Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Как стать единственным? ФАС знает

В 2021 году появление так называемого «ковидного» регламента Минобороны позволило в условиях пандемии быстро размещать ГОЗ. Тогда простое изменение порядка заключения госконтрактов – без предварительного определения цены в порядке, предусмотренном ПП № 1465 – обеспечило значительное ускорение процедуры размещения ГОЗ. Побочным эффектом ускоренного размещения ГОЗ стало фактическое приостановление конкурентных процедур определения единственных поставщиков.

Длительные сроки проведения этих процедур с неясным результатом сделали проведение конкурсов бессмысленным уже в 2021 году.

Часть 1 статьи 93 ФЗ-44 предусматривает, что закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в следующих случаях: 2) единственный поставщик определен указом или распоряжением Президента РФ либо Правительства РФ; 7) поставщик на поставку российских ВВТ, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, включенным в реестр единственных поставщиков ВВСТ; 56) осуществление Минобороны России и иными ФОИВ, перечень которых утверждается правительством, в целях проведения СВО, а также в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму. Перечни товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждаются руководителями таких ФОИВ.

Пункт 56 в статье 93 ФЗ-44 появился в ноябре 2022 года и совершил настоящий прорыв в порядке размещения ГОЗ. Никогда еще госзаказчику не было так легко и просто определить (а в случае пункта 56 фактически назначить) практически любое предприятие единственным поставщиком, даже если выбранное предприятие по факту таковым и не является. Новый пункт поставил под сомнение все преимущества включения предприятий в Реестр единственных поставщиков. Он перестал выполнять функции пропуска в ГОЗ.

Таким образом, за последние несколько лет происходило совершенствование порядка размещения ГОЗ с учетом сложившихся экономических и политических обстоятельств. ПП № 1465 показало недостаточную гибкость при размещении ГОЗ и слабую адаптивность к условиям мобилизации. Вероятно, пришло время серьезных изменений в порядке государственного регулирования цен, который стал главным тормозом размещения ГОЗ. Косметические правки ПП № 1465 уже не могут спасти ситуацию.

В то же время продолжаются попытки реанимировать умирающее постановление. Есть мнение, что пункт 56 создает предпосылки к срыву некоторых заказов, т.к. директивное назначение единственного поставщика не всегда подтверждается возможностями поставщика, а отказаться от ГОЗ уже нельзя. И все же шансы на то, что конкурентной процедуре удастся отыграть свой проигрыш, представляются минимальными.  Некоторые новоиспеченные единственные поставщики, шокированные жесткостью ценообразования, будут мечтать о проигрыше в конкурсе на размещение ГОЗ.

Тем более странно было обнаружить в интернете Информацию Федеральной антимонопольной службы от 28 сентября 2023 года о включении организаций в Реестр единственных поставщиков. Из информации совершенно непонятно, что стало причиной ее размещения, т.к. никаких изменений и новшеств она не содержит. Хотя, возможно, участников ГОЗ ждут серьезные перемены. Конкурентные процедуры позволяют в отдельных случаях заключить государственный контракт и с проигравшим (не выигравшем) предприятием. Главное, чтобы оно не смогло отказаться от участия в конкурсе.

Интересно, а может ли факт отказа ФАС России от включения предприятия в Реестр единственных поставщиков сделать невозможным заключение госонтракта в рамках пункта 56? Если ФАС России признает предприятие не единственным, возможно нарушение антимонопольного законодательства. В этом случае попытка захода в реестр единственных поставщиков может стать достаточной популярной у отдельных предприятий, получивших бесценный опыт исполнения ГОЗ на основании пункта 56.

Будем наблюдать.

 

 

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять