Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Доходы авиаперевозчиков бьют рекорды на фоне упавшего пассажиропотока

Выручка российских авиаперевозчиков за 2023 год увеличилась на треть, достигнув рекордных показателей, несмотря на падение пассажиропотока до уровня 2017 года, говорится в аналитическом отчете АКРА. Основными факторами такого роста является возросшая стоимость билетов и увеличение средней дальности перелетов почти на 20% за пять лет.

 

В 2023 году совокупная выручка российских авиакомпаний увеличилась на 31%, достигнув отметки в 1,37 трлн рублей, что является рекордным значением и превышает показатели 2019 года. Эти данные приводит «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет компании АКРА. С корректировкой на инфляцию выручка соотносится с уровнем 2014–2015 годов, несмотря на то что количество пассажиров (105 млн человек) вернулось к уровню 2017 года.

Средний показатель RASK (выручка авиаперевозчиков на один кресло-километр) в отрасли, по данным АКРА, вырос на 16% год к году. Это главным образом обусловлено повышением цены на билеты. За последние десять лет выделяют два периода значительного роста цен — с 2015 по 2016 год и в 2021 году, когда RASK увеличился более чем на 15%. Среднегодовой прирост RASK за период с 2013 по 2023 годы составил приблизительно 6% при инфляции около 7%. По мнению АКРА, рост цен на билеты в 2023 году компенсировал отсутствие адекватной индексации в предыдущие годы. АКРА предполагает, что рост RASK в 2024 году не превысит уровня предыдущего года.

Вторым фактором роста выручки авиакомпаний стало увеличение средней дальности перелетов — с 1,85 тыс. км в 2019 году до 2,2 тыс. км в 2023 году. Это связано с развитием внутреннего туризма, который частично заменил зарубежные поездки, а также с увеличением длины маршрутов в незакрытые аэропорты юга России. Это повлияло как на пассажирооборот рынка, так и на увеличение расходов авиакомпаний, которые не всегда можно переложить на конечного потребителя.

Показатель CASK (расходы перевозчика на кресло-километр) в 2023 году вырос всего на 2,7%, оставшись почти на уровне 2022 года. В результате соотношение доходов и расходов перевозчиков на кресло-километр (RASK/CASK) в 2023 году оказалось необычайно благоприятным — 1,21. Для сравнения: с 2012 по 2019 год динамика этого соотношения стабильно находилась в диапазоне 1,04–1,13, а в 2020 году снизилась до 0,88 из-за пандемии и снижения цен на авиабилеты. АКРА считает вероятность того, что авиарынок сможет поддерживать отношение RASK/CASK на уровне 2023 года, невысокой.

По мнению экспертов, основной всплеск цен на авиабилеты уже произошел, и дальнейшее значительное увеличение может негативно повлиять на объемы перевозок. При этом операционные расходы будут продолжать расти из-за увеличения затрат на обслуживание парка и индексации заработной платы сотрудников. Это может привести к тому, что доходы сектора авиаперевозок в 2024 году составят от 1,3 до 1,6 триллионов рублей, а отношение дохода на один пассажирский километр к операционным расходам на один пассажирский километр снизится до 1,1–1,15.

Аналитики АКРА представляют два сценария развития ситуации в сфере авиаперевозок в 2024 году. В базовом сценарии они прогнозируют, что объем перевозок останется на уровне, сопоставимом с 2023 годом (до 115 миллионов пассажиров). Авиакомпаниям будет трудно достичь роста, прежде всего из-за ограниченного размера парка и сложностей с его обслуживанием. В стресс-сценарии, при ужесточении санкционного режима и увеличении цен на билеты, пассажиропоток может снизиться до 85–100 миллионов человек. Общий доход авиаперевозчиков может упасть до 1 триллиона рублей, а отношение дохода на один пассажирский километр к операционным расходам на один пассажирский километр опустится ниже 1.

Источник — Коммерсантъ