Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Вопросы регулирования прав на материальные объекты, в которых выражены РИД, созданные за бюджетные средства

На фоне формирования нового технологического уклада в настоящее время высокую актуальность приобрел вопрос повышения эффективности и инновационного развития российской промышленности в целом и оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) в частности.

 

Один из путей решения этой задачи при значительном снижении объемов закупок и загрузки ОПК в рамках гособоронзаказа – диверсификация.

Процесс диверсификации предприятий ОПК подразумевает, с одной стороны, увеличение номенклатуры основной продукции в направлении уже имеющихся технологических компетенций, в том числе, приспособление (модификации) ее для гражданских целей, а с другой – рост производства гражданских товаров и услуг вследствие освоения новых технологий и методов производства. При этом наибольший эффект от диверсификации достигается на основании многоцелевого использования всех имеющихся ресурсов.

Как один из основных ресурсов обеспечения диверсификации предприятий ОПК следует рассматривать, в том числе, научно-технический задел, полученный в рамках собственных разработок, проводимых за счет собственных средств, или при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за бюджетные средства, включая работы в рамках ГОЗ. В связи с этим усиливается значение интеллектуальной собственности (прав на результаты интеллектуальной деятельности – РИД) как одного из основных активов инновационного развития промышленности страны и диверсификации предприятий ОПК.

В инновационной экономике институт интеллектуальной собственности представляет собой один из наиболее важных компонентов, создающих условия для распространения новых знаний. Отношения интеллектуальной собственности составляют основу всей совокупности взаимосвязей, возникающих в инновационном пространстве. Интеллектуальный продукт, то есть результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД), выступает фундаментом построения инновационных цепочек и фактором создания конкурентоспособной экономики.

Институт интеллектуальной собственности вносит вклад в реализацию всего комплекса взаимодействий в инновационной сфере. В настоящее время в Российской Федерации происходит совершенствование института интеллектуальной собственности в соответствии с требованиями новой экономической среды, поиск таких механизмов работы, которые позволят оптимально ее защитить и эффективно использовать. В связи с этим существует потребность во всестороннем изучении института интеллектуальной собственности, его места в системе отношений собственности, а также в рассмотрении процессов взаимодействия субъектов по поводу создания, защиты, реализации и использования интеллектуальных продуктов в целях диверсификации предприятий ОПК.

Наиболее сложными и актуальными на практике оказываются проблемы формирования рыночных отношений при использовании результатов НИОКР, включая охраняемые РИД (объекты интеллектуальной собственности), то есть внедрения инновационных технологий и их коммерциализации, так как от успешного решения этих проблем зависит возможность достижения конечных положительных результатов инвестиционных и инновационных проектов. Представляет определенный практический интерес системный анализ организационно-правовых проблем использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) в целях внедрения инновационных технологий, коммерциализации интеллектуальной собственности и диверсификации предприятий ОПК.

Степень научной разработанности общих вопросов этой комплексной проблематики весьма незначительна, чем и определяется актуальность поисков решения этих проблем, так как переход к рыночной экономике не только внес существенные новации в содержание хозяйственных и социальных отношений, но и привел к возникновению ряда производственных и гражданско-правовых отношений, которых до того в практике хозяйствования фактически не было.

В настоящее время российское законодательство гармонизируется с международными нормами патентного права, произошла кардинальная замена практически всего законодательства в области создания, правовой охраны и использования РИД (объектов промышленной собственности, авторского права и секретов производства), интенсивно формируется институт частной собственности, в том числе и на результаты НИОКР. РИД становятся одним из важнейших объектов имущественных товарно-денежных отношений и легальной составной частью имущественных комплексов предприятий и организаций оборонной промышленности.

