Связи между Санкт-Петербургом и Удмуртией в последние годы стали теснее.
Нахимовское военно-морское училище, Ижевский электромеханический завод (ИЭМЗ) «Купол» и Правительство Удмуртской республики подписали 16 октября 2014 года трехстороннее соглашение о сотрудничестве. Результатом совместной работы должна стать рациональная интеграция учебной, научной и материально-технической базы участников соглашения для решения общих задач в образовательной, воспитательной, научной и инновационной сферах.
О том, как идет реализация соглашения, журналу «Новый оборонный заказ. Стратегии» рассказал Анатолий Гаврилович ДЕРЕВЯНКО, заместитель начальника Нахимовского военно-морского училища.
– Анатолий Гаврилович, что дает Нахимовскому военно-морскому училищу сотрудничество с Удмуртией и с заводом «Купол», в частности?
– Завод «Купол», одно из крупнейших предприятий ОПК, и Удмуртская республика, регион, который вносит большой вклад в развитие оборонного комплекса страны, предпринимают определенные организационные и материальные усилия, оказывая поддержку нашему училищу. К нам часто приезжают представители завода, рассказывают нахимовцам о развитии своего предприятия, приглашают выпускников на работу, призывают выбрать профессию, связанную с оборонным комплексом. Профориентация – важное направление этого сотрудничества. Ведь после окончания училища выпускникам нужно выбрать профессию и вуз для дальнейшей учебы.
И, кстати, не только ИЭМЗ, но и другие оборонные предприятия, в том числе, нашего Северо-Западного региона, тоже стараются привлечь к себе внимание нахимовцев и заинтересовать их разными профессиями в сфере оборонного комплекса.
– Фактически идет борьба за ваших выпускников?
– В этом нет ничего удивительного. Во-первых, все наши ребята духовно и нравственно воспитаны. Для них «патриотизм» – не просто слово. Многие уже во время учебы занимают активную гражданскую позицию. Во-вторых, они получают здесь хорошее образование, причем не только в рамках общеобразовательной программы, но и дополнительно. К нам приходят дети в возрасте 10 лет. Каждому дается возможность попробовать себя в разных областях. В дальнейшем, после окончания учебы, потенциал (например, научно-исследовательский) может еще раскрыться.
И это понимают руководители предприятий, которые думают о кадровом резерве, о преемственности поколений и т.д. У руководителей «Купола» тоже есть понимание важности такого воспитания. Заводу нужны не просто хорошие специалисты, но еще и патриоты своей страны. Ведь оборонно-промышленный комплекс обеспечивает своей продукцией армию и флот, а значит, работает на безопасность страны.
– Когда-то в советские времена была распространена шефская помощь. Богатые предприятия помогали школам и другим учебным заведениям. Существует ли такая форма отношений сегодня?
– Конечно, существует! Мы сами стараемся это направление развивать, чтобы решать конкретные проблемы: автотранспортные, по благоустройству. Или, например, взять проблему с пошивом формы. Есть стандарты Минобороны по одежде, но они не всегда укладываются в наш учебный процесс или не подходят для нашего климата. Ребятам, например, нужна специальная форма для занятий отдельными видами спорта или для занятий в рамках дополнительного образования.
Как раз в тот период, когда училищу действительно было сложно, когда не было еще четкого снабжения по линии Министерства обороны, мы получили понимание и поддержку со стороны руководства завода «Купол». И многие вопросы материально-технического обеспечения были успешно решены.
– В училище много внимания уделяют научно-исследовательской работе воспитанников. Это ведь не случайно?
– Научная работа зависит от того потенциала, который мы закладываем и развиваем в детях. В училище в течение пяти лет регулярно проводится конкурс «Инженер-изобретатель». В нем могут участвовать все довузовские учебные заведения Министерства обороны. К этому есть интерес и у суворовцев, и у кадетов. Именно в таких конкурсах закладывается и проявляется склонность детей к научной работе. Кроме того, у нас есть дополнительная секция «Робототехника», занятия в которой позволяют раскрыться талантам будущих изобретателей.
Такой подход к развитию инженерных навыков мы культивируем и в филиалах Нахимовского военно-морского училища (во Владивостоке, Мурманске и в Севастополе). У нас проходит конкурс «Вперед, нахимовцы!», в котором тоже оценивается техническая подготовка участников.
Подобные мероприятия помогают выявить лучших воспитанников, которые в дальнейшем способны проявить себя в высших учебных заведениях Министерства обороны или в вузах, которые готовят кадры для ОПК. И заводу «Купол» интересно увидеть тех ребят, которые уже в период обучения демонстрируют оригинальность мышления и навыки изобретателя. Логично, что в дальнейшем заводу хотелось бы пригласить их к себе на работу.
А мы заинтересованы, чтобы выпускники-нахимовцы равномерно распространялись по всей стране. Так что с удовольствием принимаем на учебу детей из разных городов. Главное, чтобы регионы отправляли к нам достойных ребят, которые способны сдать вступительные экзамены по высоким нормативам.
– Расскажите, пожалуйста, о воспитанниках, которые приехали учиться из Удмуртии в рамках соглашения.
