В Минобороны принято считать, что чем дольше права на результаты интеллектуальной деятельности будут оставаться у государства, тем лучше. Но все чаще приходится слышать критику такой позиции.
Это никому не нужно?
Недавнее исследование Счетной Палаты РФ (СП) подтвердило прописную истину, что на 60–70% источником финансирования науки в России является госбюджет.
А сложившийся в стране механизм финансирования научных изысканий «не ведет к росту объема внебюджетных средств, расходуемых на науку, что противоречит не только глобальным трендам, но и приоритетам Стратегии инновационного развития РФ», - говорится в отчете СП.
Как отмечает заместитель Председателя СП Галина Изотова, увы, система управления российской наукой не способна оживить спрос на отечественные результаты научной деятельности.
Бизнес и промышленность остаются в стороне.
Руки прочь
В сфере оборонпрома ситуацию можно считать более косной. Позиция Минобороны проста – бизнес и должен оставаться в стороне. А управление правами на результаты интеллектуальной деятельности не предусматривает их коммерциализацию.
Задача же Министерства – не распродавать или пристраивать научные разработки, а наоборот сохранять за государством исключительные права на передовые технические решения.
Дескать, с правовой точки зрения результаты интеллектуальной деятельности в оборонных интересах создаются по государственным контрактам в рамках гособоронзаказа при полном финансировании из бюджета. Соответственно, РИД должны принадлежать и принадлежат государству.
А использование РИД предприятиями оборонки разрешается лишь по безвозмездным лицензионным договорам. Эти условия для наглядности и прописываются в контрактах, которые Министерство заключает с предприятиями.
Обстановка такая
Впрочем, такая принципиальность Минобороны привела к растущему числу утечек. Некоторые предприятия-разработчики банально стали скрывать результаты исследований. А через некоторые отрезки времени патентовать РИД на себя.
И даже перманентное привлечение таких ловкачей к уголовной ответственности тенденцию не остановило.
Нехотя Минобороны начало готовиться к компромиссу – теперь речь идет о возможном присвоении результатам интеллектуальной деятельности военного назначения особого юридического статуса и разработке отдельного порядка их правовой охраны.
После чего можно будет подумать и о создании нового алгоритма передачи прав предприятиям оборонпрома.
Конечно, это достаточно консервативная позиция. Возможно, она позволит надежней охранять военные секреты. Но, как отмечает Галина Изотова, российская наука в текущем ее состоянии не ориентирована на создание новых научных знаний, признанных в международном академическом сообществе.
То есть, через какой-то срок нашим военным секретам неоткуда станет браться.
Хотите настоящую науку?
Тем временем в СП видят общее решение проблемы (интересное для бизнеса и производителей) в реализации следующего перечня шагов:
- организации распределения бюджетных ассигнований на НИОКР с учетом результативности проводимой исследовательской деятельности, а также данных мониторинга научных учреждений;
- создании системы мониторинга результативности исследовательской деятельности;
- принятии мер по увеличению бюджетных ассигнований на развитие научной инфраструктуры и кадрового потенциала, в том числе в части увеличения уровня заработной платы исследователей;
- утверждении федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на срок до 2027 года;
- утверждении характеристик создаваемых и модернизируемых объектов класса «мегасайенс»;
- принятии мер по повышению эффективности центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок;
- наконец, обеспечении согласованности мероприятий нацпроектов «Наука», «Образование», «Жилье и городская среда» на территориях субъектов РФ в части сопряжения мероприятий по созданию научно-образовательных центров мирового уровня и мероприятий по развитию социальной инфраструктуры для молодых ученых, с мероприятиями по развитию городской среды, повышению доступности жилья и модернизации инфраструктуры ЖКХ.
Автор - Игорь Чубаха
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»