14 апреля 2020 года в Минске Президент России Владимир Путин во время рабочей встречи членов Высшего Евразийского экономического совета, которая состоялась в режиме видеоконференции, заявил, что борьба с пандемией COVID-19 не должна приводить к разрыву наработанных десятилетиями кооперационных связей.
Речь шла о межгосударственном взаимодействии, но эта проблема в полной мере касается и кооперации предприятий, реализующих государственный оборонный заказ. Вместе с тем, риск разрыва таких связей существует, если режим самоизоляции и связанная с ним приостановка деятельности ряда организаций повлияют на экономическую устойчивость предприятий.
Особенно это касается изготовителей комплектующих изделий с малым денежным оборотом, нижнего уровня кооперации. В этих условиях необходимо будет решать задачи по поиску новых надежных поставщиков составных частей и комплектующих, и при этом не попасть на контрафакт. Задача на самом деле непростая, требующая времени даже при условии наличия информационных ресурсов (справочников, каталогов, личных связей и др.), а ведь обязательства по гособоронзаказу никто не отменял. В этих условиях значительную помощь мог бы оказать Каталог предметов снабжения Минобороны России, содержащий сведения более чем о 390 000 предметов снабжения и их разработчиках, изготовителях и поставщиках.
Возможность работы с Каталогом удаленно, не выходя из офиса, делает его незаменимым в современных условиях инструментом.
Для этого по заказу Минобороны России разработан программно-технический комплекс автоматизации системы каталогизации предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации (ПТКА СКПС, изделие 13НЛ46), предназначенный для автоматизированного формирования и ведения каталога предметов снабжения ВС РФ всеми участниками системы каталогизации в едином информационном контуре, в том числе по открытым каналам связи с использованием интернета, с применением средств криптографической защиты, сертифицированных ФСБ России (VipNet). Подключиться к нему может организация промышленности, участвующая в реализации заданий гособоронзаказа на любом уровне кооперации.
В современных условиях политической и экономической нестабильности в мире необходимое условие безопасности Российской Федерации – готовность ее вооруженных сил к быстрому и эффективному реагированию на новые вызовы. В этих целях планируются и реализуются мероприятия, цель которых состоит в поддержании боевой готовности и боеспособности войск по наличию готовых к боевому применению образцов вооружения и военной техники (ВВТ).
Ключевой документ программно-целевого планирования развития системы вооружения Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) – государственная программа вооружения (ГПВ), которая представляет собой долгосрочный плановый документ, содержащий согласованный по целям, ресурсам и срокам осуществления комплекс работ по созданию, производству и поддержанию в боеготовом состоянии ВВТ, обеспечивающих решение задач ВС РФ. К мероприятиям ГПВ относятся: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), производство и поставка образцов ВВТ, работы по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации ВВТ, осуществляемые предприятиями промышленности.
Мероприятия ГПВ на сегодняшний день осуществляются в соответствии с методологией программно-целевого планирования, таким образом, чтобы в результате их реализации обеспечивалось достижение требуемых значений показателей, характеризующих состояние системы вооружения, в условиях финансовых ограничений. Такой подход позволяет упорядочить процесс развития ВВТ, обеспечить рациональное расходование выделяемых на национальную оборону ресурсов, а также соответствие системы вооружения задачам и структуре ВС РФ, формам и способам боевого применения [1].
Реализация утвержденной ГПВ осуществляется посредством исполнения заданий ежегодно формируемого государственного оборонного заказа (ГОЗ), обеспечивающего согласование долгосрочных параметров развития ВВТ, заложенных в ГПВ, с текущими условиями и приоритетами их реализации. Оценка реализации ГПВ осуществляется путем сравнения плановых (заложенных в ГПВ) и фактических (полученных в ходе реализации ГОЗ) показателей, характеризующих состояние системы вооружения. В случае их расхождения осуществляется управление путем корректировки ГПВ через формирование оптимального плана ежегодного ГОЗ.
Для обеспечения сбалансированности целей, задач и приоритетов военно-технической политики и координации деятельности по ее реализации одновременно с ГПВ в установленном порядке разрабатывается (уточняется) и утверждается президентом Российской Федерации государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса (ГП ОПК).