Сегодня наряду с прочими, по нашему мнению, приобрел актуальность вопрос корректного определения понятий «результаты НИОКР» и «результаты научно-технической деятельности» (далее – РНТД), которые широко используются в действующем законодательстве. Этот интерес объясняется тем, что понятие РНТД, и тем более процедуры управления результатами НИОКР, действующим законодательством нормативно определены не точно, в недостаточной мере, что создает неопределенность в практической деятельности и реализации нормативных актов, в которых они используются. Так, на основании федерального закона[1] под термином «Научный и (или) научно-технический результат» понимается продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения, в том числе результат интеллектуальной деятельности, зафиксированный на любом информационном носителе. Иными словами, в этом определении результат научно-технической деятельности связывается с «информационным носителем», что в большинстве случаев представляет собой материальный объект (вещь).

Анализ состава результатов НИОКР (рис. 1) показывает, что результаты, получаемые в ходе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включают:

– непосредственно РИД, получившие правовую охрану в соответствии с действующим законодательством, в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) и т.д.;

– потенциально охраноспособные РИД (не получившие правовую охрану);

– материальные объекты (активы, ценности), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, в состав которых входят комплекты отчетной, конструкторской, технологической, рабочей и другой документации, экспериментальные и опытные образцы, исследовательские стенды, экспериментальное оборудование и т.п.

Таким образом, в своей совокупности результаты НИОКР идентичны РНТД, и можно утверждать, что понятие «результаты НИОКР» совпадает с определением РНТД.

Рис. 1. Состав результатов НИОКР

При этом стоит отметить, что отличия в управлении материальными и нематериальными объектами, которые входят в состав результатов НИОКР (РНТД), определяют существенное различие в составе нормативных правовых актов по организации их учета и управления этими результатами, т.е. различные объекты регулируются различными нормативными документами.

В настоящее время основополагающим нормативным правовым документом, регулирующим взаимодействие исполнителей государственных контрактов и государственных заказчиков в области учета и управления правами на результаты НИОКТР, выполняемых за бюджетные средства, служит постановление Правительства Российской Федерации от 22.03.2012 г. №233, утвердившее Правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения (далее – Правила).

Согласно этим Правилам осуществляется управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, которое включает в себя:

а) осуществление мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов;

б) государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения;

в) организацию работ по оценке стоимости и принятие на бухгалтерский учет прав на результаты интеллектуальной деятельности;

г) распоряжение правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности;

д) организацию использования результатов интеллектуальной деятельности.

Государственные заказчики осуществляют распоряжение правами Российской Федерации на РИД путем совершения одного из следующих действий:

– отчуждение от имени Российской Федерации исключительного права на РИД;

– предоставление права использования РИД на основе лицензионного договора;

– внесение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или права использования результата интеллектуальной деятельности в уставный капитал государственной корпорации (передача в качестве имущественного взноса Российской Федерации), уставный фонд федерального государственного унитарного предприятия, а также в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества или общества или складочный капитал хозяйственного партнерства либо передача права на результат интеллектуальной деятельности в залог в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– принятие от имени Российской Федерации решения о досрочном прекращении действия патента на РИД.

Напомним, в п. 1 ст. 1227 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором воплощены (выражены) соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. То есть Кодексом прямо закреплено, что вещь, являющаяся материальным носителем объекта интеллектуальной собственности, способна стать объектом вещных прав, тогда как воплощенный в этой вещи объект интеллектуальной собственности сохранит свое значение как объект исключительных прав; эти объекты независимы друг от друга.

Пунктом 2 ст. 1227 ГК РФ в качестве общего правила закреплено, что переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на объект интеллектуальной собственности, выраженный в этой вещи. Пункт 3 этой статьи устанавливает, что к интеллектуальным правам не применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о вещном праве, если иное не предусмотрено правилами раздела VII.

