Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Актуальные вопросы в сфере гособоронзаказа обсудили на конференции в Санкт-Петербурге. Итоги

Исполнители контактов нуждаются в обсуждении правоприменительной практики в сфере ГОЗ, вопросы традиционно возникают с внесением очередных поправок и регламентирующих документов. Государственные заказчики и контролирующие органы в свою очередь нуждаются в обратной связи от исполнителей для оценки понимания требований закона и контрольно-надзорных механизмов, предусмотренных законодательством.

Агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа» является площадкой для реализации такого многостороннего диалога с привлечением всех участников процессов в сфере государственного оборонного заказа.

23 октября в Санкт-Петербурге состоялась очередная конференция «Гособоронзаказ: учет и контроль», организатором которой выступили АМК «Дифанс Медиа» и журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии».

Участники конференции обсудили правоприменительную практику в сфере ценообразования и банковского сопровождения государственного оборонного заказа, получили экспертные рекомендации по применению раздельного учета и отчетности по исполнению контрактов, регламентам заполнения РКМ, обратились к опыту работы надзорных органов и военных представительств Минобороны РФ, а также рассмотрели вопросы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.

Гособоронзаказ: что, зачем и почему

Генеральный директор Межведомственного аналитического центра Владимир Довгий посвятил свое выступление теме полномочий, ответственности, и контроля ФОИВов на разных этапах формирования государственного оборонного заказа, при заключении и исполнении контактов.

конференции гособоронзаказ

Владимир Довгий, генеральный директор Межведомственного аналитического центра

Поскольку в 275-ФЗ четко прописано, что основными показателями ГОЗ являются финансовые показатели, то, когда речь идет о формировании показателей гособоронзаказа, дальнейшего процесса размещения и исполнения, в большинстве случаев первичными являются ограничения по источникам ресурсов. «На объемы, превышающие лимиты бюджетных ассигнований, которые предусмотрены действующим законодательством, государственному заказчику запрещено заключать государственные контракты», - напомнил эксперт.

Разработка показателей ГОЗ реализуется в два этапа. На первом этапе производится разработка проекта ГОЗ по номенклатурной части с учетом бюджетных ограничений, на втором этапе происходит согласование и утверждение показателей ГОЗ. Важная работа на первом этапе связана с формированием стоимостных показателей, при котором применяется механизм прогнозных цен. В среднем на эту процедуру, по словам Довгия, отводится порядка двух месяцев, однако на практике наблюдается «тотальное неуспевание по срокам прогнозных цен», поэтому в настоящее время идет работа по оптимизации и координации по времени этих процессов.

Довгий обратил внимание на риски, в том числе в отношении реализуемости гособоронзаказа, которые возникают на этапе контрактации, когда головной исполнитель заключает госконтракт и получает возможность контрактоваться с предприятиями «вниз».

«На стадии реализации контракта могут возникать вопросы, которые являются следствием недоговоренности на предыдущих этапах», предупредил эксперт, а также призвал решать вопросы по мере их поступления и внимательно следить за источниками их возникновения.

В докладе эксперт упомянул, что в настоящее время ряд проблемных вопросов решается по прецеденту. Это происходит в том случае, если в нормативных документах нет ответа для разрешения проблемной ситуации. Чаще всего такая практика применяется в вопросах, связанных с РИД.

Довгий напомнил, что при формировании и реализации гособоронзаказа решения готовятся и принимаются на основе плановых показателей, и, поскольку они вероятностные, они могут отклоняться от фактических показателей. «Факт от плана отклоняется, но нужно понимать, что эти отклонения не должны быть чрезвычайно большими, и все отклонения должны идентифицироваться и быть обоснованными – почему они произошли», - добавил эксперт в завершении выступления.

О деньгах: ценообразование в сфере ГОЗ

Заместитель начальника Управления сухопутного и морского вооружения, военной техники и связи ФАС России Роман Шацкий подтвердил тезис Владимира Довгия о том, что на этапе формирования стоимостных показателей (цен на продукцию, которую планируется поставлять по гособоронзаказу) наблюдается существенное отставание по срокам предоставленияеновых предложений на необходимые покупные компоненты (комплектующие, полуфабрикаты, сырье, материалы) или вовсе отказ от их предоставления. По словам Шацкого, ФАС России подготовила проект поправок в 275-ФЗ и КоАП в обязанности потенциальных исполнителей предоставлять ценовые предложения и ответственности за их непредставление.

