Каталогизация предметов снабжения ВС государств-членов ОДКБ

В современных условиях осложнения геополитической обстановки в мире, усиления экономических и военных угроз Российской Федерации со стороны конкурирующих стран на фоне разрушения норм и базовых принципов международного права особая роль отводится ВТС с ближайшими государствами-союзниками.

 

В начале 90-х годов прошлого столетия в результате распада СССР были утрачены важнейшие кооперационные связи в области оборонной промышленности. Несмотря на то, что на территории Российской Федерации осталась основная часть советского оборонно-промышленного комплекса – более 60% производства и 70% научных организаций, из целостной системы выпало несколько ключевых звеньев, восстановление которых на тот момент не представлялось возможным.

В настоящее время в рамках работы Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству Организации Договора о коллективной безопасности (далее – МКВЭС ОДКБ) решаются практические задачи, направленные на обеспечение единой военно-технической политики в области разработок, поставок, эксплуатации и утилизации вооружения и военной техники (далее – ВВТ). Учитывая разные интересы и национальные особенности государств-членов ОДКБ, связанные с различиями в нормативном правовом обеспечении, структурах государственного управления, подходах и взглядах в военно-технической сфере, нетрудно осознать, что задачи эти непростые.

Основной плановый документ в области военно-экономического сотрудничества государств-членов ОДКБ – «Программа военно- экономического сотрудничества государств-членов ОДКБ на период до 2017 года и дальнейшую перспективу», утвержденная Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 24 мая 2016 года. В рамках этого документа обозначены вопросы, касающиеся проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), создания совместных систем материально-технического обеспечения войск и сервисного обслуживания ВВТ, взаимной охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные и используемые в ходе военно- экономического сотрудничества в рамках ОДКБ, вопросы стандартизации ВВТ и т.д. Но, пожалуй, базовый вопрос военно-технического сотрудничества государств-членов ОДКБ – это вопрос создания и обеспечения функционирования межгосударственной системы каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ (далее – межгосударственная система каталогизации).

Актуальность создания такой системы назрела уже давно. Не секрет, что многие производители составных частей и комплектующих, в том числе и для ВВТ, пытаются придать уникальность своим изделиям за счет использования уникальных обозначений и наименований. Вследствие этого на свет появляется масса однотипных предметов снабжения, не отличающихся друг от друга по характеристикам, но имеющих различные наименования и обозначения. И наоборот, абсолютно разные предметы снабжения могут иметь один и тот же артикул. Даже в России таких примеров множество, не говоря уже о разных государствах. Например, могут использоваться различные виды маркировки для одной и той же шины с одинаковыми характеристиками, предприятиях (рис. 1).

Рис. 1. Пример различной маркировки для идентичной продукции

Передовой опыт в создании системы каталогизации продукции принадлежит США. После Второй Мировой войны в США обнаружилось, что фактически запасных частей производили даже больше, чем это было необходимо, но из-за невозможности однозначно идентифицировать продукцию возникали проблемы в снабжении войск запасными частями. С целью унификации военной продукции в 1952 году Конгресс США принял закон №436 «О каталогизации и стандартизации», установивший правовую основу федеральной системы каталогизации предметов снабжения Минобороны США. С 1956 года, после принятия системы странами НАТО, система каталогизации приобрела международный характер. Внедрение системы каталогизации позволило США обеспечить высокоэффективное управление номенклатурой ВВТ и их запасных частей. Только за счет исключения дублирования была втрое сокращена номенклатура каталогизируемой продукции (с 12 до 4 млн наименований), при этом получена экономия более 12 млрд долларов. Объем материальных ценностей, хранящихся на складах, сокращен на 20% без снижения боеготовности войск.

В целом использование системы позволило только за один год исключить 524 тыс. наименований изделий, которые не заказывались для войск, и 290 тыс. наименований, которые перестали интересовать министерство обороны, а также выявить излишки у одних видов вооруженных сил и устранить их нехватку у других за счет оперативного перераспределения.

Аналогичный эффект ожидается и от создания межгосударственной системы каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ. Кроме того, такая система позволит сразу дать ответ на многие вопросы: идентифицировать предмет снабжения по характеристикам; узнать поставщиков, производителей и разработчика, их контакты; уточнить, где еще применяется искомый предмет снабжения и из чего он состоит; какие имеются его аналоги (отечественные или зарубежные) и чем они могут быть лучше или хуже. По сути, это некий общий информационный ресурс для специалистов, но в котором размещены не рекламные буклеты, а четко структурированная, верифицированная и, что самое важное, актуальная информация о предметах снабжения.

Основная цель создания межгосударственной системы каталогизации ‒ повышение эффективности военно-технического сотрудничества в области планирования, развития, разработки, производства, поставок, эксплуатации (использования, применения), хранения, перевозки, реализации, ремонта, утилизации и импорта-экспорта предметов снабжения за счет целенаправленного управления их номенклатурой и качеством на основе единой системы формализованного описания, классификации, кодирования и учета предметов снабжения.