В связи с этим следует подчеркнуть, что в данном случае в Правилах речь идет об управлении правами, т.е. о распоряжении правами на РИД, которые представляют собой нематериальный объект. Но для обеспечения высокой эффективности использования созданного за бюджетные средства интеллектуального потенциала при инновационной деятельности и диверсификации предприятий ОПК обладание только юридическими правами на РИД зачастую оказывается только первоначальным, необходимым, но далеко не достаточным условием. Для эффективного освоения инновационных технологий, помимо прав на РИД (обладания или пользования), дополнительно требуется возможность использования соответствующих материальных объектов, в которых реализованы эти РИД или содержится соответствующая технологическая, методическая и иная необходимая информации для их применения (конструкторская и техническая документация). Подчеркнем, в таком случае речь идет о материальных объектах, а не о РИД, и тем более не об исключительных правах на них.

В свое время авторы провели анализ нормативных правовых актов и методических документов по организации учета и управления правами на РИД (результатами НИОКР), включая федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения федеральных органов исполнительной власти в соответствующих областях регулирования. По результатам этих исследований установлено: вопросы использования прав на РИД, созданные за бюджетные средства, в определенной степени проработаны и регулируются действующими нормативными актами в области управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности[2], но при этом в действующем законодательстве отсутствуют специальные нормативные акты и методические документы, регулирующие гражданский оборот материальных объектов, созданных в рамках государственных контрактов, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности.

Анализируя статус материальных объектов, полученных за бюджетные средства при выполнении НИОКР, можно отметить следующее.

Как известно, согласно п. 1 ст. 212 ГК РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. А в соответствии с п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 ст. 212 ГК РФ определено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться законом.

Согласно ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

Государственное имущество (материальные объекты), принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации на праве собственности и полученное в результате выполнения государственных контрактов, может находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц, а именно федеральных государственных предприятий, государственных и казенных учреждений.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти – в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Основной документ, закрепляющий права Российской Федерации на результаты НИОКР, создаваемые за бюджетные средства, – это государственный контракт (договор) на выполнение НИОКР. Материальные объекты (имущество) согласно Федеральному закону №44-ФЗ[3] возникают вследствие выполнения работ, оказания услуг по государственному контракту, а также поставки имущества. В частности, пп. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона №44-ФЗ определено, что «федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг … в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, а также бюджетным учреждением, либо иным юридическим лицом».

Кроме этого, в ГК РФ установлено, что «по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию …»[4]. Это означает, что цель НИР составляет отчет о выполненных НИР, а цель ОКР – новый образец техники (в нашем случае новый образец ВВСТ) и комплект конструкторской и технологической документации. Целью выполнения НИОКР не является получение объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС). Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при выполнении НИОКР за бюджетные средства Российской Федерации в лице государственных заказчиков принадлежат, если не установлено иное, кроме самих объектов (самой продукции), еще и права на техническую документацию по производству и использованию продукции, указанной в соответствующем перечне, т.е. вся конструкторская, технологическая, эксплуатационная документация.

На этом фоне возникает вопрос правомерного использования в целях инновационного развития и диверсификации предприятий ОПК материальных объектов (материальных активов, материальных ценностей), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении НИОКР за бюджетные средства.

Такой вопрос возникает в связи с тем, что государственная собственность имеет свои особенные свойства и процедуры управления (закрепления, распоряжения) материальными объектами, принадлежащими Российской Федерации, несколько отличаются от оборота объектов, принадлежащих другим правообладателям.

Объем имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и ее субъектов, должен определяться не способностью нынешних органов государственной власти управлять государственной собственностью, а необходимостью осуществлять функции государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, действующим законодательством[5] определены назначение и виды имущества, которое может находиться в федеральной собственности (рис. 2).

Рис. 2. Имущество, находящееся в федеральной собственности

При этом в отношении РИД установлено, что права на РИД необходимо закреплять за Российской Федерацией в том случае, если РИД:

– входят в состав и составляют национальное (народное, общественное) достояние;

– находятся на основании прямого указания в законе исключительно в ведении Российской Федерации (субъектов федерации) в качестве федеральной государственной (муниципальной) собственности;

– непосредственно обеспечивают выполнение функций государства и находятся в распоряжении соответствующих органов исполнительной власти.

