Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Настоящее чревато будущим… Слово редактора

Настоящее чревато будущим…

Лейбниц

 

 

 

 

Хотелось бы думать, что можно предсказывать будущее, составлять надежные прогнозы экономического и технологического развития. Логично и удобно в соответствии с долгосрочным планированием двигаться к намеченной цели. Но, увы, не один футуролог 20 века не предсказал интернет и многие другие технологии, которые стали частью нашей повседневности.

Значит ли это, что не стоит заниматься прогнозированием, просчитывать риски, искать лакуны в структуре мирового технологического развития, чтобы вовремя направлять внимание на те области, в которых заложен наибольший потенциал роста?  Конечно нет. Строго говоря, вся деятельность государственной власти направлена на прогнозирование. Национальные проекты – это модели развития и поддержки деятельности разных профессиональных сообществ и бизнеса в целях роста экономики и благосостояния страны и ее граждан. Но проблема в том, что видение авторов национальных проектов и готовность к участию в них тех, на кого они направлены, часто не совпадают. 

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» – один из ярких примеров очевидного несоответствия. Цель проекта – повысить долю МСП в ВВП страны до 32% (изначально заявлялось до 40%). Однако, начиная с 2018 года количество малых предприятий уменьшается, снижается и их доля в экономике. По данным ОЭСР, в России в МСП занято менее четверти населения, тогда как в развитых странах от 60% до 70%, а в Китае 80%. Более 50% экспорта Китая приходится на МСП, в России этот показатель не превышает 7%.

Национальный проект МСП запущен в 2018 году. Условия льготного кредитования, по которому субъекты МСП могут получить займы со ставкой, не превышающей 8,5% в последней редакции запущены в феврале 2019 года. Профильным нацпроектом на финансовую поддержку бизнеса за счет льготного кредитования и выдачи гарантий было предоставлено 1,12 трлн руб.— однако потрачено из них лишь 750 млрд руб. Мало того, что банки не стремятся работать с МСП, сами предприниматели плохо осведомлены о существующих льготах. Критически малая информированность и низкая образованность предпринимателей, отсутствие инициативы и стратегического видения – это проблемы, которые надо решать в первую очередь, в том числе за счет создания бесплатных образовательных проектов и формирования информационной среды. 

Похожие проблемы относятся и к национальным проектам в области диверсификации ОПК. Планировалось, что к 2020 году доля гражданской продукции, производимой предприятиями ОПК, должна составить не менее 17 %.  Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что этот целевой показатель уже достигнут. Что дальше? Большая часть руководителей предприятий из сферы ОПК утверждают, что у них недостаточно компетенций в области маркетинга, не хватает специалистов, нет понимания, что производить, за счет каких средств модернизировать производство. Исторически они работали со стабильным ГОЗ и справедливо ассоциируют выход на гражданский рынок с высокими рисками. В этой ситуации более чем своевременно заявление Промсвязьбанка опорного банка ОПК о решении стать центром компетенций в вопросах диверсификации оборонных предприятий.  «На этом пути, прежде всего, мы готовы развивать спектр консультационных услуг по формированию лидерства на гражданских рынках и оказывать помощь в построении планов финансово-хозяйственной деятельности с учетом курса на диверсификацию» - заявляет глава дирекции проектного финансирования и прямых инвестиций ПСБ Артем Гарибян. Именно развитие профессионального кругозора вместе с финансированием через льготное кредитование может дать устойчивый результат в сфере диверсификации. Таким образом, именно Промсвязьбанк может стать оптимальным драйвером проекта для ОПК.

Конгресс «Диверсификация ОПК в интересах нацпроектов. Трансформация производственной базы» будет работать в рамках форума «Армия» с 24 по 28 августа. Эта площадка должна определить основные тенденции развития на предстоящий год, поскольку традиционно соберёт наиболее представительный круг профессионалов.

Круглый стол «ОПК 2030. Практическое прогнозирование как инструмент развития промышленности, законодательства, управления» пройдет 25 августа в рамках деловой программы форума и, возможно, вдохновит на новые идеи, расширив угол зрения профессионалов.  Не опаздывайте, время ускоряется, будущее все быстрее становится настоящим.

Александра Григоренко 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 4 (63), 2020 г., Санкт-Петербург