Каталог оборонной продукции как инструмент планирования ГОЗ и развития ОПК

14 апреля 2020 года в Минске Президент России Владимир Путин во время рабочей встречи членов Высшего Евразийского экономического совета, которая состоялась в режиме видеоконференции, заявил, что борьба с пандемией COVID-19 не должна приводить к разрыву наработанных десятилетиями кооперационных связей.

 

Речь шла о межгосударственном взаимодействии, но эта проблема в полной мере касается и кооперации предприятий, реализующих государственный оборонный заказ. Вместе с тем, риск разрыва таких связей существует, если режим самоизоляции и связанная с ним приостановка деятельности ряда организаций повлияют на экономическую устойчивость предприятий.

Особенно это касается изготовителей комплектующих изделий с малым денежным оборотом, нижнего уровня кооперации. В этих условиях необходимо будет решать задачи по поиску новых надежных поставщиков составных частей и комплектующих, и при этом не попасть на контрафакт. Задача на самом деле непростая, требующая времени даже при условии наличия информационных ресурсов (справочников, каталогов, личных связей и др.), а ведь обязательства по гособоронзаказу никто не отменял. В этих условиях значительную помощь мог бы оказать Каталог предметов снабжения Минобороны России, содержащий сведения более чем о 390 000 предметов снабжения и их разработчиках, изготовителях и поставщиках.

Возможность работы с Каталогом удаленно, не выходя из офиса, делает его незаменимым в современных условиях инструментом.

Для этого по заказу Минобороны России разработан программно-технический комплекс автоматизации системы каталогизации предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации (ПТКА СКПС, изделие 13НЛ46), предназначенный для автоматизированного формирования и ведения каталога предметов снабжения ВС РФ всеми участниками системы каталогизации в едином информационном контуре, в том числе по открытым каналам связи с использованием интернета, с применением средств криптографической защиты, сертифицированных ФСБ России (VipNet). Подключиться к нему может организация промышленности, участвующая в реализации заданий гособоронзаказа на любом уровне кооперации.

В современных условиях политической и экономической нестабильности в мире необходимое условие безопасности Российской Федерации – готовность ее вооруженных сил к быстрому и эффективному реагированию на новые вызовы. В этих целях планируются и реализуются мероприятия, цель которых состоит в поддержании боевой готовности и боеспособности войск по наличию готовых к боевому применению образцов вооружения и военной техники (ВВТ).

Ключевой документ программно-целевого планирования развития системы вооружения Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) – государственная программа вооружения (ГПВ), которая представляет собой долгосрочный плановый документ, содержащий согласованный по целям, ресурсам и срокам осуществления комплекс работ по созданию, производству и поддержанию в боеготовом состоянии ВВТ, обеспечивающих решение задач ВС РФ. К мероприятиям ГПВ относятся: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), производство и поставка образцов ВВТ, работы по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации ВВТ, осуществляемые предприятиями промышленности.

Мероприятия ГПВ на сегодняшний день осуществляются в соответствии с методологией программно-целевого планирования, таким образом, чтобы в результате их реализации обеспечивалось достижение требуемых значений показателей, характеризующих состояние системы вооружения, в условиях финансовых ограничений. Такой подход позволяет упорядочить процесс развития ВВТ, обеспечить рациональное расходование выделяемых на национальную оборону ресурсов, а также соответствие системы вооружения задачам и структуре ВС РФ, формам и способам боевого применения [1].

Реализация утвержденной ГПВ осуществляется посредством исполнения заданий ежегодно формируемого государственного оборонного заказа (ГОЗ), обеспечивающего согласование долгосрочных параметров развития ВВТ, заложенных в ГПВ, с текущими условиями и приоритетами их реализации. Оценка реализации ГПВ осуществляется путем сравнения плановых (заложенных в ГПВ) и фактических (полученных в ходе реализации ГОЗ) показателей, характеризующих состояние системы вооружения. В случае их расхождения осуществляется управление путем корректировки ГПВ через формирование оптимального плана ежегодного ГОЗ.

Для обеспечения сбалансированности целей, задач и приоритетов военно-технической политики и координации деятельности по ее реализации одновременно с ГПВ в установленном порядке разрабатывается (уточняется) и утверждается президентом Российской Федерации государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса (ГП ОПК).