При этом мероприятия ГПВ и ГП ОПК должны быть строго скоординированы по срокам их выполнения, а также по количественным показателям. Так, например, если образец ВВСТ должен быть разработан к 2030 году (с началом серийных поставок с 2032 года), то, учитывая глубину кооперации, составные части для него должны быть разработаны заблаговременно, а комплектующие, электронная компонентная база (ЭКБ), материалы (вещества), входящие в эти составные части, – еще раньше (рис. 1). При этом объем выпускаемых составных частей, комплектующих, ЭКБ и материалов должен соответствовать количественным параметрам мероприятий ГПВ по производству и поставкам серийных финальных образцов ВВТ.
Уже в 2020 году начинается очередной цикл формирования новой государственной программы вооружения на 2024–2033 годы. В целях обеспечения ее качественного планирования и исключения ошибок прошлых лет необходимо проанализировать опыт планирования и реализации действующей ГПВ на 2018–2027 годы. Проведенный анализ первых двух лет реализации показал, что в целом она выполняется успешно. Вместе с тем, отмечается ряд проблем, обусловленных недостаточной информированностью организаций оборонно-промышленного комплекса о существующих образцах вооружения и военной техники, их составных частях и комплектующих, электро-радио изделий (ЭРИ), ЭКБ и материалов, в том числе, отечественного производства.
Информационный вакуум создает трудности для организаций промышленности в поиске надежных поставщиков составных частей и комплектующих при проведении мероприятий по производству, ремонту и сервисному обслуживанию образцов вооружения и военной техники [2].
Еще одну проблему представляет неготовность организаций ОПК к своевременному выпуску достаточного количества составных частей, комплектующих, ЭКБ и материалов, используемых при производстве образцов ВВТ в рамках ГОЗ. Эта проблема обусловлена в большей степени недостаточной согласованностью параметров ГПВ и ГП ОПК. Причинами этого стали непростые военно-политические и макроэкономические условия, при которых формировалась Государственная программа вооружения на 2018–2027 годы.
Во-первых, это перенос сроков начала ГПВ с 2016 на 2018 год, обусловленный невозможностью обеспечить требуемую глубину горизонта прогноза финансирования развития системы вооружения в складывающихся условиях мировой экономики. Это потребовало оперативного уточнения разработанных ранее документов в интересах проекта ГПВ.
Во-вторых, несвоевременность доведения до Минобороны России окончательных лимитов бюджетных ассигнований на развитие ВВСТ на 2018–2027 годы по годам программного периода привела к сжатию сроков и «скомканности» проведения заключительных мероприятий формирования проекта ГПВ-2027. А ведь важнейшее событие – это оценка Минпромторгом России (а также ГК «Роскосмос», ГК «Росатом») возможности реализации мероприятий, запланированных в ГПВ, организациями ОПК. Именно на этом этапе осуществляется, с одной стороны, корректировка параметров ГПВ, а с другой – согласование параметров ГПВ и ГП ОПК. И на эту процедуру было отведено менее месяца [3].
Эти обстоятельства обусловливают необходимость совершенствования инструментов согласованного планирования мероприятий ГПВ и ГП ОПК уже сейчас.
Качество управленческих решений в значительной мере определяется возможностями информационно-аналитической базы, используемой при их формировании, которая включает научно-методический аппарат программно-целевого планирования, информационные ресурсы и технологии, используемые органами государственного и военного управления для реализации цикла управления развитием ВВСТ.
В настоящее время процесс формирования ГП ОПК носит больше экспертный характер, при котором параметры мероприятий ГП ОПК формируются с учетом мероприятий ГПВ, однако без использования точной информационной базы о составе финальных образцов ВВСТ, так сказать, «на глаз». Такой подход несет в себе риски ошибок, связанных с человеческим фактором. Решение этой проблемы возможно за счет создания единой информационной базы, содержащей данные об образцах ВВСТ, их составных частях и далее – вплоть до ЭКБ, комплектующих, материалов и веществ, входящих в их состав, описанных по единым правилам. Такая информационная база позволила бы без труда осуществлять расчеты временных и количественных параметров мероприятий ГП ОПК и прочих целевых программ исходя из параметров ГПВ.
На сегодняшний день единственным информационным источником такого рода служит федеральный каталог продукции (далее – ФКП).
К сожалению, постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. №145 отменено действие двух постановлений Правительства РФ (от 11.01.2000 г. №26 и от 02.06.2001 г. №436), составлявших правовую основу создания и функционирования федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд (ФСКП), и на сегодняшний день работы по ведению ФКП приостановлены.
Вместе с тем, в Минобороны России работа по ведению каталога предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации, составляющего весомую часть ФКП, не прекращалась. Система каталогизации предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации изначально (начиная с 1994 года) создавалась как самостоятельная система, организационно относящаяся к Министерству обороны Российской Федерации.
В настоящий момент правовую основу ее функционирования составляют:
– введенный Минобороны России с 1 октября 2017 года «Порядок организации работ по каталогизации предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации»;
– совместный приказ Минпромторга России и Минобороны России от 29.06.2017 г., регламентирующий порядок взаимодействия министерств при разработке, производстве и применении ЭКБ для РЭА ВВТ, в том числе в части каталогизации;
– действующие нормативно-технические документы системы каталогизации предметов снабжения ВС РФ: 17 военных стандартов ГОСТ РВ 0044-001 – 0044-019, 10 рекомендаций по каталогизации Р 50.5.001, Р 50.5.003 – Р 50.5.009, Р 5.1.039-2002;
– классификационная основа каталога – Единый кодификатор предметов снабжения ЕКПС ЕК 001-2014 [4].
На сегодняшний день каталог предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации – это единственный наиболее полный и нормативно закрепленный источник информации об образцах ВВСТ, их составных частях, являющихся предметами снабжения (самостоятельной поставки), а также сведений об их характеристиках, описанных по единым правилам.
В настоящее время каталог содержит сведения более чем о 390 000 предметах снабжения ВС РФ. Средняя скорость пополнения каталога на сегодня составляет порядка 8–9 тыс. позиций в год. Для сравнения, аналогичный каталог стран блока НАТО содержит более 8 млн предметов снабжения, и обязательность включения в него сведений закреплена законодательно.
Низкие темпы каталогизации образцов ВВСТ в Российской Федерации обусловлены отсутствием нормативно закрепленных требований на федеральном уровне по обязательной каталогизации разрабатываемой, закупаемой, ремонтируемой и утилизируемой оборонной продукции в рамках ГОЗ [5]. Вместе с тем, необходимость создания федеральной системы каталогизации оборонной продукции очевидна. Использование единого идентификатора (федерального номенклатурного номера) оборонной продукции и сведений о составных частях финальных изделий значительно облегчит процессы согласованного планирования ГПВ, ГОЗ, ГП ОПК и других целевых программ (например, развития отраслей промышленности), а также облегчит контроль их реализации. Кроме того, такой информационный ресурс станет своеобразным фильтром при планировании разработок новой продукции, чтобы не допускать заказов дублирующихся и морально устаревших изделий. Также описание предметов снабжения по единым правилам позволит выявить однотипные схожие изделия, с одинаковыми характеристиками, которые в силу разных причин по-разному идентифицируются (имеют различные обозначения и наименования) [6].
Помимо того, следует отметить, что в соответствии с требованиями приказа Минобороны России от 7.09.2017 г. №533/дсп и ГОСТ РВ 0044-001 – 0044-019, объектом каталогизации является исключительно предмет снабжения ВС РФ – образец ВВСТ, его составная часть, комплектующее изделие, военно-техническое или иное имущество, представляющее собой объект самостоятельной поставки Минобороны России. То есть, это только то, что разрабатывается, закупается (ремонтируется) в рамках ГПВ и ГОЗ. Каталогизация материалов, веществ, ЭКБ, комплектующих изделия и составных частей, не являющихся ПС, не относится к компетенции Минобороны России.
Таким образом, применение каталога предметов снабжения ВС РФ на сегодняшний день ограничивается задачами планирования мероприятий ГПВ и ГОЗ (рис. 2).
В целях использования каталога предметов снабжения ВС РФ для планирования мероприятий ГП ОПК, согласованных с мероприятиями ГПВ, целесообразно наполнить его сведениями обо всех составных частях и комплектующих изделиях (КИ) образцов ВВТ, вплоть до материалов и ЭКБ, что, по сути, и будет представлять собой Единый федеральный каталог оборонной продукции.
В соответствии с ЕКПС (ЕК 001-2014) и совместным приказом Минпромторга России и министра обороны РФ от 29.06.2017 г. №2086/414дсп, за Минпромторгом России и подведомственным ему Росстандартом уже закреплены функции по ведению ряда разделов федерального каталога (ЭКБ, материалы, судовое оборудование, крепежные изделия и т.д.). Кроме того, в соответствии с пп. 5.4.10 и 5.4.17.9 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии к функциям Росстандарта относятся ведение федерального каталога продукции для государственных нужд и научно-методическое обеспечение этого процесса. Также в соответствии с указами Президента РФ от 19.01.2015 г. №18 и от 20.07.2016 г. №347 генеральные конструкторы по созданию ВВСТ и руководители приоритетных технологических направлений формируют и реализуют единую научно-техническую и инновационную политику по созданию образцов ВВСТ на уровне мировых стандартов. Специалисты ведущих организаций оборонно-промышленного комплекса обладают всей технической информацией по образцам ВВСТ, а также используемых в их составе составных частей, КИ, ЭКБ и материалов.
