консультацию по документообороту при взаимодействии ФАС с предприятиями ОПК. Так, одной из серьезных проблем, по словам спикера, с которой сталкиваются госзаказчики, являются случаи, когда кооперация своевременно не сообщает прогнозные цены. В этом случае госзаказчик вынужден закладывать в документ гипотетическую величину, с которой исполнители впоследствии могут не согласиться. «Второе-третье звено кооперации, - буквально обратился представитель ФАС к залу, - давайте по запросу прогнозную цену, иначе аукнется».

Шацкий

Роман Дмитриевич Шацкий

Кроме того, участники конференции смогли задать ряд других вопросов по практике соблюдения антимонопольного законодательства, по принципам повышения цен на продукцию и по порядку подачи и рассмотрения заявлений о нарушении законодательства в сфере ГОЗ.

Например, спикер дал комментарий к приказу Федеральной антимонопольной службы от 26.08.2019 г. №1138/19 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу». Спикер уточнил, что на сегодняшний день момент перехода со старой формы на новую не регламентирован. И ФАС России не планирует настаивать, чтобы производители переходили на новую форму в срочном порядке до конца года.

Со своей стороны заместитель директора Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Сергей Шеремет прокомментировал ряд моментов по ведению раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности предприятиями ОПК и о практике обязательной сдачи отчетности об использовании средств исполнителями ГОЗ, согласно требованиям постановления Правительства РФ № 543 «Принципы и методика ведения раздельного учета».

Сергей Вячеславович Шеремет

Спикер сообщил, что в настоящее время готовится пакет методических рекомендаций по ведению отчетности. Их следует ожидать в первой половине следующего года.

Аудитория получила развернутую консультацию по различным аспектам отчетности. Были разобраны критические ошибки, которые не позволяют загрузить отчетность в ЕИС ГОЗ.

Также представитель Минобороны РФ отметил, что за год существования нормы ему не раз приходилось слышать комментарии, что сами предприятия считают такую форму отчетности полезной - она подталкивает к внедрению современных ИТ-систем управления производством.

О типичных ошибках, содержащихся в заявках на конкурсные процедуры, рассказала замруководителя Департамента госзакупок Министерства обороны РФ Дарья Морозова.

Морозова Дарья Вячеславовна

Морозова Дарья Вячеславовна

Многие чисто технические ошибки могут служить поводом для отклонения заявки. Например, специалист обратила внимание, что достаточно часто заявители прилагают просроченный образец лицензии, тогда как лицензия была благополучно продлена.

В свою очередь генеральный директор Межведомственного аналитического центра Владимир Довгий дал общую оценку ситуации, в которой сейчас пребывают исполнители ГОЗ. По словам эксперта, ныне существующая нормативно-правовая база в сфере ГОЗ требует дальнейшей доработки.

Владимир Иванович Довгий

Гособоронзаказ: новые возможности

Напомним, это далеко не первая, проводимая «Дифанс Медиа» и посвященная проблемным точкам ГОЗ, конференция. Отличительная особенность мероприятий «Дифанс Медиа» - подчеркнутое внимание к вопросам продвижения предприятиями ОПК своей продукции, военного и гражданского назначения.

Издаваемый «Дифанс Медиа» журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии» одним из первых поднял острую тему каталогизации ВВТ и применения Каталога предметов снабжения ВС РФ для поиска новых рынков сбыта.

НОЗС

Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии»

В ходе конференции тема получила дальнейшее развитие. Так, заместитель начальника отдела ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны РФ Антон Пьянков сообщил, что включение продукции, выпускаемой предприятием, в каталог значительно оптимизирует информационное взаимодействие с потенциальными заказчиками, которые и являются основными потребителями каталога. К таковым относятся в первую очередь органы военного управления, научно-исследовательские организации Минобороны РФ, использующие каталог при формировании предложений в проект гособоронзаказа, а также при разработке технических заданий на новые НИОКР, организации промышленности – в целях формирования кооперации, определения надежных поставщиков составных частей и комплектующих.

Пьянков Антон Александрович

Пьянков Антон Александрович

Начальник Департамента информационных технологий АО «Рособоронэкспорт» Николай Незаленов посвятил выступление сложившимся формам информационного взаимодействия с центрами каталогизации иностранных заказчиков. «Сейчас мы закрываем практически все вопросы, связанные с кодификацией за рубежом», - отметил эксперт.

Одна из тенденций данной сферы – подход к Международной системе каталогизации предметов снабжения и военной техники как к единому языку общения заказчиков и поставщиков. При этом специалист напомнил, что вопрос цифровизации – это вопрос ближайшего времени. «А компьютер работает не с наименованиями, а с кодами».

состав спикеров

Состав спикеров: Фионов Александр Иванович, Довгий Владимир Иванович, Филиппов Сергей Владимирович, Незалёнов Николай Иванович, Пьянков Антон Александрович, Строкова Алёна Юрьевна

О перспективах и о сложившейся на предприятии практике каталогизации рассказала ведущий инженер отдела интегрированной логистической поддержки АО «Кронштадт» Алена Строкова.

Строкова Алёна Юрьевна

Пьянков Антон Александрович, Строкова Алёна Юрьевна

Второй, рассмотренный в ходе делового форума «маркетинговый» круг вопросов касался сферы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в ГОЗ. Руководитель проектов ООО «ВКО-Интеллект» Александр Фионов начал выступление со справки о своей компании. «ВКО-Интеллект» является дочерним обществом и входит в состав концерна АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей».

Фионов Александр Иванович

Фионов Александр Иванович

Компания оказывает консалтинговые услуги в области интеллектуальной собственности, в том числе в сфере управления правами на результаты интеллектуальной деятельности физическим и юридическим лицам, в частности, машиностроительным предприятиям, производителям вооружения и технического оснащения армии, автомобильной, авиационной, космической и других военных и гражданских отраслей промышленности, федеральным органам исполнительной власти.

Специалист пояснил, что, анализ практики реализации инновационных проектов, показывает нехватку проработки вопросов аналитического патентно-информационного обеспечения.

Так, многие инновационные разработки часто осуществляются без учета «патентной обстановки» в предметных областях, планы перспективных разработок строятся без предварительного проведения патентно-информационных исследований по предметным направлениям, в рамках выполняемых работ не всегда проводятся исследования на уровень вновь создаваемых образцов техники, а по закрытии работ – исследования на патентную чистоту. Что впоследствии несет предприятию убытки. Эксперт обозначил минимальный объем трудозатрат, чтобы избежать этих убытков.

Кроме того, была представлена такая маркетинговая разработка как «Атлас патентной инфографики».

Это результат сочетания современных методик проведения и оформления результатов патентно-информационных исследований для верной их интерпретации руководящим звеном высокотехнологичных предприятий. По сути, это визуализация в краткой, простой и наглядной форме результатов аналитических исследований массивов патентной и научно-технической информации.