конференции гособоронзаказ

Роман Шацкий, заместитель начальника Управления сухопутного и морского вооружения, военной техники и связи ФАС России

Также Роман Шацкий ответил на наиболее часто задаваемые и проблемные вопросы ценообразования. В частности, рассказал о методах определения цены на продукцию и условиях их применения, отметив, что «возможности выбора нет, но есть четкая приоритезация и порядок применения метода». Также спикер обозначил трудности, которые могут возникать при применении метода сравнительных цен в сфере ГОЗ. В том числе для разрешения таких трудностей в следующем году ожидается запуск в опытную эксплуатацию система электронной подачи РКМ, которая будет сопоставлять цены на продукцию по гособоронзаказу. Через эту систему «должен заработать метод сравнимой цены именно в том виде, в котором он должен работать».

В отношении применения затратного метода слушателей интересовали затраты, которые допускаются к включению в цену (себестоимость) продукции, поставляемой в рамках ГОЗ, в частности, могут ли командировочные выплаты компенсационного характера быть включены в цену. Согласно позиции ФАС России, которую озвучил спикер, командировочные выплаты компенсационного характера могут быть учтены в цене на продукцию по согласованию с государственным заказчиком (заказчиком), но только в случае, если будут предоставлены обоснованные, в том числе документально подтвержденные, причины невозможности осуществить поставку продукции по ГОЗ без несения соответствующих дополнительных затрат.

Шацкий затронул вопросы, связанные с методом индексации базовой цены и методом индексации по статьям затрат, а также условиями применения этих методов. Помимо подробного описания случаев применения или неприменения этих методов и позиции ФАС России по каждому из случаев, спикер рассказал о некоторых изменениях, которые на данный момент находятся на стадии проработки. Также спикер прокомментировал недавнее Постановление правительства РФ от 01.10.2020 № 1582, призвав к правильной трактовке его положений.

Отметил он и позицию ФАС в отношении фактическая прибыли (рентабельности). По словам эксперта, эта норма подлежит пересмотру. «Пакет документов уже готов к внесению в Правительство, есть некоторые разногласия, но не в части изменения этой нормы. Если у вас есть документально оформленное мероприятие по снижению затрат, то, по мнению ФАС, факт увеличения фактической прибыли в размере 20%, 30%, 40% никого не должен смущать». Но, заметил спикер, в связи с этой нормой возникает много «подводных камней». При этом он призвал следить за проектируемыми изменениями, которые в обязательном порядке предварительно размещаются на общественное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов www.regulation.gov.ru, а также за их официальным опубликованием на портале pravo.gov.ru. Со слов спикера, в этом году ожидается еще несколько поправок, затрагивающих процедуру формирования цен по гособоронзаказу.

Практика применения раздельного учета: подготовка и предоставление отчетов

О текущей ситуации с обязательной отчетностью предприятий ОПК рассказал заместитель директора Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны РФ Сергей Шеремет.

конференции гособоронзаказ

Сергей Шеремет, заместитель директора Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны РФ

Состав и формат, порядок и сроки предоставления такого отчета определены Приказом министра обороны от 08.10.2018 №554, форма отчета утверждена 543-им постановлением: отчет предоставляется в виде электронного документа на оптическом носителе через военное представительство. «Если военного представительства нет, то отчет не предоставляется, но раздельный учет ведётся в установленном порядке, и отчет предоставляется по запросу Минобороны», - уточнил Шеремет. Отчет должен быть подписан руководителем организации либо уполномоченным лицом с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, в сопроводительном письме к отчету должны быть указаны ИГК, дата и номер контракта, отчетный период.

Срок предоставления отчета – ежемесячно до 25 числа. «Раньше был срок до 10 числа, но мы его «сдвинули» по просьбам тех, кто предоставляет эти отчеты. При этом сказать, что такое изменение существенно повлияло на количество предоставляемых отчетов нельзя. Конечно есть положительная практика, но стопроцентных результатов мы не достигли», - прокомментировал спикер.

Предоставленный отчет проходит проверку, по результатам которой выдается квитанция с информацией, принят ли отчет или не принят, а также с данными о допущенных ошибках. Такая квитанция, по словам Шеремета, направляется на предприятие через военного представителя: «554-ый приказ министра обороны обязывает военного представителя в срок не позднее трех дней выдать предприятию квитанцию, это их обязанность».

