Вопросы инфраструктуры и жизнеобеспечения российских военных баз в Арктике  

Авторы: Александр Котов, Максим Старчак 

С целью обеспечения безопасности арктического региона России и единого управления военными силами и средствами в зоне от Мурманска до Анадыря в 2014 году было создано особое стратегическое командование «Север». 

В состав ОСК «Север» вошли Северный флот в полном составе, 45-я армия ВВС и ПВО. Одновременно в состав нового командования передан ряд соединений и частей Центрального и Восточного военных округов, а также других силовых структур. 

Сухопутный компонент командования составили: бригада морской пехоты и две арктические мотострелковые бригады в Мурманской области. Для их функционирования в Арктике создается и модернизируется необходимая инфраструктура.

 Аэропорты и РЛС 

Для функционирования военных подразделений в российском секторе Арктики действует уже четыре военных аэродрома, строится и реконструируется еще девять: Североморск-1 (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Рогачево (Архангельская область), Тикси (Республика Саха (Якутия)), Темп (архипелаг Новосибирские острова), Североморск-3 (Мурманская область), Нарьян-Мар (Архангельская область), Воркута (Республика Коми), Алыкель (Красноярский край), Анадырь (Чукотский АО). Аэродром Тикси, поскольку он важен и для гражданской промышленности, реконструируется совместно с ресурсодобывающими компаниями. На аэродроме Темп планируется сооружение монолитной взлетно-посадочной полосы. Работы предполагается завершить к концу 2021 года.

Кроме взлетно-посадочной полосы, планируется возвести пункты наведения авиации и создать 10 радиолокационных пунктов. В 2018 году на боевое дежурство 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота заступили воинские части радиотехнических войск, дислоцированные на архипелагах Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля и Новосибирские острова. В частности, войска получили мобильный радиолокационный комплекс «Резонанс-Н» с элементами искусственного интеллекта, способный обнаруживать крылатые ракеты и беспилотники на расстоянии в 1 тыс. км. Также в Арктике будет работать новейшая РЛС «Подсолнух», которая может обнаруживать и сопровождать в автоматическом режиме не менее 300 морских и 100 воздушных объектов на дальности 500 км.

 Логистика 

Обеспечение логистики в Арктике реализует ледокольный флот. Ледоколы увеличили длительность навигации с шести до девяти месяцев. Россия обладает пятью ледоколами, однако три из них выведены в эксплуатационный резерв, а у двух оставшихся срок службы заканчивается в 2020 году. Из-за этого на Балтийском заводе (Санкт-Петербург) ведется строительство трех мощных атомоходов проекта 22220 для ФГУП «Атомфлот». Они имеют ледопроходимость 2,8–2,9 м и ширину 34 м. Ледоколы должны поступить в эксплуатацию в 2020–2022 годах. ЦКБ «Айсберг» проектирует сверхмощный ледокол проекта 10510 («Ледокол-Лидер») ледопроходимостью 4 м и шириной более 40 м, а также мелкосидящие ледоколы проекта 22740. Помимо того, строятся дизель-электрические ледоколы ЛК-25 проекта 21180.

Логистика имеет важное значение, поскольку на шести северных островах (остров Земля Александры архипелага Земля Франца Иосифа, пос. Рогачёво архипелага Новая Земля, остров Средний архипелага Северная Земля, мыс Шмидта Чукотского автономного округа, остров Врангеля того же округа, остров Котельный архипелага Новосибирские острова) идет активное строительство военной инфраструктуры, а ледоколы служат основным средством перевозки строительных материалов: аэродромных плит, цемента, металла, труб, арматуры и техники. В 2014 году, например, «Спецстрой» ввел в эксплуатацию блочно-модульные здания для военнослужащих на Земле Александры, острове Врангеля и на мысе Шмидта. Обустраиваются военные городки в Алакуртти (Мурманская область) и Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ), в Североморске и Анадыре (Чукотский автономный округ).