При этом мероприятия ГПВ и ГП ОПК должны быть строго скоординированы по срокам их выполнения, а также по количественным показателям. Так, например, если образец ВВСТ должен быть разработан к 2030 году (с началом серийных поставок с 2032 года), то, учитывая глубину кооперации, составные части для него должны быть разработаны заблаговременно, а комплектующие, электронная компонентная база (ЭКБ), материалы (вещества), входящие в эти составные части, – еще раньше (рис. 1). При этом объем выпускаемых составных частей, комплектующих, ЭКБ и материалов должен соответствовать количественным параметрам мероприятий ГПВ по производству и поставкам серийных финальных образцов ВВТ.

 

каталог

Рис. 1. Согласованное планирование мероприятий ГПВ и ГП ОПК

 

Уже в 2020 году начинается очередной цикл формирования новой государственной программы вооружения на 2024–2033 годы. В целях обеспечения ее качественного планирования и исключения ошибок прошлых лет необходимо проанализировать опыт планирования и реализации действующей ГПВ на 2018–2027 годы. Проведенный анализ первых двух лет реализации показал, что в целом она выполняется успешно. Вместе с тем, отмечается ряд проблем, обусловленных недостаточной информированностью организаций оборонно-промышленного комплекса о существующих образцах вооружения и военной техники, их составных частях и комплектующих, электро-радио изделий (ЭРИ), ЭКБ и материалов, в том числе, отечественного производства.

Информационный вакуум создает трудности для организаций промышленности в поиске надежных поставщиков составных частей и комплектующих при проведении мероприятий по производству, ремонту и сервисному обслуживанию образцов вооружения и военной техники [2].

Еще одну проблему представляет неготовность организаций ОПК к своевременному выпуску достаточного количества составных частей, комплектующих, ЭКБ и материалов, используемых при производстве образцов ВВТ в рамках ГОЗ. Эта проблема обусловлена в большей степени недостаточной согласованностью параметров ГПВ и ГП ОПК. Причинами этого стали непростые военно-политические и макроэкономические условия, при которых формировалась Государственная программа вооружения на 2018–2027 годы.

Во-первых, это перенос сроков начала ГПВ с 2016 на 2018 год, обусловленный невозможностью обеспечить требуемую глубину горизонта прогноза финансирования развития системы вооружения в складывающихся условиях мировой экономики. Это потребовало оперативного уточнения разработанных ранее документов в интересах проекта ГПВ.

Во-вторых, несвоевременность доведения до Минобороны России окончательных лимитов бюджетных ассигнований на развитие ВВСТ на 2018–2027 годы по годам программного периода привела к сжатию сроков и «скомканности» проведения заключительных мероприятий формирования проекта ГПВ-2027. А ведь важнейшее событие – это оценка Минпромторгом России (а также ГК «Роскосмос», ГК «Росатом») возможности реализации мероприятий, запланированных в ГПВ, организациями ОПК. Именно на этом этапе осуществляется, с одной стороны, корректировка параметров ГПВ, а с другой – согласование параметров ГПВ и ГП ОПК. И на эту процедуру было отведено менее месяца [3].

Эти обстоятельства обусловливают необходимость совершенствования инструментов согласованного планирования мероприятий ГПВ и ГП ОПК уже сейчас.

Качество управленческих решений в значительной мере определяется возможностями информационно-аналитической базы, используемой при их формировании, которая включает научно-методический аппарат программно-целевого планирования, информационные ресурсы и технологии, используемые органами государственного и военного управления для реализации цикла управления развитием ВВСТ.

В настоящее время процесс формирования ГП ОПК носит больше экспертный характер, при котором параметры мероприятий ГП ОПК формируются с учетом мероприятий ГПВ, однако без использования точной информационной базы о составе финальных образцов ВВСТ, так сказать, «на глаз». Такой подход несет в себе риски ошибок, связанных с человеческим фактором. Решение этой проблемы возможно за счет создания единой информационной базы, содержащей данные об образцах ВВСТ, их составных частях и далее – вплоть до ЭКБ, комплектующих, материалов и веществ, входящих в их состав, описанных по единым правилам. Такая информационная база позволила бы без труда осуществлять расчеты временных и количественных параметров мероприятий ГП ОПК и прочих целевых программ исходя из параметров ГПВ.

На сегодняшний день единственным информационным источником такого рода служит федеральный каталог продукции (далее – ФКП).

К сожалению, постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. №145 отменено действие двух постановлений Правительства РФ (от 11.01.2000 г. №26 и от 02.06.2001 г. №436), составлявших правовую основу создания и функционирования федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд (ФСКП), и на сегодняшний день работы по ведению ФКП приостановлены.

Вместе с тем, в Минобороны России работа по ведению каталога предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации, составляющего весомую часть ФКП, не прекращалась. Система каталогизации предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации изначально (начиная с 1994 года) создавалась как самостоятельная система, организационно относящаяся к Министерству обороны Российской Федерации.