Отчетность в ЕИС ГОЗ не может быть загружена, и, соответственно, отчет не будет принят при наличии ошибок в дате формирования и составления отчета, ИНН, КПП, наименовании организации, ИГК, номере, дате заключения и плановой дате исполнения контракта, номере отдельного счета. Спикер обратил внимание, что отдельный счет должен быть именно открыт в уполномоченном банке, а не просто зарезервирован.

В целом Шеремет отметил, что критических ошибок в предоставлении отчетности стало меньше, и все они, в основном, носят технический характер – например, когда применяют электронную подпись, утратившую силу. В сентябре вступила в силу ещё одна норма, в соответствие с которой при неверно указанном ИГК или отдельном счете отчет не будет принят.

Улучшаются и показатели по количеству сданных отчетов. Так, по словам Шеремета, среди головных исполнителей 89% сдали хотя бы один отчет, среди исполнителей этот показатель составил 78%. «Из этого мы делаем вывод, что предприятие освоило методику заполнения отчета, обеспечило техническую готовность, и с военным представителем взаимодействие в этой части налажено», - добавил он.

В рамках проведения работ по развитию ПО, необходимого для функционирования ЕИС ГОЗ, планируется внесение изменений в «Протокол обработки файла обмена». «Организация, участвующая в выполнении ГОЗ, будет иметь возможность автоматизировано получить сведения о количестве ожидаемых Минобороны России отчетов об исполнении государственного контракта, контракта. Это будет оформлено двумя приложениями к квитанции о сдаче отчета о раздельном учете: сведения о количестве отчетов, подлежащих отправлению (с указанием ИГК и номера открытого счета) и данные от том, наличествует ли отчет в ЕИС ГОЗ по итогам отчетного периода», - сообщил Шеремет, объяснив, что должно сделать предприятие, если оно будет несогласно с представленными показателями.  

Напомнил спикер и об ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств. Он рассказал, что департаментом будет сформирован список не предоставляющих отчетность исполнителей и перечень не предоставивших в августе отчет головных исполнителей, этот список «за подписью заместителя министра обороны будет направлен в адрес заместителя генпрокурора для принятия возможных мер прокурорского реагирования».

«Не лишним будет напомнить об ответственности, предусмотренной за нарушение требований ведения раздельного учета. Сейчас в КоАП норма звучит «за неведение раздельного учета», но есть решение по введению в КоАП мер ответственности и за непредоставление такого отчета. Такое решение уже есть, мы несколько откладываем принятие этой норм в связи с межведомственным согласованием по порядку ее применения», - предупредил Шеремет.

В заключении эксперт назвал основные ошибки, допускаемые организациями при заполнении отчетности по раздельному учету, а также привел конкретные примеры таких ошибок из реально предоставленных обезличенных отчетов.

Банковское сопровождение расчетов в рамках ГОЗ: мнение опорного банка

В рамках мероприятия в качестве спикера выступила начальник Управления методологии и развития банковского сопровождения операций Департамента по сопровождению контрактов государственного оборонного заказа ПАО Промсвязьбанк Елена Самарина. Она разъяснила некоторые нюансы законодательства о банковском сопровождении в сфере ГОЗ, а также затронула вопросы применения положений федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

конференции гособоронзаказ

Елена Самарина, начальник Управления методологии и развития банковского сопровождения операций Департамента по сопровождению контрактов государственного оборонного заказа ПАО Промсвязьбанк

Спикер напомнила, что согласно изменениям в 275 федеральный закон, внесенным в декабре 2019 года, было введено понятие «опорный банк оборонно-промышленного комплекса», и в качестве опорного банка определен Промсвязьбанк.

«За это время клиентская база по ГОЗ в банке увеличилась на 25%, в настоящее время ПСБ обслуживает порядка 150 тысяч отдельных счетов, максимальное количество операций, которые банк провел за один день, составило 23 тысячи, что в три раза больше, чем когда банк только вошел в состав уполномоченных банков», - поделилась данными Елена Самарина

Эксперт ПСБ ответила на актуальные вопросы по открытию отдельных счетов ГОЗ, в частности рассказала о требованиях к контрактам, для расчетов по которым открываются отдельные счета. «Прежде всего, контракт должен содержать один ИГК, должны быть предоставлены все документы, являющиеся неотъемлемой частью контракта. Кроме того, версии контракта, предоставленные исполнителем и заказчиком, должны быть одинаковыми, то есть содержать одинаковые данные по реквизитам и сумме контракта, размеру аванса, прибыли, возмещению и иным существенным условиям», - отметила Самарина.

