Выручка российских авиаперевозчиков за 2023 год увеличилась на треть, достигнув рекордных показателей, несмотря на падение пассажиропотока до уровня 2017 года, говорится в аналитическом отчете АКРА. Основными факторами такого роста является возросшая стоимость билетов и увеличение средней дальности перелетов почти на 20% за пять лет.
В 2023 году совокупная выручка российских авиакомпаний увеличилась на 31%, достигнув отметки в 1,37 трлн рублей, что является рекордным значением и превышает показатели 2019 года. Эти данные приводит «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет компании АКРА. С корректировкой на инфляцию выручка соотносится с уровнем 2014–2015 годов, несмотря на то что количество пассажиров (105 млн человек) вернулось к уровню 2017 года.
Средний показатель RASK (выручка авиаперевозчиков на один кресло-километр) в отрасли, по данным АКРА, вырос на 16% год к году. Это главным образом обусловлено повышением цены на билеты. За последние десять лет выделяют два периода значительного роста цен — с 2015 по 2016 год и в 2021 году, когда RASK увеличился более чем на 15%. Среднегодовой прирост RASK за период с 2013 по 2023 годы составил приблизительно 6% при инфляции около 7%. По мнению АКРА, рост цен на билеты в 2023 году компенсировал отсутствие адекватной индексации в предыдущие годы. АКРА предполагает, что рост RASK в 2024 году не превысит уровня предыдущего года.
Вторым фактором роста выручки авиакомпаний стало увеличение средней дальности перелетов — с 1,85 тыс. км в 2019 году до 2,2 тыс. км в 2023 году. Это связано с развитием внутреннего туризма, который частично заменил зарубежные поездки, а также с увеличением длины маршрутов в незакрытые аэропорты юга России. Это повлияло как на пассажирооборот рынка, так и на увеличение расходов авиакомпаний, которые не всегда можно переложить на конечного потребителя.
Показатель CASK (расходы перевозчика на кресло-километр) в 2023 году вырос всего на 2,7%, оставшись почти на уровне 2022 года. В результате соотношение доходов и расходов перевозчиков на кресло-километр (RASK/CASK) в 2023 году оказалось необычайно благоприятным — 1,21. Для сравнения: с 2012 по 2019 год динамика этого соотношения стабильно находилась в диапазоне 1,04–1,13, а в 2020 году снизилась до 0,88 из-за пандемии и снижения цен на авиабилеты. АКРА считает вероятность того, что авиарынок сможет поддерживать отношение RASK/CASK на уровне 2023 года, невысокой.
По мнению экспертов, основной всплеск цен на авиабилеты уже произошел, и дальнейшее значительное увеличение может негативно повлиять на объемы перевозок. При этом операционные расходы будут продолжать расти из-за увеличения затрат на обслуживание парка и индексации заработной платы сотрудников. Это может привести к тому, что доходы сектора авиаперевозок в 2024 году составят от 1,3 до 1,6 триллионов рублей, а отношение дохода на один пассажирский километр к операционным расходам на один пассажирский километр снизится до 1,1–1,15.
Аналитики АКРА представляют два сценария развития ситуации в сфере авиаперевозок в 2024 году. В базовом сценарии они прогнозируют, что объем перевозок останется на уровне, сопоставимом с 2023 годом (до 115 миллионов пассажиров). Авиакомпаниям будет трудно достичь роста, прежде всего из-за ограниченного размера парка и сложностей с его обслуживанием. В стресс-сценарии, при ужесточении санкционного режима и увеличении цен на билеты, пассажиропоток может снизиться до 85–100 миллионов человек. Общий доход авиаперевозчиков может упасть до 1 триллиона рублей, а отношение дохода на один пассажирский километр к операционным расходам на один пассажирский километр опустится ниже 1.
Источник — Коммерсантъ