Таким образом, учитывая главенствующую роль Минпромторга России по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), а также генеральных конструкторов по созданию ВВСТ и руководителей приоритетных технологических направлений, государственных корпораций, организаций ОПК по вопросам формирования и реализации единой научно-технической и инновационной политики по созданию образцов ВВСТ на уровне мировых стандартов, а также ведущиеся работы по развитию единого информационного пространства ОПК, именно Минпромторг России определяет основные направления развития и обеспечения функционирования создаваемой федеральной системы каталогизации оборонной продукции (включая финальные образцы ВВСТ, их составные части, комплектующие изделия, а также сырье и материалы, используемые при их производстве).
В рамках создаваемой системы каталогизации представляется целесообразным закрепить за Минобороны России ответственность за каталогизацию предметов снабжения ВС РФ в части финальных образцов (систем, комплексов) ВВСТ и их основных составных частей, необходимых для формирования типажей образцов ВВСТ, составляющих основу для разработки программ и планов развития системы вооружения, а также их основных составных частей.
За Минпромторгом России – закрепить головную роль по формированию и ведению разделов каталога в отношении составных частей и комплектующих изделий образцов ВВСТ из этого перечня, а также ЭКБ, сырья и материалов, используемых при их производстве. В этих целях необходимо законодательно закрепить перечень групп однородной продукции (в части незакрепленных классов ЕКПС) и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку и ведение разделов каталога оборонной продукции (рис. 3). Концептуальная схема организационной структуры представлена на рис. 4.
Для обеспечения наполнения каталога оборонной продукции сведениями о финальных образцах ВВСТ и их составных частях предлагается организовать их в следующем порядке (рис. 5).
Минобороны России в соответствии с приказом Минобороны России от 7.09.2017 г. №533дсп и ГОСТ РВ 0044-001 – 0044-019 включает требования по каталогизации предметов снабжения во все технические задания на опытно-конструкторские работы, контракты на серийные поставки, сервисное обслуживание и ремонт ВВСТ по ГОЗ и контролирует их выполнение (включение сведений о предметах снабжения в каталог ПС ВС РФ с присвоением им федеральных номенклатурных номеров – ФНН).
В последующем Минобороны России передает в Минпромторг России сведения о завершении работ (на своем уровне – до основных составных частей) по каталогизации конкретных образцов ВВСТ.
Минпромторг России в соответствии с полученными данными заключает договор с головными отраслевыми организациями промышленности по каталогизации (требуется их создание и наделение соответствующими полномочиями, они функционировали в 2000-х годах) по дальнейшей каталогизации указанных образцов ВВСТ до комплектующих, ЭКБ и материалов.
При этом необходимые условия работоспособности предложенного алгоритма предполагают:
– создание Минпромторгом России в части незакрепленных классов ЕКПС своих центров каталогизации (ЦК) продукции (в качестве ЦК могут быть рассмотрены головные отраслевые организации промышленности по каталогизации, учитывая их большой опыт проведения работ по каталогизации и знание номенклатуры и характеристик продукции в отрасли), которые будут отвечать за формирование и ведение закрепленных разделов каталога, проводить экспертизу поступающих каталожных данных, присваивать продукции федеральные номенклатурные номера, разрабатывать стандартные форматы описания и т.д.;
– проведение указанных работ по каталогизации в единой информационной среде. До создания средств автоматизации каталогизации на федеральном уровне в качестве прототипа может быть использован программно-технический комплекс автоматизации системы каталогизации предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации (ПТКА СКПС, изделие 13НЛ46), разработанный по заказу Минобороны России. ПТКА СКПС предназначен для автоматизированного формирования и ведения каталога предметов снабжения ВС РФ всеми участниками системы каталогизации в едином информационном контуре, в том числе по открытым каналам связи с использованием информационно-телекоммуникационной сети интернет, с применением средств криптографической защиты, сертифицированных ФСБ России (VipNet).