Значительное внимание было уделено вопросам перевода денежных средств с отдельного счета на иные счета. Чтобы банк смог провести перечисление прибыли на счет исполнителя или провести операцию по возмещению ранее понесенных расходов, контракт должен содержать эти условия. «Также должна быть определена прибыль исполнителя – в конкретной сумме, либо должна быть однозначная формулировка, которая поможет банку определить точную сумму», - напомнила спикер.

Комментируя вопросы, связанные с возмещением ранее понесенных расходов, Самарина отметила, что, хотя такая операция существует сравнительно давно, немногие исполнители с ней знакомы: «Если вы не получаете финансирование по контракту, но у вас есть собственные денежные средства на расчетном счете и вы можете их задействовать в исполнении ГОЗ, мы рекомендуем перевести их на отдельный счет – при получении финансирования их можно будет перевести обратно на расчетный счет».

Самарина разъяснила позицию банка по проведению операций в рамках лимитов 3/5 млн рублей:

«Банк проводит операции в рамках 3/5 миллионов только при предоставлении контракта, содержащего ИГК. Указание нескольких ИГК в одном контракте не допускается. Если необходимо осуществлять какие-то типовые расчеты с разных отдельных счетов, требуется заключение рамочных контрактов».

Напомнила эксперт ПСБ и об операциях, которые запрещены для проведения по счетам ГОЗ. В их числе:

  • операции по договору факторинга;
  • исполнение любых распоряжений по отдельному счету, основанием для составления которых является договор о предоставлении гарантии обеспечения обязательства, вне зависимости от лица, предоставившего гарантию, включая распоряжения по уплате комиссий банка по гарантии;
  • операции в адрес физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, кроме заработной платы (при одновременной оплате налогов и платежей в соответствующие фонды), гарантий и компенсаций, сервитута;
  • по агентским («посредническим») договорам;
  • по договорам, предметом которых не является приобретение продукции (товаров, работ, услуг).

Также Елена Самарина обратила внимание на размещенные на официальном сайте банка памятки и документы для участников ГОЗ. Эксперт напомнила, что в ПСБ работает горячая линия Департамента по сопровождению контрактов ГОЗ, куда можно обратиться по любым вопросам, связанным с расчетами по гособоронзаказу.

РКМ: лучшие практики, распространенные ошибки, рекомендации

Заместитель директора Департамента аудита государственных контрактов Минобороны РФ Константин Садовский посвятил выступление особенностям формирования комплекта РКМ и поделился опытом работы органа экспертизы цен по проблемным вопросам, которые наиболее часто возникают при подготовке и предоставлению РКМ государственному заказчику и приводят к возвратам материалов на доработку и длительным ценовым спорам.

«Орган экспертизы цен не имеет никакой возможности рассматривать РКМ и трактовать требования нормативно-правовых актов иначе как в сторону государственного заказчика», - заявил эксперт. Это подтверждается и принципом эффективности и результативности использования бюджетных средств, определенным ст.34 Бюджетного кодекса РФ. «Приказ Минпромторга №334 дает нам четыре четких критерия, которым должны соответствовать затраты, чтобы быть включенными в состав себестоимости: они должны надлежащим образом быть отражены в формах РКМ (в соответствие с приказом ФАС России №1138/19), быть непосредственно связанными с поставками продукции, соответствовать критерию обоснованности и экономической оправданности, а также быть подтверждены документально», - разъяснил Садовский.

Спикер обратил внимание на то, что РКМ формируется на единицу продукции, на единицу работ, либо раздельно для каждого года поставки. При этом для позиций с неопределенным объемом РКМ формируются для каждой единицы продукции и единицы каждого вида работ.