В настоящий момент правовую основу ее функционирования составляют:

– введенный Минобороны России с 1 октября 2017 года «Порядок организации работ по каталогизации предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации»;

– совместный приказ Минпромторга России и Минобороны России от 29.06.2017 г., регламентирующий порядок взаимодействия министерств при разработке, производстве и применении ЭКБ для РЭА ВВТ, в том числе в части каталогизации;

– действующие нормативно-технические документы системы каталогизации предметов снабжения ВС РФ: 17 военных стандартов ГОСТ РВ 0044-001 – 0044-019, 10 рекомендаций по каталогизации Р 50.5.001, Р 50.5.003 – Р 50.5.009, Р 5.1.039-2002;

– классификационная основа каталога – Единый кодификатор предметов снабжения ЕКПС ЕК 001-2014 [4].

На сегодняшний день каталог предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации – это единственный наиболее полный и нормативно закрепленный источник информации об образцах ВВСТ, их составных частях, являющихся предметами снабжения (самостоятельной поставки), а также сведений об их характеристиках, описанных по единым правилам.

В настоящее время каталог содержит сведения более чем о 390 000 предметах снабжения ВС РФ. Средняя скорость пополнения каталога на сегодня составляет порядка 8–9 тыс. позиций в год. Для сравнения, аналогичный каталог стран блока НАТО содержит более 8 млн предметов снабжения, и обязательность включения в него сведений закреплена законодательно.

Низкие темпы каталогизации образцов ВВСТ в Российской Федерации обусловлены отсутствием нормативно закрепленных требований на федеральном уровне по обязательной каталогизации разрабатываемой, закупаемой, ремонтируемой и утилизируемой оборонной продукции в рамках ГОЗ [5]. Вместе с тем, необходимость создания федеральной системы каталогизации оборонной продукции очевидна. Использование единого идентификатора (федерального номенклатурного номера) оборонной продукции и сведений о составных частях финальных изделий значительно облегчит процессы согласованного планирования ГПВ, ГОЗ, ГП ОПК и других целевых программ (например, развития отраслей промышленности), а также облегчит контроль их реализации. Кроме того, такой информационный ресурс станет своеобразным фильтром при планировании разработок новой продукции, чтобы не допускать заказов дублирующихся и морально устаревших изделий. Также описание предметов снабжения по единым правилам позволит выявить однотипные схожие изделия, с одинаковыми характеристиками, которые в силу разных причин по-разному идентифицируются (имеют различные обозначения и наименования) [6].

Помимо того, следует отметить, что в соответствии с требованиями приказа Минобороны России от 7.09.2017 г. №533/дсп и ГОСТ РВ 0044-001 – 0044-019, объектом каталогизации является исключительно предмет снабжения ВС РФ – образец ВВСТ, его составная часть, комплектующее изделие, военно-техническое или иное имущество, представляющее собой объект самостоятельной поставки Минобороны России. То есть, это только то, что разрабатывается, закупается (ремонтируется) в рамках ГПВ и ГОЗ. Каталогизация материалов, веществ, ЭКБ, комплектующих изделия и составных частей, не являющихся ПС, не относится к компетенции Минобороны России.

Таким образом, применение каталога предметов снабжения ВС РФ на сегодняшний день ограничивается задачами планирования мероприятий ГПВ и ГОЗ (рис. 2).

В целях использования каталога предметов снабжения ВС РФ для планирования мероприятий ГП ОПК, согласованных с мероприятиями ГПВ, целесообразно наполнить его сведениями обо всех составных частях и комплектующих изделиях (КИ) образцов ВВТ, вплоть до материалов и ЭКБ, что, по сути, и будет представлять собой Единый федеральный каталог оборонной продукции.

 

каталог

Рис. 2. Предложение по распределению объектов каталогизации

 

В соответствии с ЕКПС (ЕК 001-2014) и совместным приказом Минпромторга России и министра обороны РФ от 29.06.2017 г. №2086/414дсп, за Минпромторгом России и подведомственным ему Росстандартом уже закреплены функции по ведению ряда разделов федерального каталога (ЭКБ, материалы, судовое оборудование, крепежные изделия и т.д.). Кроме того, в соответствии с пп. 5.4.10 и 5.4.17.9 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии к функциям Росстандарта относятся ведение федерального каталога продукции для государственных нужд и научно-методическое обеспечение этого процесса. Также в соответствии с указами Президента РФ от 19.01.2015 г. №18 и от 20.07.2016 г. №347 генеральные конструкторы по созданию ВВСТ и руководители приоритетных технологических направлений формируют и реализуют единую научно-техническую и инновационную политику по созданию образцов ВВСТ на уровне мировых стандартов. Специалисты ведущих организаций оборонно-промышленного комплекса обладают всей технической информацией по образцам ВВСТ, а также используемых в их составе составных частей, КИ, ЭКБ и материалов.

Таким образом, учитывая главенствующую роль Минпромторга России по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), а также генеральных конструкторов по созданию ВВСТ и руководителей приоритетных технологических направлений, государственных корпораций, организаций ОПК по вопросам формирования и реализации единой научно-технической и инновационной политики по созданию образцов ВВСТ на уровне мировых стандартов, а также ведущиеся работы по развитию единого информационного пространства ОПК, именно Минпромторг России определяет основные направления развития и обеспечения функционирования создаваемой федеральной системы каталогизации оборонной продукции (включая финальные образцы ВВСТ, их составные части, комплектующие изделия, а также сырье и материалы, используемые при их производстве).

В рамках создаваемой системы каталогизации представляется целесообразным закрепить за Минобороны России ответственность за каталогизацию предметов снабжения ВС РФ в части финальных образцов (систем, комплексов) ВВСТ и их основных составных частей, необходимых для формирования типажей образцов ВВСТ, составляющих основу для разработки программ и планов развития системы вооружения, а также их основных составных частей.

За Минпромторгом России – закрепить головную роль по формированию и ведению разделов каталога в отношении составных частей и комплектующих изделий образцов ВВСТ из этого перечня, а также ЭКБ, сырья и материалов, используемых при их производстве. В этих целях необходимо законодательно закрепить перечень групп однородной продукции (в части незакрепленных классов ЕКПС) и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку и ведение разделов каталога оборонной продукции (рис. 3). Концептуальная схема организационной структуры представлена на рис. 4.

 

каталог

Рис. 3. Закрепление классов ЕКПС за федеральными органами исполнительной власти

 

 

 

 

каталог

Рис. 4. Структурная схема Федеральной системы каталогизации продукции

Для обеспечения наполнения каталога оборонной продукции сведениями о финальных образцах ВВСТ и их составных частях предлагается организовать их в следующем порядке (рис. 5).

каталог

Рис. 5. Предлагаемая схема организации работ по каталогизации оборонной продукции

Минобороны России в соответствии с приказом Минобороны России от 7.09.2017 г. №533дсп и ГОСТ РВ 0044-001 – 0044-019 включает требования по каталогизации предметов снабжения во все технические задания на опытно-конструкторские работы, контракты на серийные поставки, сервисное обслуживание и ремонт ВВСТ по ГОЗ и контролирует их выполнение (включение сведений о предметах снабжения в каталог ПС ВС РФ с присвоением им федеральных номенклатурных номеров – ФНН).

В последующем Минобороны России передает в Минпромторг России сведения о завершении работ (на своем уровне – до основных составных частей) по каталогизации конкретных образцов ВВСТ.

Минпромторг России в соответствии с полученными данными заключает договор с головными отраслевыми организациями промышленности по каталогизации (требуется их создание и наделение соответствующими полномочиями, они функционировали в 2000-х годах) по дальнейшей каталогизации указанных образцов ВВСТ до комплектующих, ЭКБ и материалов.

При этом необходимые условия работоспособности предложенного алгоритма предполагают:

– создание Минпромторгом России в части незакрепленных классов ЕКПС своих центров каталогизации (ЦК) продукции (в качестве ЦК могут быть рассмотрены головные отраслевые организации промышленности по каталогизации, учитывая их большой опыт проведения работ по каталогизации и знание номенклатуры и характеристик продукции в отрасли), которые будут отвечать за формирование и ведение закрепленных разделов каталога, проводить экспертизу поступающих каталожных данных, присваивать продукции федеральные номенклатурные номера, разрабатывать стандартные форматы описания и т.д.;

– проведение указанных работ по каталогизации в единой информационной среде. До создания средств автоматизации каталогизации на федеральном уровне в качестве прототипа может быть использован программно-технический комплекс автоматизации системы каталогизации предметов снабжения Вооруженных сил Российской Федерации (ПТКА СКПС, изделие 13НЛ46), разработанный по заказу Минобороны России. ПТКА СКПС предназначен для автоматизированного формирования и ведения каталога предметов снабжения ВС РФ всеми участниками системы каталогизации в едином информационном контуре, в том числе по открытым каналам связи с использованием информационно-телекоммуникационной сети интернет, с применением средств криптографической защиты, сертифицированных ФСБ России (VipNet).

