Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Пятый пошел, шестому приготовиться

Многоцелевые истребители считаются самой распространенной и наиболее высокотехнологичной составляющей военной авиации, а пятое поколение истребителей в последние годы стало основным мировым трендом. Военно-воздушные силы тех стран, чья обороноспособность приближена к современным требованиям, уже сегодня оснащены боевыми машинами пятого поколения.

 

Вместе с началом массового создания истребителей пятого поколения в некоторых наиболее передовых странах уже предпринимают попытки проектирования следующего, шестого поколения. Кто-то планирует таким образом перепрыгнуть сразу на новый уровень, а те, кто уже находится в авангарде развития авиационной отрасли, создают футуристические разработки истребителей будущего, параллельно осваивая текущие задачи. Шестое поколение представлено пока только в концепт-проектах, и, вероятно, до воплощения в реальные боевые машины они еще существенно изменят свой облик и возможности.

 

55555

Итак, о возможностях. Самолеты 5-го поколения отличает широко известный набор характеристик:

  • малая радиолокационная и тепловая заметность, отсутствие демаскирующих признаков, в том числе за счет внутреннего размещения ракетного и других видов вооружения;
  • мощные средства обнаружения воздушных и наземных целей – радары, оптико-электронные станции, пассивные датчики для контроля обстановки без демаскировки;
  • современные компьютерные системы обмена информацией, позволяющие разным участникам боевой операции вести обмен информацией о целях;
  • многофункциональность самолета – возможность выполнения как миссий «воздух-воздух», так и ударных миссий для поражения наземных и надводных целей;
  • многоканальность и всеракурсность ракетного воздушного боя;
  • возможность применения ракетного оружия на высоких, в том числе сверхзвуковых скоростях;
  • высокая тяговооруженность двигателя с обеспечением крейсерской сверхзвуковой скорости без форсажа;
  • сверхманевренность в ближнем воздушном бою;
  • высокая автоматизация всех систем.

Это сокращенный и не детализированный список характеристик боевой машины 5-го поколения. Важно отметить, что многие истребители 5-го поколения пока лишь условно обладают всеми этими свойствами и по-настоящему будут соответствовать указанным требованиям лишь в перспективе, после доработки и дооснащения. Чтобы довести проект до максимального соответствия современным требованиям, как правило, процесс усовершенствования начинают уже после поставки первой партии машин в национальные ВВС.

 

США 1

Авангардом истребителей 5-го поколения стал американский F-22 Raptor, принятый на вооружение ВВС США в 2005 году. Прототип его совершил первый полет в 1991 году, и Raptor с ракетами AIM-120 AMRAAM, радиолокационной незаметностью, мощными двигателями и радарами стал своеобразным эталоном поколения. Да, в ближнем бою Raptor не смог бы полностью на равных тягаться с российскими сверхманевренными истребителями Су-35С поколения 4++, но представителям продвинутого 4-го поколения надо было бы до ближнего боя еще долететь.

 

Российские Су-35С и МиГ-31 – отличные машины с мощным вооружением и многофункциональными РЛС, однако в реалиях современного воздушного боя они будут обнаружены F-22 задолго до того, как сами его обнаружат. Соответственно, в условиях военного противостояния велика вероятность того, что к моменту обнаружения неприятеля российскими машинами к ним уже могут приближаться ракеты «воздух-воздух». При встрече с самолетами 4-го поколения основной козырь стелс-самолетов – это как раз дальний воздушный бой. Однако если от ракет удастся уйти, то в ближнем бою Су-35С с высокой вероятностью сможет стать победителем.

В течение 1996–2011 годов выпущено 195 самолетов F-22 Raptor.

Вместе с F-22 испытания проходил его конкурент YF-23. Красивый и элегантный самолет в итоге проиграл конкурс ВВС США на самолет нового поколения для завоевания превосходства в воздухе. Но вполне может быть, что футуристичные формы YF-23 вдохновили авиаконструкторов из других стран.

 

США 2

Второй серийный самолет 5-го поколения – американский же многоцелевой истребитель F-35 Lightning-II. Сегодня это самый массовый самолет боевой авиации в мире: по состоянию на март 2023 года, выпущено 890 машин этого типа. И, вероятно, в этом десятилетии лавры «самого массового самолета 5-го поколения» у Lightning II отобрать не сможет никто.

Самолет выпускается в трех вариантах: наземный истребитель F-35A с обычными взлетом и посадкой; вариант истребителя с реализацией концепции STOVL (Short Take-Off and Vertical Landing) – самолет укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B; наконец, палубный истребитель F-35C для размещения на авианосцах и как замена ударных самолетов F/A-18. Нареканий и скандальных ситуаций вокруг F-35 в публичном поле достаточно много, но нужно, безусловно, отделять системные проблемы, которые иногда сопровождают этот проект, с единичными следствиями большой серии самолетов.

 

Говоря об основных достоинствах F-22, впору вспомнить о «сетецентрических войнах», к которым Raptor оказался приспособлен, что называется, «с рождения». Речь идет об обмене данными о целях и окружающей обстановке в рамках информационного пространства боевой операции, который позволяет одному самолету наносить удар по цели, которую «видит» другой самолет, корабль, танк, вертолет и т.д. При этом понятно, что именно общее информационное пространство поможет самолету выбрать наиболее приоритетную цель и предупредит об опасности. В идеальной ситуации даже не придется включать радар и демаскироваться, а противник вдруг увидит пущенные в него «из ниоткуда» ракеты.

Еще одно свойство такого информационного решения – это управление ведомыми истребителями 4-го поколения или дронами, т.е. выполнение функций самолета радиолокационного обзора и управления. Звучит почти фантастически, но это современная цифровая реальность, и ей соответствует созданный следом за Raptor многофункциональный истребитель F-35 Lightning II.

 

Россия 3

Третьим истребителем 5-го поколения стал российский Су-57, созданный по программе И-21, или ПАК ФА – «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации». Первый полет самолета состоялся 29 января 2010 года. Су-57 стал заслуженным наследником лучших самолетов 4-го поколения семейства Су-27.

Самолет воплотил в себе многие черты 5-го поколения – это уменьшенная радиолокационная заметность, наличие внутреннего отсека для вооружений, сверхманевренность, мощнейший радиолокационный комплекс, система передачи информации, новейшее вооружение. Для полного соответствия требованиям 5-го поколения необходимо завершить испытания и начать серийное производство нового двигателя. Вероятно, это и произойдет в ближайшие два-три года. И тогда самолет, который сегодня серийно строится для ВКС России (несколько машин в год), станет зрелым и соответствующим всем ожиданиям заказчика.

 

В 2020–2022 годах промышленность произвела девять серийных машин Су-57 в дополнение к десятку опытных прототипов. Кстати, Су-57 проходит испытания, в том числе, по программе взаимодействия с тяжелыми ударными дронами «Охотник». Вероятно, с принятием «Охотников» на вооружение мы увидим, среди прочего, и боевое применение комбинированных звеньев с ведущими Су-57. 

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.