О необходимости диалога между СМИ России и Армении. От эмоций к взаимопониманию

13 декабря в Ереване состоялось Третье заседание российско-армянского «Лазаревского клуба» по теме «Средства массовой информации России и Армении – откровенный разговор». В мероприятии участвовали около 200 участников из Армении и России, открыл его председатель Оргкомитета Клуба, первый заместитель председателя Комитета Госдумы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, руководитель Института стран СНГ Константин Затулин.

Надо отметить, что в отличие от прошлогоднего заседания, состоявшегося в Ереване, на этот раз «Лазаревский клуб» прошёл в заметно более конструктивной атмосфере – на мероприятии выступил пресс-секретарь премьер-министра Владимир Карапетян и другие представители государственных органов Армении. Практически не поднималась и основная тема, которая в прошлом году сделала мероприятие конфликтным – уголовное дело и арест второго президента Армении Роберта Кочаряна (с этим не согласно руководство «Лазаревского клуба»). Такие изменения не могут не радовать, так как конструктивный диалог абсолютно необходим как для России, так и Армении.

Нерсисян

Леонид Нерсисян

На Третьем заседании «Лазаревского клуба» присутствовал и редактор журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии» Леонид Нерсисян. Приводим текст его выступления:

Российско-армянские отношения, несмотря на очень глубокую интеграцию государств в рамках Евразийского союза (ЕАЭС) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), оказались в непростом положении после «бархатной революции» в Армении. К этому во многом привели и проблемы во взаимном восприятии среди средств массовой информации в обеих странах.

В первую очередь нужно отметить порой достаточно низкий уровень представления друг о друге, возникший вследствие не лучшего уровня образования. К примеру, в Армении, для которой Россия является ключевым союзником и партнёром отсутствуют университетские программы по изучению России (хотя при этом имеется сильная школа Востоковедения, программы американский и европейских исследований). В России и вовсе Арменией профессионально занимаются единицы. В следствие этого возникает множество эмоциональных и стереотипных суждений друг о друге.

Другой проблемой является нацеленность многих средств СМИ на повышение количества просмотров («кликов») любой ценой – это могут быть и жёлтые заголовки, или часто полностью выдуманные новости и сенсации. Дополнительно усложняет и ухудшает ситуацию и полное отсутствие ответственности за свои действия.

Наиболее сложным же вопросом является нерентабельность многих интернет-СМИ как бизнеса (одной рекламы для окупаемости недостаточно) и, как следствие, необходимость в политическом заказчике. Таким заказчиком могут быть как внутренние силы, так и иностранные организации, продвигающие свои интересы. Решение этой проблеме найти очень сложно.

В целом, необходимо отметить необходимость в улучшении качества образования журналистов, в том числе за счёт создания совместных российско-армянских программ и стипендий, а также более интенсивное общение между коллегами из двух государств. Не помешало бы и создание нейтральных финансовых фондов (к примеру, объединением российских и армянских меценатов), нацеленных на поддержку объективных и качественных СМИ.

Автор - Леонид Нерсисян

Партнеры