Садовский рассказал о порядке проверки и приема РКМ, а также требованиям по составу к комплекту обосновывающих документов. При приеме РКМ проверяются на соответствие предмету и условиям закупки, комплектность (наличие всех форм и заключения ВП), наличие пояснений в примечаний при отсутствии форм и документов, а также на наличие в формах данных за отчетный период и расчета цен на все года поставки. Особое внимание уделяется наличию полного комплекта РКМ на позиции, составляющие более 1 млн и 10% (1 млрд и 5%) от соответствующих затрат в формах 5,6,7 в соответствии с п.37 Положения о госрегулировании цен, утвержденного ПП 1465.

В диалоге с аудиторией удалось обсудить наиболее распространенные ошибки и неточности, которые допускаются при подготовке РКМ. В их числе:

  • Несоответствие РКМ предмету поставки или позиции ГОЗ (изделие/комплекс, наименование, модификация, ТУ);
  • Несоответствие РКМ условиям поставки;
  • Несоответствие отнесения затрат периоду действия госконтракта;
  • РКМ на перевод цену в фиксированную содержат менее 80% фактических затрат (более 20% ожидаемых);
  • Непредставление в полном объеме РКМ на позиции, составляющие более 1 млн и 10% (1 млрд и 5%) от соответствующих затрат; (п.37 1465)
  • Неактуальные значения индексов-дефляторов и несоблюдение порядка их применения (в том числе импорт);
  • Предоставление полного комплекта РКМ на первый год расчета с дальнейшим применением метода индексации цены при отсутствии оснований для установления базовой цены.

Отдельно были обозначены ошибки и неточности подготовки РКМ в случае, когда контракт заключен с единственным поставщиком.

Слушатели получили разъяснения оснований для возврата материалов на доработку. Так причинами возврата РКМ могут стать незаполненные данные за отчетный период, отсутствие отчетной калькуляции, либо наличие калькуляции, не подписанной военным представительством, применение метода индексации цен при отсутствии условий его применения, отсутствие подтверждения фактических затрат при переводе цены в фиксированную. Также РКМ могут быть возвращены на доработку в случае, если материалы сформированы без разбивки по годам поставки продукции, выполнения работ, представлены не в полном объеме, сформированы не на все годы поставки и/или в заключении ВП МО РФ указана цена не на все годы поставки.

«По опыту – очень полезным документом для исполнителя, который непосредственно проверяет РКМ, является пояснительная записка. В ней полезно кратко отражать ключевые особенности деятельности предприятия, финансово-экономической модели. Особенно если за рассматриваемый или отчётный периоды происходили существенные изменения учетной политики, организационной и производственной структуры, расширение или уменьшение состава и объемов собственных работ, в  том числе за счет кооперации. В указанных случаях пояснительная записка обеспечит рассмотрение ценовых материалов без необходимости их возврата на доработку или запроса дополнительных документов», - отметил Садовский.

В целях сокращения сроков проверки комплектности спикер порекомендовал размечать материалы разделителями или стикерами с указанием пункта описи и группировать комплекты РКМ – формы ФАС и заключения ВП МО РФ – по предприятиям, а также не направлять бумажные копии первичных документов, поскольку они направляются на оптическом носителе и отмечаются в пояснительной записке.

Роль и участие военных представительств в реализации ГОЗ

Об организации работы военных представительств Минобороны России по контролю за исполнением государственных контрактов рассказала инженер военного представительства Гузель Кукушкина. Речь шла о роли военных представителей на всех этапах ГОЗ, от формирования до исполнения, основных требованиях к составу документов, которые предоставляются для подготовки и выдачи заключения о цене на военную продукцию, планах по совершенствованию работы военных представительств Минобороны России.

Гузель Кукушкина, инженер военного представительства

По словам Кукушкиной, экономическая работа военпредов заключается в рассмотрении РКМ, участии в согласовании договоров на поставку военной продукции, рассмотрении базовых экономических нормативов и показателей, передаче отчетов об исполнении контрактов в ЕИС ГОЗ, согласовании технико-экономическое обоснования аванса головного исполнителя, а также в части антимонопольных требований в сфере государственного оборонного заказа направляют обращения в ФАС России.