Достичь указанной цели возможно путем создания единой информационной базы о предметах снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ, где классификация и накопление сведений о них осуществлялись бы по единым правилам учета предметов снабжения и описания их основных тактико-технических и эксплуатационных характеристик. При этом обмен информационным ресурсами с внешними системами осуществлялся бы по единым протоколам информационного взаимодействия. Это позволило бы использовать такую систему при решении следующих важнейших совместных задач:

– планирование, развитие, разработка, производство, поставки, эксплуатация, ремонт, утилизация и импорт-экспорт вооружения, военной и специальной техники (осуществляют министерства обороны государств-членов ОДКБ в кооперации с организациями промышленности и правительственными органами);

– проведение оперативной и точной оценки последствий вариантов решений при корректировке планов НИОКР за счет наличия полных сведений о составе и функциональных взаимосвязях систем оружия (комплексы, образцы, средства обеспечения и т.п.);

– переход на единую автоматизированную систему технического обеспечения и, как следствие, к номерному учету каждого изделия, находящегося в эксплуатации, при широком использовании средств автоматической идентификации материальных средств на основе штриховых кодов и радиочастотных меток;

– выявление однотипных (одинаковых) комплектующих изделий различного вооружения, военной и специальной техники, неразличимых в настоящее время из-за отличающихся названий и обозначений, в целях оптимизации размещения заказов и определения структуры кооперации промышленности;

– повышение эффективности утилизации вооружения, военной и специальной техники за счет полноты и улучшения информационного обеспечения процессов сбора, обработки и анализа данных для формирования и оценки реализуемости соответствующих программ;

– организация электронного обмена каталожными данными в межгосударственной системе каталогизации, а также информационное взаимодействие с международными, региональными и национальными органами и системами каталогизации.

Для достижения поставленной цели по созданию межгосударственной системы каталогизации необходимо обеспечить выполнение следующего комплекса мероприятий:

– разработка нормативного правового обеспечения межгосударственной системы каталогизации;

– разработка научно-методического обеспечения межгосударственной системы каталогизации;

– создание системы автоматизированной обработки данных о предметах снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ.

В целях создания Межгосударственной системы каталогизации проделана большая работа. Разработан ряд основополагающих документов, регламентирующих функционирование межгосударственной системы каталогизации (рис. 2):

  • Положение о межгосударственной системе каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ (утверждено Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 20.12.2011 г.);
  • Положение о Межгосударственном центре каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ (утверждено Решением Совета министров обороны ОДКБ от 23.09.2013 г.);
  • Положение об информационном взаимодействии Межгосударственного центра каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ с национальными органами (центрами) каталогизации государств-членов ОДКБ (утверждено Решением Совета министров обороны ОДКБ от 14.10.2016 г.);
  • Положение о Рабочей группе по каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ при МКВЭС ОДКБ о коллективной безопасности (утвержден Решением МКВЭС ОДКБ от 12.09.2019 г.);
  • Правила формирования и ведения Межгосударственного каталога предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ (документ проходит межгосударственное согласование).

Рис. 2. Хронология разработки (принятия) основных документов межгосударственной системы каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ

В Положении о межгосударственной системе каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ определены цели и задачи, основные направления работ, а также ее структура и порядок организации функционирования. Пунктом 2.4 этого же Положения определено, что организационной, методической и информационной основой межгосударственной системы каталогизации является система каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации. И это не случайно. В Российской Федерации накоплен огромный опыт проведения работ по каталогизации продукции. Полностью разработано нормативное правовое и нормативно-техническое обеспечение работ по каталогизации: «Порядок организации работ по каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации», а также система стандартов серии ГОСТ РВ 0044-XXX, методические рекомендации по каталогизации, классификационная основа каталога – Единый кодификатор предметов снабжения ЕКПС ЕК 001-2014. Более подробно об отечественной системе каталогизации предметов снабжения было рассказано в предыдущем номере журнала (№5 (58) 2019) в статье «Каталог предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации как объект межведомственного информационного взаимодействия».

Учитывая, что в государствах-членах ОДКБ национальные системы каталогизации продукции в настоящее время либо находятся на начальном этапе становления, либо отсутствуют вовсе, использование опыта создания и правил функционирования российской системы каталогизации в основе создания межгосударственной вполне оправданно, и его поддержали единогласно все государства-члены ОДКБ.

Межгосударственная система каталогизации функционирует на трех организационных уровнях (рис. 3). На первом уровне осуществляется руководство, планирование и координация работ по межгосударственной каталогизации предметов снабжения, принимаются решения по общим вопросам каталогизации, программам работ и методологии, а также осуществляется общий контроль процессов каталогизации. Органы первого уровня – Совет министров обороны ОДКБ и Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ.