В целом идет строительство инфраструктурных объектов более чем для 20 тыс. военнослужащих, их семей и гражданских специалистов, работающих на объектах Минобороны в арктической зоне страны.

Строительство объектов в Арктике ведется в сложнейших климатических условиях. Абсолютно все приходится завозить с материка, поэтому военные зафрахтовывают практически все суда, способные работать в этом регионе в краткий период летней навигации. Одна из проблем, с которыми сталкиваются корабли военного флота, заключается в том, что на некоторых участках арктического побережья им трудно подойти близко к берегу из-за мелководья и извилистой береговой линии. В этих случаях для доставки грузов будет расширяться применение вертолетов и небольших кораблей с малой осадкой класса «река-море». Кроме того, доставку грузов в Арктике обеспечит атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», проектные работы по дооснащению которого идут в настоящее время.

Стоит отметить, что в Якутии происходит модернизация Жатайского судостроительно-судоремонтного завода для строительства, в том числе, грузовых судов класса «река-море». Также Минтранс России проводит ремонтно-восстановительные работы арктических участков автомобильных дорог федерального значения общей протяженностью 729,5 км и организует строительство железнодорожной инфраструктуры для обеспечения круглогодичного бесперебойного завоза грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера.

 Пункты пропуска 

Для повышения эффективности работы Северного морского пути серьезное внимание уделяется развитию пунктов пропуска через государственную границу в Арктике.

Арктическая зона Российской Федерации – это 200 тыс. км государственной границы и 21 пункт пропуска, из них три автомобильных, 12 морских, шесть воздушных.

Наибольшее внимание уделяется морским пунктам пропуска – в силу стратегического значения Северного морского пути, необходимости содействия раскрытию ресурсного потенциала Арктики, необходимости создания условий для развития рыбного промысла, сферы торговли, туризма и научной деятельности. Но этих пунктов не хватает. Поэтому было принято решение выделить к 2020 году около 2,1 млрд руб. на развитие пунктов пропуска через госграницу в Арктической зоне России. Деньги пойдут на проектирование морских пунктов и реконструкцию автомобильных и воздушных.

Морские пункты пропуска планируется построить в 2018–2020 годах в Анадыре, Архангельске и Мурманске. На это планируется потратить около 1,6 млрд. руб., и 450 млн руб. будет выделено на реконструкцию воздушного и автомобильного пунктов в Мурманской области.

Отдельного внимания в плане обустройства пунктов пропуска требует Чукотский автономный округ, поскольку он замыкает арктическую зону на востоке и исторически является территорией АЗРФ, через которую осуществляется взаимодействие с иностранными государствами, в частности – с США. Его обустройство необходимо не только для предотвращения военных угроз, но в первую очередь для осуществления борьбы с оборотом наркотиков, браконьерством, нелегальной миграцией и для усиления экологического мониторинга.

Связь 

На сегодняшний день для обеспечения морской радиосвязи и распространения информации по безопасности мореплавания (ИБМ) в арктических морях в основном используется спутниковая система ИНМАРСАТ. Вместе с тем, проблемы со связью в высоких широтах возникают из-за неустойчивой работы системы при углах возвышения геостационарных спутников менее пяти градусов. Кроме того, система ИНМАРСАТ не покрывает полностью трассы СМП и имеет разрыв рабочей зоны в Восточной Арктике примерно от 100 до 140 градусов восточной долготы. На Россию возложена ответственность за передачу навигационной информации, обеспечивающей безопасность мореплавания в морях, омывающих северное побережье страны (районы XX и XXI Всемирной системы передачи навигационных предупреждений НАВАРЕА/МЕТАРЕА).

Однако побережье пока еще недостаточно оборудовано береговыми станциями международной службы НАВТЕКС. К 2020 году «КРЭТ» планирует выпускать 1,5 тыс. таких изделий в год. На текущий момент в концерне реализуется инвестиционный проект по организации серийного производства бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС). Этот проект не имеет аналогов в России и призван обеспечить потребности в БИНС по авиационной и наземной технике.