Гражданский оборот – это регулируемый гражданско-правовыми отношениями процесс обмена товарами на основе спроса и предложения, при этом результаты, полученные в ходе выполнения НИОКР за счет средств федерального бюджета, представляют собой специфический товар. Для введения конкретного товара (результатов НИОКР) в гражданский оборот необходимы его обособление от других товаров и установление абсолютных прав определенного лица на данный товар.

Нематериальный характер РИД обуславливает необходимость установления особого режима их правовой охраны (в отличие от материальных объектов). Основу такого режима обеспечивает специальная законодательная база, включающая известные законы в области интеллектуальной собственности. Особенности вовлечения РИД в гражданский оборот заключаются в необходимости придания им правового статуса, обеспечивающего их оборот наравне с материальными объектами.

Как уже было отмечено, сами РИД представляют собой оригинальную информацию, которая является нематериальным объектом, размещенным на материальном носителе. Включение таких нематериальных объектов в хозяйственный оборот так же, как и в случае с материальными объектами, предполагает наличие определенности в вопросе, кто является их правообладателем и кому будут принадлежать доходы от использования этих объектов.

Для решения задач по выявлению и обособлению результатов НИОКР, включая РИД, необходимы юридически значимые действия, осуществляемые при проведении их инвентаризации – находящихся на предприятиях ОПК и созданных за бюджетные средства, а также при выявлении охраноспособных РИД, создаваемых в рамках выполнения НИОКР (этапов НИОКР). В этих целях на предприятиях ОПК должны быть выполнены все определенные действующими нормативно-правовыми актами юридические процедуры инициации, организации и проведения инвентаризации результатов НИОКР, включая РИД, с участием соответствующих субъектов данных отношений, а также процедуры подготовки, оформления и представления всем заинтересованным лицам итоговых документов.

Кроме этого, для правомерного оборота результатов НИОКР (как материальных объектов, так и РИД) в качестве полноценных объектов гражданского оборота требуется их регистрация в соответствии с действующими нормативными документами, т.е. обеспечение всех видов учета (бюджетный учет, государственная регистрация в Росимуществе в качестве государственного имущества).

В связи с тем, что РИД созданы за бюджетные средства, требуется их бюджетный учет, который, согласно п. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации и является частью единого бюджетного процесса. В части регулирования отношений по бюджетному учету материальных объектов в настоящее время применяется Приказ №157н[6] в целях ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации №447[7] определен порядок учета материальных объектов, в соответствии с п. 3 которого установлен перечень объектов учета федерального имущества, расположенного на территории Российской Федерации или за рубежом.

Для изучения возможности правомерного использования предприятиями ОПК принадлежащих государству материальных объектов, в которых реализованы РИД, предлагается рассмотреть возможные варианты (способы) передачи материальных объектов, принадлежащих государству, в гражданский оборот.

В соответствии с действующим законодательством[8] установлен закрытый перечень вариантов (способов) передачи материальных объектов, принадлежащих государству, в гражданский оборот, а также тот факт, что покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица (за некоторым исключением, установленным законом).

В отношении материальных объектов, созданных в рамках НИОКР, могут быть применены следующие способы[9] передачи материальных объектов:

– продажа материальных ценностей через аукцион;

– продажа материальных ценностей посредством публичного предложения;

– продажа материальных ценностей без объявления цены;

– внесение материальных ценностей в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ

– заключение концессионного соглашения в отношении материальных объектов.

Вышеперечисленные способы схематично показаны на рис. 3.

Рис. 3. Возможные варианты передачи материальных объектов

Применение конкретного варианта зависит от организационно-правовой формы юридического лица, которому осуществляется передача, а именно организационно-правовой формы акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

При этом следует отметить, что прямая передача федерального (государственного) имущества (материальных объектов) в пользу хозяйственных обществ действующим законодательством не предусмотрена. Таким образом, передача материальных объектов в пользу хозяйственных обществ должна осуществляться в форме приватизации с учетом Федеральных законов №178-ФЗ и №115-ФЗ.

Реализация каждого из указанных способов передачи материальных объектов от государства частным собственникам (приватизация) регулируется соответствующими нормативными правовыми актами.

Так, положения, определяющие порядок организации и проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме путем проведения аукциона с открытой формой подачи предложений о цене имущества, а также продажи имущества без объявления цены утверждены постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 г. №860.

Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом №178-ФЗ.

В соответствии с законом[10], по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением).

Дополнительно стоит также рассмотреть возможность передачи материальных ценностей (объектов) для переработки (обработки) или иного использования в рамках постановки новых работ государственным заказчиком в целях их исполнения.

Заключение договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров[11].

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее также договоры), возможно следующими способами:

– по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;

– без проведения торгов – в случаях, предусмотренных ст. 17.1 Федерального закона №135-ФЗ;

– без проведения торгов – в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном гл. 5 Федерального закона №135-ФЗ.

Важно отметить, что рассмотренные способы позволяют передавать в гражданском обороте принадлежащие государству материальные объекты, в которых выражены РИД, созданные за бюджетные средства в рамках НИОКР, в пользу заинтересованных предприятий ОПК. Но в соответствии с действующим законодательством[12] необходимые условия для этого таковы – чтобы они были приняты к бюджетному учету у государственных заказчиков (как осуществляющих функции администратора расходов) и стояли на государственном учете в Росимуществе.

 

При анализе сложившейся практики управления правами на РИД, принадлежащих Российской Федерации, выявлены многочисленные случаи заинтересованности потенциальных приобретателей исключительных прав в приобретении материальных объектов (имущества), в которых выражены РИД, порядок передачи которых не регламентирован Правилами[13]. Соответственно, у государственных заказчиков отсутствует отработанная методика реализации процедуры такой передачи.

Для решения выявленных проблемных вопросов и повышения эффективности использования (особенно разработчиками – предприятиями ОПК) полученных за бюджетные средства результатов НИОКР, по нашему мнению, назрела необходимость разработки и введения в действие соответствующего порядка распоряжения имуществом Российской Федерации, созданным (приобретенным) в рамках выполнения НИОКР. В этом порядке будут предоставлены соответствующие полномочия государственным заказчикам, по заказу которых создано (приобретено) указанное имущество (материальные объекты), в целях доведения до стадии практического применения РИД, переданных (закрепленных) в соответствии с Правилами.

Таким образом, у государственного заказчика появится возможность при заключении договора о безвозмездном отчуждении исключительного права на РИД (или о предоставлении безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование РИД), в целях организации эффективного использования РИД, созданных за бюджетные средства, заключать договор о передаче в безвозмездное пользование соответствующего имущества (материальных объектов), в котором отражены РИД, составляющие предмет этих договоров.

Авторы:

Наталья Зиновьевна Мазур, генеральный директор ООО «ВКО-Интеллект», д.э.н., патентный поверенный РФ и ЕАПО

Сергей Сергеевич Пестов, начальник управления правового сопровождения инновационных проектов ООО «ВКО-Интеллект»

Сергей Михайлович Чеботарёв, помощник генерального директора ООО «ВКО-Интеллект» по правовым вопросам

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 6 (65), 2020 г., Санкт-Петербург


[1] Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. №127-ФЗ.

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 22.03.2012 г. №233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения».

[3] Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[4] Ст. 769 ГК РФ.

[5] В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[6] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 г. №157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Приказ №157н).

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 г. №447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

[8] Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – №178-ФЗ).

[9] В соответствии со ст. 13 Федерального закона №178-ФЗ.

[10] В соответствии с Федеральным законом от 21.06.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

[11] В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

[12] Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации.

[13] Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233. «Об утверждении правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения».

Партнеры