Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Развитие конкуренции среди поставщиков комплектующих изделий для ГОЗ

О развитии конкуренции среди поставщиков комплектующих изделий для ГОЗ рассказал руководитель проектов направления развития перспективных технологий АО «РТ-Техприемка» Александр Калафат. АО «РТ-Техприемка» осуществляет контроль качества и приемку материалов для нужд авиации и военной промышленности, а также занимается стандартизацией и сертификацией предприятий.

Сегодня 90% производственных закупок осуществляется у одного единственного поставщика. У такой тенденции существуют определенные причины. Вот некоторые из них:

1) Требование ГОСТ СРПП ВТ1 о наличии цикла «ОКР – подготовка и освоение производства – серийное производство»;

2) Такой путь проходит лишь один поставщик, который был зафиксирован в конструкторской документации на этапе ОКР;

3) Кроме того, все производство должно быть не только одобрено, но и подтверждено квалификационными испытаниями, которые закрепляют одного поставщика в программе.

В результате, на закупочную процедуру по приобретению серийных конечных изделий (КИ) выходит всего один поставщик.

Как можно выбрать несколько победителей?

Кажется, просто: при закупках на этапе серийного производства применять конкурсную процедуру с выбором нескольких победителей. Тогда показатель в 90% закупок у одного поставщика постепенно начнет уменьшаться.

Хотя федеральное законодательство и разрешает проводить подобные процедуры, на практике они никогда не применяются из-за отсутствия механизмов определения нескольких победителей, которые могут применяться для ГОЗ.

Как можно попытаться решить эту проблему?

Разработка данных механизмов и их согласование с регулирующими органами позволит не только усилить конкуренцию, но и поставить объемы закупок в зависимость от соотношения «цена-качество».

На данный момент основным критерием отбора поставщика является цена. Конечно, существуют и другие критерии, но их весовые коэффициенты не позволяют существенно влиять на выбор победителя. Таким образом, нет четкого понимания, как выбирать несколько победителей с разными условиями поставки.

Так почему бы не использовать совокупную стоимость владения вместо цены на изделие?

Совокупная стоимость рассчитывается по формуле: цена КИ + % брака*затраты + % срыва сроков поставок*затраты + затраты на гарантию. В результате, мы получим инструмент определения победителя не только в зависимости от цены изделия, но и с учетом уровня качества поставок. Так же можно поступать и с другими условиями, которые отличны от тех, что указаны в контракте, и могут влиять на затраты Заказчика.

Таким образом, для возможности определения нескольких победителей необходимо:

1) Разработать методику с детальным описанием механизма определения нескольких победителей, основываясь на совокупной стоимости владения;

2) Согласовать применение этой методики с регулирующими органами на предмет отсутствия ограничения конкуренции и дискриминационных признаков.

Что получим?

Механизм определения нескольких победителей, основывающийся на прежних принципах, но учитывающий различный уровень качества поставок каждого поставщика.

Какая проблема возникает теперь?

На данный момент имеются поставщики, которые могут конкурировать на этапе серийного производства, но по факту конкурируют только на этапе ОКР. И уже на этапе серийных поставок они являются единственными поставщиками.

Решать эту проблему можно через освоение серийного выпуска аналогичных комплектующих изделий из других программ с последующим гарантированным объемом поставок. Это возможно, если будет использоваться стратегия распределения объемов при закупках на серийном этапе. Но на сегодняшний день существует ограничение по получению доступа к конструкторской документации. Механизмы передачи документации хоть и имеются, но они либо работают неэффективно, либо не работают вовсе.

Что необходимо сделать:

1) Разработать и утвердить критерии определения принадлежности интеллектуальной собственности Государственному заказчику;

2) Создать инструмент быстрого реагирования и решения проблем по реализации существующих механизмов передачи конструкторской документации.

Если все описанные шаги будут выполнены, результатом станут, во-первых, работающий механизм по передаче конструкторской документации, во-вторых, реальная картина с принадлежностью интеллектуальной собственности.

Следующей проблемой является отсутствие закупочных процедур для привлечения альтернативных поставщиков для подготовки и освоения изделий за счет поставщика. Ее причины:

1) В качестве альтернативных поставщиков рассматриваются только те, кто уже работает на других программах;

2) Считается, что других заинтересованных поставщиков в освоении продукции нет, поэтому даже не проводится анализ рынка и поиск альтернативных вариантов;

3) Есть убеждение, что объемы закупок по ГОЗ настолько малы, что этот рынок абсолютно не привлекателен для поставщиков со стороны.

Здесь решением может послужить создание дублирующих производств за счет поставщика.

Что для этого необходимо сделать:

1) Сменить парадигму;

2) Применить стратегии выбора нескольких победителей;

3) Использовать инструмент по передаче конструкторской документации.

В результате будет создан механизм привлечения альтернативных поставщиков.

А что для новых программ?

Несмотря на вполне выполнимые условия решения описанных выше проблем, возникает еще одна. В силу того, что новые программы реализуются в соответствии с ГОСТ СРПП ВТ по схеме: «ОКР - подготовка и освоение производства - серийное производство», на этапе серии снова появляется единственный поставщик-монополист, участвовавший в программе с самого начала.

С другой стороны, и решение у этой проблемы не столь сложное. Необходимо привлекать дублирующих поставщиков уже на этапе реализации программы. Чтобы реализовать данное решение, необходимо следующее:

1) Для всех новых программ в договорах на разработку оговаривать принадлежность прав интеллектуальной собственности;

2) Запускать закупочную процедуру для создания дублирующего производства сразу после окончания ОКР.

Результатом станут низкий процент монопольных поставщиков в новых программах и постепенное снижение общего показателя закупок у единственного поставщика при увеличении количества новых программ.

Резюмируя, для развития конкуренции среди поставщиков комплектующих изделий для ГОЗ необходимо:

В текущих программах:

  • Разработать методику с детальным описанием механизма определения нескольких победителей исходя из совокупной стоимости владения;
  • Согласовать ее применение с регулирующими органами и государственными заказчиками;
  • Разработать и утвердить критерии определения принадлежности интеллектуальной собственности Государственному заказчику;
  • Ввести контроль за реализацией механизма передачи конструкторской документации.

В новых программах:

  • В договорах на опытно-конструкторские работы оговаривать принадлежность прав интеллектуальной собственности;
  • Запускать закупочную процедуру для создания дублирующего производства сразу после окончания ОКР.

Постепенно приводя в действие все эти пункты, станет возможным повысить конкуренцию среди поставщиков комплектующих изделий и существенно снизить закупки у ЕД.

Автор - Александр Калафат, руководитель проектов направления развития перспективных технологий АО «РТ-Техприемка» 

АО «РТ-Техприемка»