Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Пришло время определения новых «точек роста»

Развитие промышленности представляет одну из важнейших задач, стоящих перед Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга. Глава Комитета Кирилл Соловейчик рассказывает нашим читателям, каким видит будущее отрасли и что, по его мнению, необходимо предпринять для динамичного роста промышленных предприятий.

 

 

Биографическая справка

Кирилл Александрович Соловейчик

В 1998 году окончил Санкт-Петербургский государственный технический университет по двум специальностям  «математика» и «менеджмент». Доктор экономических наук. Профессор кафедры «Процессы управления наукоемкими производствами» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и научный руководитель Технопарка «Политехнический» СПбПУ.
С 1998 года работал в Санкт-Петербургском отделении Института геоэкологии РАН.
В 2004 году стал первым заместителем генерального директора ОАО «Ленполиграфмаш», а еще через три года возглавил предприятие.
С 2010 по 2012 год занимал должность заместителя председателя КЭРППиТ в правительстве Санкт-Петербурга.
С 2012 по февраль 2020 года президент ОАО «Ленполиграфмаш» – генеральный конструктор, также возглавлял Холдинг «Ленполиграфмаш».
27 февраля 2020 года назначен председателем Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.

 

Кирилл Александрович, вы – известный в Петербурге бизнесмен, имеющий репутацию креативного и деятельного руководителя, – пришли в городскую администрацию. Каковы ваша платформа, цели и задачи?

– Все достаточно просто. Я действительно искренне хочу создать в городе условия для стабильного развития промышленности, по возможности, экспоненциального.

Так случилось, что через две недели после моего назначения началась пандемия. Многие намеченные планы пришлось отложить. Но мы знаем, что промышленность Санкт-Петербурга обладает огромным потенциалом. Знаем, что еще не использовали все свои возможности государственные институты управления, и далеко не все федеральные и региональные меры поддержки были задействованы для решения актуальных задач.

Часто говорят об уже устоявшейся промышленной карте региона и портретах петербургских предприятий. А я уверен, что мы обладаем достаточными ресурсами для серьезных перемен, для выхода на качественно новый уровень технологического развития. Это, надеюсь, обязательно станет следующим шагом.

 

Вы делите промышленность города на «старую» и «новую»?

– Не совсем так. Санкт-Петербург – город с уникальным промышленным ландшафтом. Мы оказались счастливыми обладателями многоспектральной промышленной базы: сильны в судостроении, энергомашиностроении, есть предприятия авиапрома, развиты фармацевтика и автопром… И все это – очень серьезные игроки в своих рыночных сегментах.

Эти сектора, безусловно, отличает разная динамика развития. Кто-то находится на этапе активного развития, а кто-то уже выступает мощной стабильной платформой. В частности, таковы судостроение и энергомашиностроение.

В традиционных отраслях сосредоточено максимальное количество рабочих мест, созданы колоссальные системы взаимодействия на всех уровнях городской жизни. Например, давно отлажены методики поддержки молодых специалистов, начиная с учебы в колледжах. Это в целом полноценные кластеры. В таких крупных сегментах с длинной историей становления, как правило, уже нет ярко выраженной динамики, однако они требуют к себе внимательнейшего отношения. Самыми злободневными здесь оказываются вопросы модернизации и повышения производительности труда.

А это предполагает финансирование из федерального центра?

– Конечно, да. Но в то же время должен идти разговор о поиске новых рынков, а также о создании вокруг крупных предприятий пояса малых инновационных компаний, так чтобы в кооперации они могли создавать совершенно новые продукты или совместно осваивать новые технологии.

Рассчитывать на их экспоненциальный рост не приходится?

– Объемы выпуска на предприятиях традиционных отраслей настолько велики, что экспоненциально их развить едва ли возможно из-за ограничений рынка, но они выполняют ключевую роль – это базис региональной промышленности. Необходимо вырабатывать разные подходы для уже состоявшихся и новых отраслей. Отдельно прорабатывать новые идеи, взвешивать риски и только после этого принимать решения о том, какие направления станут новыми драйверами развития.

Расскажу подробнее о «молодых» отраслях. Здесь задача – продлить на максимально долгий срок их экспоненциальный рост. В частности, с этой точки зрения очень хорошие перспективы есть у фармацевтики, поскольку емкость рынка лекарств внутри страны достаточно велика, а также возможности импортозамещения в этой отрасли реализованы далеко не полностью. То есть вполне можно ожидать 5–10-летнего динамичного роста.

Вспомним, отрасль «фармы» формировалась у нас практически с нуля. Так же лет десять назад на моих глазах формировался автомобильный кластер. И вот теперь пришло время определения новых «точек роста».

Какие новые отрасли должны появиться и, в первую очередь, на какие технологии, исходя из форсайтов, надо сделать ставки и затем воплощать эти технологии в выбранных сферах? Здесь стоит говорить и о стартапах, и о средних компаниях, и о конкретных предприятиях, которые станут проводниками новых технологий в нашем городе… Это – векторы нашей поддержки. Например, мы намерены сделать ставку на перспективные виды электроэнергетики – водород и все виды водородных технологий.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.