В условиях Арктики БИНС обеспечивает полностью автономную высокоточную навигацию в случае невозможности работы других традиционных навигационных систем (магнитометрических, радиотехнических, астронавигационных и механических). Наличие современной надежной лазерной инерциальной навигационной системы позволит летчикам всегда определять свое местонахождение и прокладывать путь даже в случае выхода из строя части электроники.

Также стоит отметить, что «Объединенная приборостроительная корпорация» (ОПК) разрабатывает универсальные комплексы связи шестого поколения, которые смогут устойчиво работать на Крайнем Севере. Они обеспечат не только надежную связь в условиях постановки помех и работы других средств радиоэлектронной борьбы, но и скрытность связи и ее устойчивость при потере отдельных ретрансляционных узлов. Рассматривается и прокладка кабеля по дну арктических морей – система «Поларнет».

Энергообеспечение баз 

Энергетическую систему Арктики характеризуют следующие особенности: наличие множества обособленных энергоузлов; разрозненность потребителей энергоресурсов; северный завоз органического топлива. Общая неэффективность энергетической системы арктического региона связана также с высокими потерями при передаче электроэнергии до конечного потребителя: 14% (в некоторых энергосистемах 20%). В арктической зоне наблюдается неудовлетворительное состояние электрообеспечения (износ электрооборудования дизельных станций доходит до 60%). Большинство дизельных электростанций размещены в не приспособленных для их работы зданиях, без учета требований пожарной безопасности, санитарных условий работы персонала. Воздушные линии электропередач, отходящие от дизельных электростанций, выполнены на деревянных опорах.

В обеспечении энергетической безопасности локальных арктических энергосистем удаленных регионов большие перспективы открываются перед атомными станциями малой мощности. Причем чрезвычайно перспективным представляется использование плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС). В частности, в ЦКБ «Айсберг» разрабатывается плавучий атомный энергоблок проекта 20870 «Академик Ломоносов», который планируется разместить в поселке Певек Чукотского автономного округа в составе плавучей атомной теплоэлектростанции. Плавучая атомная электростанция должна проработать не менее 40 лет. 

* * *

Сущностные черты организации оборонных систем в Арктике – мобильность и автономность. В частности, сегодня в Арктике формируется облик новых войск быстрого реагирования. С учетом того, что в Арктике не будет сплошных фронтов, а на отдельных направлениях станут действовать арктические бригады, должна возрастать самостоятельность подразделений.

В этой связи как для военного, так и для гражданского освоения АЗРФ критически важны:

  • развитие технологий автономного жизнеобеспечения (энергетической независимости отдаленных баз и поселений, спутниковой связи и навигации, мобильной социальной инфраструктуры, цехов мини-переработки и т.д.);
  • развитие транспортной сети и адаптированных к арктическим условиям транспортных средств (восстановление сети аэропортов и авиа-площадок, создание условий для производства и ремонтно-технического обслуживания воздушных судов малой авиации, амфибий, судов на воздушной подушке и т.д.).

С точки зрения перспектив освоения АЗРФ ключевую роль играет координация военной и хозяйственной деятельности в макрорегионе. Это касается решения таких проблем, как отслеживание оперативной обстановки в арктических акваториях, патрулирование сухопутной территории и прилегающих акваторий, оперативное реагирование на ЧС, экологический мониторинг, метеонаблюдение, развитие транспортной инфраструктуры, связи и коммуникации, развитие технологической базы.

Таким образом, взаимодействие военного и гражданского сектора экономики и промышленности будет играть в Арктике существенную роль. Создание и модернизация оборонной инфраструктуры АЗРФ пойдет намного эффективнее, если будут созданы стимулирующие меры для компаний, работающих в регионе, развита кооперация в технологической сфере и усилено межведомственное взаимодействие.

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 4 (57) 2019г. , Санкт-Петербург  

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры