Когда надзорные органы возьмут на вооружение обновленный следственный инструментарий, будущим фигурантам картельных сговоров не позавидуешь. В частности, новые законопроекты предполагают прощение первому одумавшемуся и явившемуся с повинной участнику преступной схемы.
Разобщить и простить
В весеннюю сессию Госдумы ожидается принятие «антикартельного» пакета законов, разработанных ФАС России и другими ведомствами во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 5 августа 2017 г. № Пр-1525.
В пакет входят три законопроекта:
- № 848392-7 «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий»
- № 848246-7 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
- №848369-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Цель законодательных поправок – наладить взаимодействие антимонопольного института с МВД и ФСБ, и – главное – расширить инструментарий ФАС при расследовании картельных соглашений и усилить административную и уголовную ответственность участников подобных сговоров. Январь отведен под сбор предложений и замечаний по названным законопроектам.
Яркой особенностью предлагаемых законодательных изменений является подчеркнутое стремление подтолкнуть кого-нибудь из злоумышленников добровольно заявить о содеянном и дать показания против соучастников.
Таким образом, ФАС России в движении на более высокий уровень противодействия картельным сговорам следует мировой практике, согласно которой до 90% преступных схем пресекаются именно благодаря свидетельским показаниям одного из бывших подельников.
Кто будет первым?
На организованных журналом «Новый оборонный заказ. Стратегии» конференциях представители ФАС не раз подчеркивали, что гарантируют первому раскаявшемуся участнику картельного сговора существенное снисхождение.
Однако, отмечают представители Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, сегодня и для первого признавшегося в сговоре законодательно закреплено требование возмещения вреда. Что «создает правовую неопределенность для заявителя: не ясно, какой вред должен возместить явившийся с повинной участник картеля - причиненный им лично, хозяйствующим субъектом, который он представляет, или всеми компаниями, заключившими картель, либо каким образом он должен загладить вред».
Необходимо «введение в уголовный закон положения о том, что лицо, первым признавшееся в заключении картеля (участии в нем), освобождается от уголовной ответственности, и при этом от него не будет требоваться возмещение причиненного всем картелем (всеми участниками картеля) ущерба».
Иначе говоря, законодательные поправки предоставят раскаявшимся «грешникам» гарантии прощения.
Депутаты Комитета по государственному строительству подчеркивают, что новация позволит получать «информацию об антиконкурентных соглашениях, включая доказательства, от непосредственных участников антиконкурентного соглашения». Кроме того, участники антиконкурентных сговоров смогут изменить решение «с наименьшими потерями для своей экономической устойчивости за счет снижения размера штрафа или освобождения от него».
Представители думского Комитета по экономической политике отмечают, что программы освобождения от ответственности оказываются наиболее эффективными механизмами выявления и антиконкурентных соглашений. И, кроме того, в целом «соответствуют мировым стандартам».
Комментарии:
Андрей Цариковский, статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России:
На мой взгляд, в законопроекте есть несколько очень серьезных и интересных моментов. Мы одновременно постарались уйти от мелкотемья – и порог дохода, при котором картель становится уголовно наказуемым преступлением – сильно поднят. Если общая норма УК для того, чтобы преступление считалось особо тяжким -2,25 млн. рублей, то у нас уже используемая норма – 50 млн. рублей. А теперь делаем порог наступления уголовной ответственности в 100 млн. рублей.
Андрей Тенишев, начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России:
У нас на сегодняшний день из условно современной истории всего один приговор по 178-й статье УК РФ был в 2014 году в Новгородской области. Компании договорились о согласовании цен на торгах. Сейчас еще один приговор – Самарская область, госзакупки по обслуживанию сложной медицинской техники. Но приговор, скорее всего, будет обжаловаться.
Кристина Иващенко, начальник отдела по борьбе с картелями Санкт-Петербургского УФАС :
К первичным признакам сговоров на торгах можно отнести следующие:
- компании часто выигрывают однотипные торги;
- группы компаний (конкурентов), выигрывают торги по очереди;
- торги проходят при минимальном снижении начальной цены и с минимальным количеством участников;
- компании заявились на торги, но не подавали ценовых предложений;
- цены на торгах отличаются от рыночной стоимости товаров (работ, услуг);
- у участников торгов совпадают почтовые, электронные адреса, контактные данные, ip-адреса;
- между организациями имеются финансовые взаимоотношения.
Автор - Игорь Чубаха