Для согласованного планирования мероприятий ГПВ и ГП ОПК, помимо непосредственного наполнения каталога оборонной продукции актуальными сведениями по финальным образцам ВВСТ и их составным частям, немаловажной задачей становится разработка соответствующего научно-методического аппарата программно-целевого планирования развития отраслей промышленности, продукция которых используется при разработке, модернизации, производстве и ремонте ВВСТ, в целях обеспечения реализации мероприятий ГПВ.

Такой методический аппарат будет включать:

– методики обоснования опорных вариантов развития целевых программ разработки и производства изделий отраслей промышленности, используемых при разработке, модернизации, производстве и ремонте ВВСТ, в целях обеспечения реализации мероприятий ГПВ;

– методики многокритериального выбора оптимального изделия по заданным критериям в целях его применения для производства перспективных образцов ВВСТ;

– методики оценки объемов производства изделий, используемых при разработке, модернизации, производстве и ремонте ВВСТ, в целях обеспечения реализации мероприятий ГПВ с учетом возможностей предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Такой методический аппарат, с одной стороны, должен отвечать современным условиям формирования ГПВ и ГП ОПК и опираться на имеющиеся исходные данные, с другой стороны, должен быть реализуем в программно-технических средствах.

В целом реализация изложенного подхода по формированию и использованию Единого федерального каталога оборонной продукции в качестве инструмента согласованного планирования государственных программ вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации позволит дополнительно обеспечить:

– контроль реализуемости программ и планов развития системы вооружения (государственная программа вооружения, государственный оборонный заказ, государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса, планы импортозамещения и др.);

– повышение эффективности разработки, производства, закупок, эксплуатации, ремонта, сервисного обслуживания и утилизации ВВТ за счет централизованного управления номенклатурой и качеством предметов снабжения (объектов каталогизации);

– решение аналитических задач, связанных со статистикой применения материалов, РЭА и ЭКБ отечественного и иностранного производства в финальных образцах ВВСТ;

– повышение достоверности и полноты исходных данных, используемых для построения военно-технических и военно-экономических прогнозов, лежащих в основе программных и плановых документов развития системы вооружения;

– информированность организаций оборонно-промышленного комплекса о существующих предметах снабжения ВС РФ, их составных частях и комплектующих, РЭА и ЭКБ (в том числе и отечественного производства);

– поиск ближайших проверенных поставщиков запасных частей и комплектующих (что позволило бы исключить контрафактную продукцию) для головных исполнителей ГОЗ, а также поиск новых рынков сбыта для производителей составных частей, комплектующих и материалов, РЭА и ЭКБ.

В заключение необходимо отметить следующее. Несмотря на то, что различные ведомства, органы государственной власти, военного управления, госкорпорации, интегрированные структуры решают свои частные задачи с использованием собственных частных информационных ресурсов, конечная цель их общей работы – обеспечение обороноспособности страны. И этой цели возможно достичь только при совместном создании и эффективном использовании информационных ресурсов, к которым можно отнести Единый федеральный каталог оборонной продукции.

 

Авторы:
И.П. Андрейков, начальник отдела, ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России
А.А. Пьянков, к.т.н., доцент, заместитель начальника отдела, ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 3 (62), 2020 г., Санкт-Петербург

Использованные источники

  1. Методы военно-научных исследований систем вооружения. Военно-теоретический труд / Коллектив авторов. Под ред. В.М. Буренка. – М.: Издательство «Граница», 2017. – 512 с.: ил.
  2. Буравлев А.И., Пьянков А.А. Управление техническим обеспечением жизненного цикла вооружения и военной техники – М.: Издательство «Граница», 2015. – 304 с.
  3. Боков С.И., Желтухин П.С., Пьянков А.А. Основные подходы к созданию единого информационного пространства военно-технической политики Российской Федерации // Военно-теоретический журнал «Военная мысль». – 2018. № 4.
  4. Основы каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации. Учебное пособие / Коллектив авторов. Под ред. А.П. Ситнова. – М.: ГП ЦНИИ «Комплекс», 1998. – 104 с.
  5. Моисеев В.В. Каталогизация продукции, научно-исследовательских (опытно-конструкторских) работ и результатов интеллектуальной деятельности. Теоретические и технологические основы – М.: Центркаталог, 2017. – 568 с.
  6. Андрейков И.П., Пьянков А.А. Каталог предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации как объект межведомственного информационного взаимодействия // Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии». – 2019. №4 (57).

 

Партнеры