Участие ВП в подготовке и согласовании контрактов и договоров на поставку военной продукции предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 804. Спикер рассказала, что в соответствие с документом ВП проверяют обоснованность привлечения поставщиков, номенклатуру продукции, работ, услуг, подлежащих поставке по контракту, соответствие сроков выполнения данных контрактов срокам выполнения государственного контракта в целом. «Также мы контролируем требования к порядку приемки поставляемой продукции на соответствие требованиям заказчика, проверяем обоснованность цены контракта, в случае, если государственный контракт или контракт заключён с единственным поставщиком, контролируем сроки и порядок перечисления авансов головным исполнителем по заключенным контрактам в рамках производственной кооперации после получения аванса от госзаказчика», - добавила спикер.

Военные представительства подготавливают и выдают заключения о цене на военную продукцию. В соответствие с Постановлением № 804, на военные представительства возлагается выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной. В случаях наличия обоснованных замечаний к РКМ военное представительство обязано в кратчайший срок возвращать их на доработку исполнителю ГОЗ с письменным пояснением причин возврата.

При поступлении РКМ ВП в первую очередь обращают внимание на оформление РКМ – они должны соответствовать требованиям приказу ФАС №1138/19. В случае, если РКМ оформлены с нарушением требований данного приказа, они также возвращаются на доработку. РКМ проверяются на допустимость и правомерность затрат, рациональность затрат, производится стоимостная оценка. «По итогам оценки мы формируем заключение. В случае отклонения размеров затрат, предложенных предприятием (организацией промышленности) от принятых военным представительством, необходимо давать подробные разъяснения причин несогласия военным представительством с предложенными размерами затрат и аргументированные обоснования сумм снижения затрат по каждой статье структуры цены (калькуляции) со ссылкой на соответствующие нормативные документы и результаты анализа экономической обоснованности затрат», - пояснила Кукушкина.

Речь шла также об участии ВП в обосновании базовых экономических показателей, применяемых для расчета цен. Обязанности по согласованию данных показателей нормативно-правовыми документами не установлено. Данные сведения организации направляют в составе РКМ, и в рамках процедуры рассмотрения цены ВП учитывает их, с соблюдением критериев обоснованности и документального подтверждения затрат, относимых на ГОЗ.

Затронула спикер и участие ВП в предоставлении отчета об исполнении контрактов: «При предоставлении отчета об исполнении контракта, квитанции о принятии или непринятии направляются практически в тот же день. В настоящее время организована работа по согласованию с ВП сведений о выполненных контрактах организацией промышленности в рамках действующих госконтрактов. Мы только согласовываем данные сведения, и в дальнейшем предприятие направляет их в Департамент финансового мониторинга Минобороны РФ».

Говоря об ожидаемых изменениях в законодательстве по государственному оборонному заказу, Кукушкина отметила, что в соответствии с План-графиком мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам госрегулирования цен на продукцию, поставляемой по ГОЗ, утвержденных в декабря 2019 г., подготовлены предложения по внесению изменений в Постановление Правительства № 1465 и № 804, в том числе по порядку выдачи заключений на военную продукцию.

Об ответственности: прокурорский надзор в сфере гособоронзаказа

Интерес слушателей вызвало выступление прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Дениса Морозова. Он рассказал об основаниях для проведения проверки, поделился особенностями работы с прецедентами и выявлением новых нарушений в этой сфере, а также сообщил о совершенствовании законодательства в сфере ГОЗ.

Денис Морозов, прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах

«Прокурорам поставлена задача проверять исполнение законодательства по ГОЗ на оборонных предприятиях. Основаниями для проведения проверок являются плановые мероприятия, задания и поручения вышестоящих прокуратур, обращения о нарушении законодательства, решения о проведении проверок», - сообщил Морозов. При этом для начала проверки достаточно обращения не только поступившего в органы прокуратуры, может быть рассмотрено обращение, размещенное в СМИ.

По словам спикера, основные нарушения в сфере ГОЗ связаны с привлечением к его выполнению так называемых «фирм-однодневок», аффилированностью должностных лиц с участниками выполнения заказов, завышением цен при оформлении закупок, неправомерным подписанием невыгодных дополнительных соглашений к госконтрактам об изменении их условий, сговором представителей государственных заказчиков с поставщиками с целью оплаты фактически непоставленных товаров, невыполненных работ а также некачественной продукции. «Указанные обстоятельства влекут неоправданные финансовые потери государству, расхищаются бюджетные средства, часть которые вывозится и реализуется за рубежом», - заключил Морозов.

При этом в настоящее время внимание органов прокуратуры необходимо «сосредоточить на проверках выполнения законодательства предприятиями ОПК при расходовании средств государственной поддержки и реализации мероприятий по внедрению прорывных технологий, обеспечению разработки и производства высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения, стимулированию и поддержке инновационного развития ОПК, его диверсификации, ускоренному импортозамещению и выполнению ГПВ», - считает Морозов.

Морозов рассказал, что работа органов прокуратуры имеет так называемый «принцип шаблонности», когда проверки предприятий проходят по уже известным нарушениям законодательства, и потому выявлять новые виды нарушений представляется проблемным.

«С учетом проведенного опроса прокурорских работников по всей Росси установлено, что реже всего ими выявляются нарушения в сфере ГОЗ, связанные с завышением стоимости оборонной продукции, работ и услуг, неправильным расчетом размера прибыли, невключением в контракт ИГК, несоблюдением режима использования отдельного счета, поскольку на проверку ценообразования необходимо много времени, а также привлечение органов ФАС, Федерального казначейства, Счетной палаты РФ», - поделился спикер. Ещё одним препятствием к реализации мер прокурорского реагирования, по словам Морозова, является отсутствие заинтересованности госзаказчика в заявлении ущерба, причиненного РФ.

По мнению спикера, законодателям «следует задуматься о добавлении в УК дополнительных специализированных статей, таких как 159 (прим.7) «Мошенничество в сфере ГОЗ», 160 (прим.1) «Присвоение или растрата при выполнение задания ГОЗ», 165 (прим.1) «Причинение имущественного вреда», 293 (прим.1) «Халатность, в том числе при выполнении ГОЗ». Кроме того, Морозов считает необходимым внесение поправок в 275-ФЗ в части прокурорского надзора: «В настоящее время в действующем законодательстве не определен орган, осуществляющий надзор за исполнением законодательства в сфере ГОЗ. В частности, 275-ФЗ нуждается в дополнении его понятием «прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере ГОЗ» и расширении полномочий органов прокуратуры по получению сведений». По мнению спикера, это позволит восполнить правовой пробел.

В заключение выступления Морозов привел конкретные примеры (не называя юридических лиц) хищения средств ГОЗ в сфере судоремонта, выявленные в ходе надзорных мероприятий. При этом, по словам спикера, по итогам принятых комплексных мер прокурорского реагирования в ОПК все же наметились позитивные тенденции, и существующие и планируемые штрафные санкции все чаще удерживают исполнителей ГОЗ от нарушения законодательства.

О бесценном и нематериальном: РИД в сфере ГОЗ

«Всю первую половину дня речь шла о ценах, деньгах, а сейчас, к вечеру, самое время поговорить о бесценном и нематериальном, то что, мы называем РИД в сфере ГОЗ», - начал выступление президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев

Поскольку за правами на РИД, несмотря на их нематериальность, может возникнуть цепочка претензий денежного характера, для исполнителя крайне важно уже на стадии заключения контракта позаботиться об описании возможных результатов и оптимальных режимах их правовой охраны. Если это, возможно, то по словам Матвеева, будут сняты «миллион и одна претензия и со стороны заказчика и со стороны контролирующих органов». Процесс определения режима охраны и правообладателя спикер предложил рассмотреть с позиций, выработанных рабочей группой по реализации «регуляторной гильотины».

По словам Матвеева, в результате исследования, выполненного в рамках ГОЗ, исполнитель, как правило, получает целостное техническое решение, модуль или даже объект: «Вы создаете целостное техническое решение, которое как целиком, так и в отдельных элементах может охраняться в качестве изобретения, в том числе секретного, может охраняться как полезная модель, а дизайн – как промышленный образец. Разработка или её отдельные части могут остаться и в режиме коммерческой тайны, а что-то в силу специфики продукции может быть перекрыто режимом государственной тайны. Здесь подход прост – чем больше таких частей, охраняемых в разных режимах будет определено, тем надежнее. Какой конкретно и для какого элемента выбрать режим могут решить исполнитель и заказчик, потому что они знают, за счет чего продукт будет обладать наилучшими характеристиками, как итоговая продукция будет производиться и на каких предприятиях, как она дальше будет реализовываться на рынке, в том числе – глобальном».