Для согласованного планирования мероприятий ГПВ и ГП ОПК, помимо непосредственного наполнения каталога оборонной продукции актуальными сведениями по финальным образцам ВВСТ и их составным частям, немаловажной задачей становится разработка соответствующего научно-методического аппарата программно-целевого планирования развития отраслей промышленности, продукция которых используется при разработке, модернизации, производстве и ремонте ВВСТ, в целях обеспечения реализации мероприятий ГПВ.
Такой методический аппарат будет включать:
– методики обоснования опорных вариантов развития целевых программ разработки и производства изделий отраслей промышленности, используемых при разработке, модернизации, производстве и ремонте ВВСТ, в целях обеспечения реализации мероприятий ГПВ;
– методики многокритериального выбора оптимального изделия по заданным критериям в целях его применения для производства перспективных образцов ВВСТ;
– методики оценки объемов производства изделий, используемых при разработке, модернизации, производстве и ремонте ВВСТ, в целях обеспечения реализации мероприятий ГПВ с учетом возможностей предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Такой методический аппарат, с одной стороны, должен отвечать современным условиям формирования ГПВ и ГП ОПК и опираться на имеющиеся исходные данные, с другой стороны, должен быть реализуем в программно-технических средствах.
В целом реализация изложенного подхода по формированию и использованию Единого федерального каталога оборонной продукции в качестве инструмента согласованного планирования государственных программ вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации позволит дополнительно обеспечить:
– контроль реализуемости программ и планов развития системы вооружения (государственная программа вооружения, государственный оборонный заказ, государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса, планы импортозамещения и др.);
– повышение эффективности разработки, производства, закупок, эксплуатации, ремонта, сервисного обслуживания и утилизации ВВТ за счет централизованного управления номенклатурой и качеством предметов снабжения (объектов каталогизации);
– решение аналитических задач, связанных со статистикой применения материалов, РЭА и ЭКБ отечественного и иностранного производства в финальных образцах ВВСТ;
– повышение достоверности и полноты исходных данных, используемых для построения военно-технических и военно-экономических прогнозов, лежащих в основе программных и плановых документов развития системы вооружения;
– информированность организаций оборонно-промышленного комплекса о существующих предметах снабжения ВС РФ, их составных частях и комплектующих, РЭА и ЭКБ (в том числе и отечественного производства);
– поиск ближайших проверенных поставщиков запасных частей и комплектующих (что позволило бы исключить контрафактную продукцию) для головных исполнителей ГОЗ, а также поиск новых рынков сбыта для производителей составных частей, комплектующих и материалов, РЭА и ЭКБ.
В заключение необходимо отметить следующее. Несмотря на то, что различные ведомства, органы государственной власти, военного управления, госкорпорации, интегрированные структуры решают свои частные задачи с использованием собственных частных информационных ресурсов, конечная цель их общей работы – обеспечение обороноспособности страны. И этой цели возможно достичь только при совместном создании и эффективном использовании информационных ресурсов, к которым можно отнести Единый федеральный каталог оборонной продукции.
Авторы:
И.П. Андрейков, начальник отдела, ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России
А.А. Пьянков, к.т.н., доцент, заместитель начальника отдела, ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 3 (62), 2020 г., Санкт-Петербург
Использованные источники
- Методы военно-научных исследований систем вооружения. Военно-теоретический труд / Коллектив авторов. Под ред. В.М. Буренка. – М.: Издательство «Граница», 2017. – 512 с.: ил.
- Буравлев А.И., Пьянков А.А. Управление техническим обеспечением жизненного цикла вооружения и военной техники – М.: Издательство «Граница», 2015. – 304 с.
- Боков С.И., Желтухин П.С., Пьянков А.А. Основные подходы к созданию единого информационного пространства военно-технической политики Российской Федерации // Военно-теоретический журнал «Военная мысль». – 2018. № 4.
- Основы каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации. Учебное пособие / Коллектив авторов. Под ред. А.П. Ситнова. – М.: ГП ЦНИИ «Комплекс», 1998. – 104 с.
- Моисеев В.В. Каталогизация продукции, научно-исследовательских (опытно-конструкторских) работ и результатов интеллектуальной деятельности. Теоретические и технологические основы – М.: Центркаталог, 2017. – 568 с.
- Андрейков И.П., Пьянков А.А. Каталог предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации как объект межведомственного информационного взаимодействия // Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии». – 2019. №4 (57).