– Из Удмуртской республики у нас сейчас учатся в 6-м классе Айзат Фатыхов и в 7-м классе Никита Папулов. Эти ребята зарекомендовали себя достаточно подготовленными нахимовцами и в учебе, и в общественной жизни. Из старшеклассников: в 9-м классе учатся Алишер Ашуров и Савелий Егоров. Начальник курса и преподаватели отзываются о них очень хорошо. Пока ребята в своей будущей профессии не определились, но время у них еще есть. И выпускник этого года – Георгий Максимов.
– Каковы дальнейшие перспективы сотрудничества с Удмуртской республикой?
– Соглашение действует. И можно с уверенностью сказать, что в продолжении сотрудничества на данный момент заинтересованы все участники. Со стороны завода «Купол» и со стороны руководства Удмуртии есть понимание задач, которые стоят перед училищем, и это очень ценно. А мы, в свою очередь, понимаем, что ребята – выходцы из Удмуртии после окончания учебы могут вернуться домой и пойти работать на «Купол», в том числе. Поверьте, выпускники Нахимовского училища – ценное приобретение для любого предприятия!
За семь лет обучения у нас ребенок, наряду с изучением школьных предметов, получает еще и навыки самостоятельной жизни, ответственности, дисциплины. Одна из целей нашего образовательного процесса – воспитывать с 10-летнего возраста активного гражданина своего государства. Патриотизм – это когда мальчик или юноша понимает, что такое государственные интересы. И мы видим, что наши дети – действительно патриотически настроенные и активные граждане своей страны. Они правильно понимают вопросы внешней и внутренней политики. В дальнейшем им можно будет доверить создание и использование новых видов военной техники, участие в исполнении оборонных заказов, работу на государственной службе и т.п. Это достойные молодые люди, за которых мы ручаемся. Поэтому Ижевскому электромеханическому заводу просто необходимо участвовать в нашей работе по воспитанию такой молодежной элиты.
– Есть ли преимущества при поступлении в вузы Минобороны, например, у ваших выпускников?
– Нет. Нахимовцы оцениваются по результатам ЕГЭ и поступают на равных условиях с выпускниками общеобразовательных школ. Наши ребята должны доказывать своим трудом, что они представляют «элиту» молодежи, поскольку Нахимовское военно-морское училище претендует на звание лучшего учебного заведения в системе довузовской подготовки. Дети, которые поступают к нам, замотивированы с самого начала. У них есть желание получить высшее образование в учебных заведениях Минобороны, ФСБ, МВД, МЧС или освоить профессию, востребованную в оборонно-промышленном комплексе. Как раз в этом и есть их преимущество.
– Нахимовское училище тесно сотрудничает и с другими предприятиями. Кто чаще выступает инициатором подписания подобных соглашений?
– Вы знаете, это обоюдный процесс и взаимный интерес. Нахимовское училище не ищет какую-то выгоду. Мы открыты для сотрудничества и совместной работы. Но нужно четко понимать, что мы занимаемся воспитанием детей. Мы используем для этого свой опыт: и профессиональный, и родительский. Мы вкладываемся в ребят, чтобы каждый из них в будущем стал достойным человеком. К счастью, сейчас в России многие уже понимают, что нужны большие материальные и организационные ресурсы для воспитания поколения, способного достойно и с удовольствием жить в своей стране, работать здесь, растить детей и любить родину…
Беседовала Ирина Новикова.
Впечатлениями об учебе в училище делятся нахимовцы, которые приехали из Удмуртии в рамках соглашения.
Алишер АШУРОВ, нахимовец (9 класс), вице-старшина 2-й статьи:
– Я ждал, что здесь все будет очень строго, по-военному. На самом деле к нам мягко относятся, мы же все-таки дети. В училище много разных кружков, есть чем заняться кроме уроков. Скучать некогда. Каждый вечер нам выдают телефоны, можно позвонить родителям. И на каникулы домой уехать.
Савелий ЕГОРОВ, нахимовец (9 класс):
– Учиться здесь было моей мечтой. Родители помогли и поддержали. Мой дедушка был военным моряком, и мне захотелось продолжить династию. Не исключено, что продолжу учебу в высшем военном училище. Вообще я много чему уже научился. Здесь высокая организация и дисциплина. Думаю, мне это пригодится в жизни. Еще здесь нужно уметь налаживать отношения с коллективом, учиться понимать друг друга. И еще я понял, что самое трудное – не обрести дружбу, а поддерживать ее, чтобы отношения с другом не испортились со временем.
Я занимаюсь в училище дополнительно журналистикой. У нас выходит журнал, в котором я автор многих статей. Меня с детства увлекала литература. А журналист, по-моему, это человек, который умеет говорить, найти что-то интересное и рассказать об этом другим. Журналистика для меня –
это способ самовыражения. Родители рады и поддерживают.
Георгий МАКСИМОВ, нахимовец (11 класс), вице-старшина 2-й статьи:
– Здесь очень большой коллектив. В ротах много ребят, с ними нужно контактировать, находить общий язык. Конечно, с каждым человеком общий язык не найти, но нужно пытаться. Именно это было самым трудным для меня сначала. Но сейчас все хорошо. С ребятами, которые приехали из Удмуртии, стараемся держаться вместе. От того, что в училище есть земляки, как-то греет душу.
Учеба здесь помогла мне определиться с будущей профессией. Я решил поступать в Санкт-Петербургский морской технический университет на инженера-механика. Всем, кто хочет поехать учиться в Нахимовское военно-морское училище, я советую не бояться! Приезжайте сюда, не пожалеете!
"Новый оборонный заказ. Стратегии", май 2018г.