Рис. 3. Структура Межгосударственной системы каталогизации

На втором уровне осуществляются: организация, проведение работ, разработка и внедрение процессов каталогизации, разграничение каталожной информации на открытую (общедоступную) и закрытую (содержащую сведения, составляющие государственную тайну и служебную информацию ограниченного распространения), а также разработка организационно-технических мероприятий по защите информационных ресурсов. Орган второго уровня – Межгосударственный центр каталогизации вооруженных сил государств-членов ОДКБ (далее – Межгосударственный центр каталогизации), который создан и функционирует на базе центра каталогизации Министерства обороны Российской Федерации, функции которого исполняет ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России. Свою деятельность Межгосударственный центр каталогизации осуществляет во взаимодействии с национальными органами (центрами) каталогизации и внешними абонентами Межгосударственной системы каталогизации, Секретариатом и Объединенным штабом ОДКБ.

На третьем уровне осуществляется непосредственная организация и проведение работ по каталогизации предметов снабжения: разработка каталожных данных и их использование, а также проведение мероприятий по защите каталожной информации в соответствии с национальным законодательством. Органы третьего уровня – национальные органы и центры каталогизации государств-членов ОДКБ.

Одно из необходимых условий создания межгосударственной системы каталогизации составляет принятие Правил формирования и ведения Межгосударственного каталога (далее – Правила), которые устанавливают единые требования к следующим данным, документам и процедурам:

– межгосударственный каталог предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ и правила его формирования и ведения;

– методы идентификации предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ, используемые в процедурах формирования и ведения каталога;

– регистрационные номера предметов снабжения, используемые в процедурах каталогизации;

– структура и содержание стандартных форматов описания и каталожных описаний предметов снабжения, а также правила их формирования и ведения;

– процедуры подготовки данных, служащих исходными для формирования документов автоматизированного банка данных межгосударственной системы каталогизации предметов снабжения;

– процедуры межмашинного обмена каталожной информацией в автоматизированном банке данных межгосударственной системы каталогизации предметов снабжения и средства, используемые для обеспечения этих процедур.

Этот документ разработан Межгосударственным центром каталогизации и в настоящее время проходит процедуру межгосударственного согласования. Его принятие ожидается в 2020 году на XVIII заседании Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ, проведение которого запланировано в Республике Беларусь. 

Помимо самих Правил, также требуется разработка и утверждение основных межгосударственных классификаторов, используемых в системе, таких, например, как классификатор организаций-разработчиков (изготовителей, поставщиков) предметов снабжения, классификатор видов экономической деятельности и других. После утверждения Правил и межгосударственных классификаторов можно будет приступить к практической работе по каталогизации предметов снабжения государств-членов ОДКБ.

Еще одно необходимое условие для автоматизированного формирования и ведения межгосударственного каталога предметов снабжения государств-членов ОДКБ – разработка соответствующей автоматизированной системы обработки данных. С учетом архитектуры построения межгосударственной системы каталогизации, где информационное взаимодействие должно осуществляется через национальные органы и центры государств-членов ОДКБ и через Межгосударственный центр каталогизации, структура автоматизированной системы также предполагает территориальную распределенность с учетом соблюдения суверенитета национальных частей государств-членов ОДКБ (рис. 4). 

Рис. 4. Структура системы автоматизированной обработки данных о предметах снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ

Работы по созданию системы автоматизированной обработки данных о предметах снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ еще не начаты, что обусловлено следующими причинами:

– не завершено согласование и утверждение Правил формирования и ведения Межгосударственного каталога предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ, составляющих научно-методическую основу создания автоматизированной системы;

– не определен источник финансирования опытно-конструкторской работы по созданию системы автоматизированной обработки данных, а также ее заказчик и головной исполнитель.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие системы автоматизированной обработки данных в настоящее время уже осуществляется информационное взаимодействие между Межгосударственным центром каталогизации и государствами-членами ОДКБ в части обмена каталожной информацией.

Таким образом, процесс создания межгосударственной системы каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ уже необратим, и значительная часть пути уже пройдена. Принятие Правил формирования и ведения Межгосударственного каталога и разработка соответствующей автоматизированной системы позволят непосредственно приступить к практическим работам формирования межгосударственного каталога и его использования в целях планирования и реализации единой военно-технической политики. В первую очередь это восстановление и налаживание новых интеграционных связей оборонной промышленности государств-членов ОДКБ, сокращение сроков и стоимости разработки ВВТ, их составных частей и комплектующих, а также сроков и стоимости их производства и сервисного обслуживания. 

В конечном итоге внедрение единой межгосударственной системы каталогизации позволит укрепить обороноспособность государств-членов ОДКБ, дружбу и взаимопонимание между ними.

Авторы:

О.Б. Ачасов, к.т.н., доцент, начальник ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России,

И.П. Андрейков, начальник отдела ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России,

А.А. Пьянков, к.т.н., доцент, заместитель начальника отдела ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 6 (59) 2019 г. , Санкт-Петербург  

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры