Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Особенности прокурорского надзора в сфере ВПК

Правоотношения в области ВПК представляют собой наиболее значимую сферу деятельности государства, от которой зависит обороноспособность и безопасность, а также развитие экономики в целом. 

Д.А. Седухин, начальник отдела управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 

 

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации органы прокуратуры на системной основе осуществляют надзор над исполнением государственного оборонного заказа на всех предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Особый статус предприятий, выпускающих продукцию военного, специального и двойного назначения, установленный режим прохождения и нахождения на них, наличие специальных разрешительных документов и прочие специфичные моменты определяют и особенности надзора за их деятельностью.

Органы прокуратуры Российской Федерации уделяют особое внимание вопросам соблюдения требований законодательства в названной сфере. Основные усилия сосредоточены на надзоре за исполнением должностными лицами законодательства о государственном оборонном заказе (далее также – ГОЗ), в том числе в части сроков и объемов его выполнения, соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, соблюдения законодательства об интеллектуальной собственности при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, а также при распределении, закреплении и учете прав на результаты интеллектуальной деятельности и др.

Для достижения указанных целей организовано взаимодействие с контролирующими органами, налажен обмен оперативной, статистической и иной информацией. На постоянной основе производятся сверки по материалам, содержащим сведения о правонарушениях в рассматриваемой сфере, в том числе размещенным в средствах массовой информации. В процессе надзорной деятельности, при наличии оснований, используются возможности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Органы прокуратуры и контролирующие органы ориентированы на синхронизацию своей проверочной деятельности с целью минимизации нагрузки на хозяйствующие субъекты.

Органы прокуратуры в 2017 году направили несколько сотен материалов проверок для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ, и по 63% из них возбуждены уголовные дела.

Прокуроры ориентированы на принятие профилактических мер, направленных на предупреждение срывов исполнения ГОЗ. Активнее реализуются меры предупредительного характера, почти на 1/3 возросло количество объявленных предостережений. Растет и число исковых заявлений прокуроров, направленных в суд для защиты интересов государства в сфере обороны и безопасности (в 2017 году предъявлено на 36 исков больше, чем в 2016 году).

Наиболее распространенными в этой сфере являются нарушения связанные со следующими аспектами:

– несоблюдение сроков исполнения контрактных обязательств и объемов их выполнения;

– нарушение порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

– несоответствующее размещение информации о планируемых к заключению контрактах в сфере ГОЗ, а также порядок их заключения и указания обязательной информации в них;

– несоблюдение обязательных условий при оформлении контрактов, заключаемых в сфере ГОЗ;

– привлечение к исполнению ГОЗ организаций, не имеющих производственных мощностей для выполнения работ или изготовления продукции, фирм-однодневок и фирм-посредников;

– нарушение законодательства об интеллектуальной собственности при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, а также при распределении, закреплении и учете прав на результаты интеллектуальной деятельности и др.

Для того чтобы учесть особенности объекта надзора, в структуре органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные прокуратуры, которые в соответствии с организационно-распорядительными документами генерального прокурора Российской Федерации осуществляют надзорные полномочия в отношении таких особенных организаций либо на территориях с особым статусом.

Специализированные прокуратуры созданы и функционируют в субъектах Российской Федерации. Для специализированных прокуратур сфера надзора в сфере ОПК – приоритетное направление надзорной деятельности. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения законности при выполнении ГОЗ. Наиболее результативная работа отмечается в тех регионах, где созданы прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, осуществляющие полномочия по надзору над максимально возможным количеством предприятий ОПК региона. Результаты анализа их деятельности показали, что при такой форме организации обеспечивается надлежащее наблюдение за деятельностью поднадзорных предприятий, своевременно и комплексно проверяются все реализуемые ими госконтракты, всесторонне изучаются документы, вскрываются схемы вывода или хищения бюджетных средств, выделенных для выполнения ГОЗ, пресекаются возможные посягательства и обеспечивается возмещение ущерба, причиненного государству в сфере его обороноспособности.

Системный подход к реализации надзорных полномочий позволяет минимизировать нагрузку на проверяемые хозяйствующие субъекты, скоординировать и проконтролировать деятельность контролирующих органов, отследить своевременность и достаточность принятых ими мер, а также добиться реального устранения выявленных нарушений.

При этом спектр правоотношений, находящихся в поле зрения прокуроров, достаточно широк. Спецпрокуроры изучают на соответствие действующему законодательству правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, которые являются государственными заказчиками в рамках ГОЗ и исполнителями мероприятий федеральных целевых программ (ФЦП) в сфере обороны и безопасности Российской Федерации (за исключением федеральных органов исполнительной власти, надзор за которыми осуществляет Главная военная прокуратура). Кроме того, органы прокуратуры с определенной периодичностью организуют проверки соблюдения органами государственного надзора и контроля требований федерального законодательства при реализации ими надзорных и контрольных функций в сфере ОПК и ГОЗ, их должностными лицами; органами управления и руководителями государственных корпораций и входящих в их состав предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций, входящих в ОПК или участвующих в реализации ГОЗ, федеральных целевых программ в сфере обороны и безопасности государства, их должностными лицами.

Генеральная прокуратура Российской Федерации, реализуя свои полномочия по координации деятельности правоохранительных органов и органов государственного контроля (надзора), нацеливает органы прокуратуры на местах на принятие мер предупредительного характера, обеспечение действенности прокурорского надзора на всех стадиях исполнения ГОЗ и реализации мероприятий ФЦП в области обороны и безопасности государства, а также на реализацию надзорных функций с более ранних стадий выполнения работ, услуг, поставки товаров для целей обороны с привлечением органов госконтроля (надзора). Прокурорам предписано пресекать факты использования контрафактной продукции при изготовлении продукции для нужд обороноспособности; отступления от требований технических условий на продукцию военного и специального назначения и иных документов, в результате чего возможна утрата тактико-технических характеристик создаваемой продукции. При выявлении фактов неправомерных действий в отношении средств ГОЗ прокурорам и спецпрокурорам предписано незамедлительно предпринимать действия по наложению обеспечительных мер на имущество и денежные средства для последующего возмещения вреда, причиненного в таких случаях.

Анализ деятельности специализированных прокуратур показал необходимость налаживания и поддержания оперативного взаимодействия с органами военной прокуратуры, с использованием в полной мере предоставленных федеральным и региональным законодательством полномочий для укрепления правовых основ российской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности, повышения эффективности прокурорского надзора в сфере ОПК.

Особого внимания в настоящее время требуют вопросы возмещения ущерба. Для результативности этой деятельности прокурорам необходимо заблаговременного принимать меры обеспечительного характера для последующего реального возмещения вреда, причиненного государству в данной сфере, в том числе активизировать работу правоохранительных органов по принятию таких мер.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что проведение надзорных мероприятий ни в коей мере не должно дестабилизировать работу предприятий ОПК и их кооперации. При организации надзорной деятельности спецпрокуроры, да и органы прокуратуры в целом, строят свою работу на следующих принципах:

– координация работы органов прокуратуры и контролирующих органов;

– обеспечение своевременного обмена информацией с органами государственного контроля (надзора), органами военной прокуратуры и иными государственными службами;

– максимальное использование данных открытых информационных ресурсов и органов государственной власти;

– максимальное сокращение числа запросов, а также необходимости обеспечения надзора за всей «цепочкой» прохождения бюджетных средств, выделенных на цели оборонного комплекса, начиная с государственного заказчика, заканчивая конечными получателями этих средств, что обеспечивает финансовую прозрачность использования денежных средств,

– неотвратимость наказания в случае совершения противоправных действий.

Прокурорский надзор – один из механизмов формирования безопасности страны посредством обеспечения законности в сфере оборонно-промышленного комплекса, и тем самым он гарантирует защиту и безопасность гражданам нашего государства.

"Новый оборонный заказ. Стратегии" 
2018, август