Поэтому наиболее важным моментом является выявление и государственный учет РИД, который показывает для заказчика и контролирующих органов, что средства потрачены не напрасно, они «превратились в имущественные права, которые имеют цену». Матвеев напомнил, что в сфере государственного учета РИД есть два постановления: №131 об учете РИД военного, двойного и специального назначения и №327 об учете гражданских результатов. При этом важен сам факт учета результатов, поскольку тогда «главное требование, которое к нам предъявляют контрольно-надзорные органы в финансовой сфере – вы получили деньги, вы на эти деньги что-то создали, и учли сообразно требованию правительства – самая главная претензия финансового характера будет снята». Он подчеркнул, что в идеале имущественные права будут учтены и на балансе заказчика или исполнителя – в зависимости от того, кому они принадлежат, тем более что на стадии создания результатов оценить стоимость прав исходя из понесенных затрат достаточно просто.

Ещё один важный постулат: контролировать режим охраны – например, нужно ли получать патент, – неверно и невозможно. Это вопрос, который решается исходя из стратегии производства, сбыта и оценке возможностей противодействовать нарушению прав. Однако спикер рекомендовал любой первичный созданный результат охранять в режиме коммерческой тайны: «Режим коммерческой тайны не требует усилий и каких-то затрат. Закройте разработку этим режимом, а дальше вместе с заказчиком примите решение, в каком режиме и что охранять. Тогда вы будет избавлены от любых претензий, вам ничего не скажет ни Роспатнет, ни прокуратура».

Таким образом, важно обеспечить три условия: выявить и учесть все значимые результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе разработки, обеспечить изначально режим ограниченного доступа к ним, и затем совместно с заказчиком принять решение о наиболее удобном режиме правовой охраны каждого РИД.

Значительная часть выступления Матвеева была посвящена вопросу принадлежности прав на РИД. Спикер со ссылкой на Постановление правительства №342 назвал три случая, когда права принадлежат Российской Федерации: если результаты ограничены в гражданском обороте, если РФ берет на себя обязательства по практическому использованию РИД, его постановке на производство и доведению до установочной серии, а также если этот результат создан во исполнение международных обязательств РФ. «Если все эти ступеньки вы прошли и каждый раз получили ответ «нет», право может быть закреплено за исполнителем. И дальше следует очень простой набор действий: если право отходит РФ, то все затраты по правовой охране несет РФ, то есть государственный заказчик. Если вы решили с госзаказчиком закреплять право совместно, то тогда вы несете затраты 50/50, и если права отошли вам, затраты несете вы», - заключил Матвеев. Согласно Постановлению правительства №342, государственный заказчик должен предусмотреть в контракте процедуру и условия закрепления прав. «Если заказчик не исполнил это требование Правительства и не урегулировал в госконтракте вопросы принадлежности прав, «страдать» будете вы», - предупредил спикер.

Матвеев отметил, что, исходя из логики регуляторной гильотины, контролирующему органу нельзя вмешиваться в деятельность предприятия. Однако такое невмешательство не означает, что может быть нанесен ущерб бюджету. Для этого нужно контролировать две вещи: все результаты должны быть учтены, и они должны использоваться.

«Если получается, что РИД вы можете вводить в гражданский оборот самостоятельно, целесообразно держать права у себя, получать максимальный экономический эффект. Но помните и об ответственности перед Счетной палатой, прокуратурой и надзорным органом в лице Роспатента. Вы всегда должны отчитаться: мы потратили деньги, мы получили результаты, они учтены в единой системе – гражданской или военной в соответствие с требованием Правительства, права не потерялись, деньги не «растворились воздухе», они образовали нематериальные активы на нашем балансе, и теперь мы их используем», - добавил в завершении выступления Матвеев.

Доклады спикеров традиционно дополнялись дискуссионными сессиями, на которых слушатели конференции получали развернутые экспертные комментарии и рекомендации по организации работы в сфере ГОЗ. Как и ожидалось, вопросов оказалось много, и общение участников конференции продолжилось даже после официального окончания мероприятия.

Конференция «Гособоронзаказ: учет и контроль» состоялось при участии и методологической поддержке специалистов Минобороны РФ, ФАС России, ПАО «Промсвязьбанк», Межведомственного аналитического центра, Федерации интеллектуальной собственности.

С подробной программой конференции можно ознакомиться по ссылке.

Подпишитесь на анонсы наших мероприятий, мы сообщим вам о событии заранее!

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии»