Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Су-57: сколько имен у нового истребителя?

В ближайшее время истребитель Су‑57, созданный компанией «Сухой», начнет поступать на вооружение российских Воздушно-­космических сил (ВКС). В его создании использованы самые передовые технологии. Самолету дают высокую оценку как заказчики в России, так и зарубежные эксперты.

 

В мае 2019 года президент России Владимир Путин, проводя совещание по оборонной тематике, заявил: «На завершающем этапе государственных испытаний находятся многоцелевые истребители Су-35С и Су-57. Эти машины обладают уникальными характеристиками и являются лучшими в мире. Необходимо к 2028 году полностью перевооружить три авиационных полка Воздушно-космических сил перспективными авиационными комплексами пятого поколения Су-57».

Лучший во всем

Первый полет прототипа Су-57—первого опытного самолета Т-50–1 был осуществлен 29 января 2010 года в Комсомольскена-Амуре. Его пилотировал заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, Герой России Сергей Богдан.

Этот истребитель пятого поколения имеет сразу несколько имен. Когда Минобороны России объявило тендер на его создание, он был назван как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). Еще неофициально его тогда именовали И-21 — «истребитель XXI века».

Столь громкое имя проекта вполне соответствовало целям программы: требовалось создать боевой летательный аппарат совершенного нового типа, с новым планером, новым двигателем, новой электронной начинкой и новым вооружением. Предложенный на тот тендер проект ОКБ Сухого обозначался индексом Т-50. Буква «Т», по традиции ОКБ, присваивалась проектам с треугольным крылом (проекты со стреловидным крылом обозначались, соответственно, буквой «С»). За номер конструкторы неофициально прозвали самолет «полтинник».

Но лишь в августе 2017 года главком ВКС России официально присвоил самолету имя, под которым он теперь будет строиться и летать,—Су-57. «Су» взято, естественно, от разработчика и производителя—компании «Сухой». Номер 57 тоже носит свой скрытый смысл: 5—это пятое поколение отечественных истребителей, а цифра 7, счастливая для «суховцев», демонстрировала связь с лучшим отечественным истребителем предыдущего, четвертого поколения—Су-27.

Су-57, созданный компанией «Сухой», входящей в ОАК, по сравнению с истребителями предыдущих поколений обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя.

«Отличительными признаками истребителя пятого поколения с точки зрения самолета является наличие характеристик, как, например, сверхзвуковой крейсерский полет,—говорит первый заместитель генерального директора компании «Сухой», директор ОКБ Сухого, главный конструктор Су-57 Михаил Стрелец.—Еще одним требованием к самолету была возможность без специальных средств совершать посадку на укороченную полосу. Это примерно в два раза меньше, чем у лучшего самолета четвертого поколения Су-35».

Су-57 предназначен для решения широкого спектра боевых задач при действии по воздушным, наземным и морским целям. Самолет может применяться круглосуточно, всепогодно, в сложной помеховой обстановке.

Су-57 обладает рядом боевых свойств, которые отличают его от авиационных комплексов предыдущих поколений. Благодаря низкому уровню заметности в радиолокационном диапазоне длин волн он обладает скрытностью действий, в том числе при работе комплекса бортового оборудования и применении вооружения. Комплекс бортового оборудования и комплекс авиационного вооружения Су-57 отличается высокой помехозащищенностью, в том числе при взаимодействии с автоматизированными системами управления различных родов войск.

Кроме реализации малой заметности обеспечивается превосходство Су-57 над самолетами поколения 4++ в части таких боевых свойств, как автоматизация и высокая интеллектуализация процессов боевого
применения, многофункциональность, а также сверхманевренность и сверхзвуковая маневренность. Он обладает возможностью всенаправленного и многоканального применения оружия. Самолет также рассчитан на применение высокоточного оружия большой дальности.

«Еще одно важное требование, которое предъявлял заказчик к нашему самолету, это отношение боевой нагрузки, которую способен взять истребитель, к его массе,—рассказывает Михаил Стрелец.—Чем больше это отношение, тем выше качество самолета как носителя. То же самое относится к объему, массе и номенклатуре авиационных средств поражения, размещаемых во внутрифюзеляжных отсеках. По этим показателям Су-57 не имеет аналогов среди всех самолетов пятого поколения в мире».

Основная силовая установка прототипов Су-57 состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой и управляемым вектором тяги. Они и позволяют Су-57 развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Моторы имеют полностью цифровую систему управления.

«Особые требования предъявлялись к комплексу бортового оборудования,—говорит Михаил Стрелец.—Принципиальным отличием пятого поколения является совершенно новый уровень автоматизации».

Су-57 оснащен принципиально новым комплексом бортового оборудования, выполняющим функцию «электронного пилота». Этот комплекс построен с использованием самых современных информационных технологий, резервированных многопроцессорных вычислительных систем и высокоскоростных каналов информационного обмена. Он обеспечивает функцию, так называемой, гипотезной обработки информации обзорно-прицельных систем, обеспечивает интеллектуальную поддержку летчика при решении наиболее сложных задач боевого применения. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач.

Комплексная поставка

На совещании в мае 2019 года Президент России Владимир Путин отметил: «В результате проделанной работы, в результате того, что мы договорились с промышленностью,—промышленность практически на 20 процентов снизила стоимость летательных аппаратов и вооружения,—у нас появились возможности закупить гораздо больше боевых машин этого класса, этого, по сути, нового поколения». Глава государства подчеркнул, что Су-57—это первая новая авиационная платформа, созданная за последние 40 лет.

«Надеюсь, что скорректированные планы будут исполнены. И уже в ближайшее время будет заключен контракт на комплексную поставку 76 таких истребителей, оснащенных современными авиационными средствами поражения и обеспеченных необходимой наземной инфраструктурой»,— сказал Владимир Путин.

Генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь отметил: «Самолет в процессе испытаний демонстрирует соответствие тем характеристикам, которые были изначально заявлены». Юрий Слюсарь заявил, что предприятия корпорации смогут произвести 76 Су-57 до 2028 года.

«У нас подготовлено производство. Комсомольский-на-Амуре завод является одним из самых перевооруженных и оснащенных, с квалифицированным персоналом. Поэтому мы, безусловно, сделаем такое количество самолетов и с тем темпом, которые нам поставил президент»,— подчеркнул глава ОАК.

Параллельно с подготовкой производства к серийным поставкам Су-57 шли и всесторонние испытания самолета: наземные и летные, автономные и комплексные. Отрабатывались все системы истребителя и его авиационных средств поражения. Важной проверкой для Су-57 стала передислокация на несколько дней в феврале 2018 года в Сирию двух истребителей. Их боевое применение в воздушном пространстве этой ближневосточной страны проходило в рамках проведения второго этапа государственных испытаний ПАК ФА.

«Задача была показать самолет в деле с боевым применением новых видов оружия и новыми способами их применения,—рассказывает начальник летной службы ОКБ Сухого, заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой Российской Федерации Сергей Богдан.—Применение прошло достаточно удачно. Этому предшествовал подготовительный период в России, во время которого все было проверено здесь. Там все подтвердилось. Был показан высокий результат».

В итоге на прошедшем в 2018 году международном военно-техническом форуме «Армия-2018» был подписан контракт на поставку установочной партии Су-57. А в июне 2019 года в ходе форума «Армия-2019» между Министерством обороны Российской Федерации и компанией «Сухой» был заключен государственный контракт на поставку большой партии истребителей Су-57. В настоящее время компания «Сухой» приступила к выполнению контрактных обязательств.

Все самое современное

Су-57 является сегодня одним из самых современных и перспективных авиационных комплексов в мире. Во многом этого удалось достичь, используя при проектировании истребителя передовые разработки и технологии. В нем интегрированы лучшие продукты таких отечественных отраслей, как двигателестроение, приборостроение, радаростроение, материаловедение. Развитие систем и элементов самолета продолжается, что позволяет постоянно его совершенствовать.

В настоящее время Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) взамен двигателя первого этапа для Су-57 создает основную силовую установку второго этапа. Первый полет Су-57 с новым двигателем состоялся 5 декабря 2017 года. При создании двигателя были применены новейшие технологии и материалы, использование которых позволило достичь технических требований, предъявляемых к силовой установке пятого поколения. Увеличение удельной тяги силовой установки обеспечивает самолету сверхзвуковую крейсерскую скорость, а за счет уменьшения удельного расхода топлива улучшена экономичность двигателя. Силовая установка оснащена интегрированной интеллектуальной системой управления «самолет—двигатель», максимально информативной и удобной для летчика. Двигатель второго этапа для Су-57 создается в кооперации всех конструкторских бюро ОДК, головным разработчиком является Опытноконструкторское бюро им. А.М. Люльки.

Головным предприятием по созданию радиоэлектронной системы для ПАК ФА является Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) им. В.В. Тихомирова. Радары этого предприятия установлены на 70% закупаемых боевых истребителей. Генеральный директор НИИП им. В.В. Тихомирова Юрий Белый рассказал: «Для истребителя пятого поколения мы делаем довольно большой “кусок”—многофункциональную радиоэлектронную систему с активными фазированными антенными решетками (АФАР).

«Для завоевания превосходства»

«Су-57 сразу создавался под требования многофункционального истребителя, — уточняет Михаил Стрелец. — F-22 изначально создавался как самолет завоевания превосходства в воздухе. Но только потом американцы, поняв, что принципиально неправильно было проектировать самолет только под размещение ракет класса “воздух-воздух”, предприняли попытку в уже существующей конфигурации отсеков разместить авиационные средства поражения “воздух-поверхность”. Но геометрия отсеков уже не позволяла разместить в них более крупные грузы, какими являются ракеты того класса».

Появившийся вследствие этой проблемы проект еще одного американского самолета пятого поколения F-35, специализировавшийся на работе по земле, не обладает возможностью эффективного решения истребительных задач. «Его характеристики как истребителя — разгонные и маневренные — уступают даже самолетам четвертого поколения, не говоря уже про Су-57»,— резюмирует Михаил Стрелец.

Высоко оценили Су-57 американские военные эксперты. «Анализ характеристик ПАК ФА, с которыми я смог познакомится, позволяет говорить о довольно сложном проекте, который, по крайней мере, такой же, а по некоторым показателям даже превосходит американские самолеты пятого поколения,—сказал бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула (Dave Deptula) в интервью журналу The National Interest.—В сравнении с F-35 он, безусловно, имеет большую маневренность благодаря управляемому вектору тяги и полностью подвижному хвостовому оперению, а также отличной аэродинамике».

Другой высокопоставленный военный чиновник США заявил The National Interest: «По эффективности Су-57 выглядит вполне конкурентным в сравнении с истребителем F-35».

«На Западе сверхманевренность не является основополагающим требованием для истребителей пятого поколения,—замечает в свою очередь директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец.—Они большую ставку делают на дальний бой, чем на ближний. Мы делаем ставку и на то, и на другое, чтобы наш самолет превосходил и в ближнем, и в дальнем бою».

Текст - Константин Лантратов
Фотографии - архив компании «Сухой»; Telegram-канал AviaComments
Источник - ОАК