275-ФЗ на карантине?

Новая реальность, когда часть юрлиц, ссылаясь на вирусную угрозу, буквально самоустраняется из сферы деловых отношений, создает непривычные правила игры. Редакция журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии» обратилась к юристам с вопросом, насколько ссылки на пандемию могут служить юридически оправданным поводом для невыполнения ранее заключенных контрактов.

 

Его величество «Форс-Мажор»

11 марта 2020 года генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебреисус объявил вспышку коронавируса пандемией. И по мере принятия официальными властями разных стран предупредительных мер ряд компаний перестали выполнять ранее взятые обязательства. Данная проблема, поясняют юристы компании Maxima Legal, оказалась актуальной и для российской юрисдикции.

Уточним, согласно статье 111 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», правительство РФ вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, а также вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.

Более того, по некоторым данным и само правительство РФ планирует признавать вирус COVID-2019 обстоятельством непреодолимой силы при исполнении государственных контрактов.

«По нашему мнению, распространение коронавируса может быть признано форс-мажорным обстоятельством, так как данное явление является чрезвычайным (не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах) и непредотвратимым (не зависит от воли участников делового оборота, не относится к рискам предпринимательской деятельности), - комментирует ситуацию и руководитель профильной практики Наталья Демина. - Однако стоит иметь в виду, что бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от ответственности (в том числе обстоятельств непреодолимой силы), лежит на должнике (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 № 7)».

 

Без валюты не разберешься

Второй острый вопрос, связанный с текущей макроэкономической ситуацией, касается взрывного роста курсов валют. Что, безусловно, не могло не задеть интересы многих производителей оборонпрома.

«Резкое падение курса рубля после мартовских праздников на фоне удешевления нефти снова делает актуальным вопрос о том, является ли резкое изменение курса валюты так называемым «обстоятельством непреодолимой силы». Такой вопрос неоднократно вставал в судебной практике раньше, в предыдущие кризисные периоды, - поясняет юрист Maxima Legal Алина Калинскова. - И позиция судебных органов однозначная – нет, не является».

Если вдаваться в детали, согласно Гражданскому кодексу РФ, непреодолимая сила (форс-мажорные обстоятельства) - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Как следует из этого определения, при непреодолимой силе обстоятельства должны иметь следующие элементы: чрезвычайность и непредотвратимость. Под чрезвычайностью понимается невозможность предвидения при данных условиях наступления соответствующих обстоятельств, под непредотвратимостью - невозможность их предотвращения имеющимися в распоряжении данного общества техническими и иными средствами.

С этой токи зрения повышение курса иностранной валюты в РФ нельзя расценивать как непреодолимые обстоятельства, поскольку изменение курса иностранной валюты - это коммерческие риски.

Таким образом, финансово-экономический кризис нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

«Однако при этом в случае, если стороны на этапе заключения контракта понимают, что изменение тех или иных обстоятельств окажет существенное значение на их сотрудничество, они сами могут указать данные обстоятельства как основания для изменения или расторжения контракта», - советует Алина Калинскова.

 

Куда деваться с подводной лодки?

Теперь поговорим об оборонпроме. Согласно части 1 статьи 2 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», правовое регулирование на площадках и весях осуществляется, в частности, в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. То есть действие ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ распространяется и на отношения в сфере государственного оборонного заказа.

Проще говоря, все ранее сказанное юристами имеет отношение и к оборонке.

Но, подсказывает Алина Калинскова, существующее законодательство не ограничивает право федеральных властей определить дополнительные условия исполнения государственного контракта, не связанные с его предметом.

«Таким образом, в случае признания Правительством РФ распространения коронавирусной инфекции форс-мажорным обстоятельством при исполнении государственных контрактов, данное решение будет относиться и к государственным контрактам в сфере государственного оборонного заказа», - говорит эксперт Maxima Legal.

Автор - Игорь Чубаха

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры