Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Научно-промышленные кластеры двойного назначения. Новый вектор диверсификации организаций ОПК и реиндустриализации региональной экономики

Снижение объемов гособоронзаказа привело к необходимости диверсификации потенциала производственных мощностей организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в направлении выпуска качественной отечественной высокотехнологичной продукции.

 

Для эффективного выполнения этой задачи необходимо консолидировать уже имеющийся опыт промышленных предприятий с передовыми научно-техническими разработками, тем самым поддержав развитие инновационной инфраструктуры ОПК и подняв на новый уровень обороноспособность и безопасность государства. В соответствии с поручением Президента России от 5 декабря 2016 г. №Пр-2346 доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения от общего объема продукции ОПК должна быть доведена до 30% к 2025 году и до 50% к 2030 году. Сегодня эта доля составляет 24,1%.

Для разрешения фундаментальных противоречий, возникающих между плановым подходом на предприятиях ОПК и рыночной экономикой в гражданском секторе, Институтом государственно-частного планирования предложена концепция научно-промышленных кластеров двойного назначения как эффективного механизма диверсификации организаций ОПК.

В целях реализации этой концепции по поручению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации была создана Межведомственная рабочая группа по научно-промышленному кластеру двойного назначения (МРГ по кластеру двойного назначения), в которую вошли представители Минобороны России, Минпромторга России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минстроя России и Минприроды России, а также целый ряд ведущих профильных институтов развития и НИИ, таких как Внешэкономбанк России, Фонд перспективных Исследований, ФГУП ВНИИ «Центр» Минпромторга России, ФГБУ НИИ «Восход» Минкомсвязи России, представители ГК «Роскосмос», «Алмаз – Антей» и других ведущих организаций ОПК.

Под научно-промышленными кластерами двойного назначения мы понимаем специфическую форму кластерной кооперации, основанную на принципах государственно-частного партнерства, развивающую и поддерживающую научно-промышленную инфраструктуру и кадровый потенциал организаций ОПК за счет разработки и выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.

Важно то, что в случае необходимости такой тип кластерного объединения готов быстро переключаться между режимами диверсификации и мобилизации.

Стоит отметить: несмотря на отдельно взятые положительные примеры очевидно, что частные случаи не могут подменить собой отсутствие государственной программы, направленной на комплексное решение вопросов диверсификации организаций ОПК. Существующие на сегодня типы кластеров также не решают эти задачи в полной мере.

Для увеличения эффективности процесса по диверсификации ОПК и полноценной интеграции оборонных производств в региональную экономику необходимо учитывать специфику применения кластерного механизма в оборонной сфере, которая во многом связана со следующими аспектами:

  • ядро кластера часто составляют предприятия с госучастием, что ограничивает пространство рыночного маневра – организации ОПК вынуждены руководствоваться не только требованиями рынка, но и установленными задачами (задания государственного оборонного заказа, сохранение мобилизационных мощностей);
  • потребность в научно-образовательных и инжиниринговых центрах, способных осуществлять трансфер технологий в области диверсификации ОПК с соответствующими допусками к информации;
  • осуществление научно-технической экспертизы и трансфера технологий при соблюдении порядка работы с информацией ограниченного использования;
  • необходимость разработки специальных механизмов ценообразования, амортизации оборудования и др.;
  • потребность в особых компетенциях организации, являющейся координационным центром кластера в сфере ОПК, обеспеченного защищенным программно-аппаратным комплексом для устойчивой работы между закрытыми и открытыми научно-производственными сегментами кластера.

МРГ по кластеру двойного назначения были проведены совместные совещания с органами региональной исполнительной власти и организациями ОПК в следующих регионах: Санкт-Петербург, Московская область, Тверская область, Брянская область, Республика Башкортостан, Удмуртская республика, Новгородская область, город Севастополь, Новосибирская область, Алтайский край, Томская область. По результатам этих мероприятий проводится соответствующая работа по выявлению лидеров производственной кооперации и формированию пилотных научно-промышленных кластеров двойного назначения.

Формирование сети научно-промышленных кластеров двойного назначения должно решить следующие задачи:

  • поддержать технологическое лидерство за счет сохранения и развития основных компетенций, технологической базы и кадрового потенциала ОПК;
  • нивелировать сокращение объемов государственного оборонного заказа после 2020 года;
  • создать конкурентоспособную продукцию двойного и гражданского назначения, востребованную на внутреннем и внешнем рынках;
  • выполнить государственный заказ на высокотехнологичную продукцию в рамках программы импортозамещения и национальных проектов;
  • создать дополнительные рабочие места за счет мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики.

Все участники рабочей группы признают, что создание научно-промышленных кластеров двойного назначения для организаций ОПК позволит:

  • выявить и вырастить квалифицированных поставщиков в контуре двойного назначения;
  • совместить процессы диверсификации с импортозамещением и обеспечением национальных проектов;
  • обеспечить возможность трансфера технологий за счет кластерного взаимодействия организаций;
  • обеспечить развитие компетенций в сфере маркетинга и продаж, выход на глобальные рынки совместно с инновационными частными компаниями;
  • упростить разработку, производство и вывод новых продуктов как для организаций ОПК, так и для частных компаний с гарантированным соблюдением всех необходимых процедур;
  • наладить выпуск конкурентоспособной гражданской продукции для внутреннего и международного рынков сбыта;
  • решить проблему недозагруженности производств, которая может возникнуть в связи с сокращением ГОЗ;
  • упростить и ускорить работу организаций ОПК за счет фокусирования на реализации профильных производственных задач.

Научно-промышленные кластеры двойного назначения также важны и для региональной экономики – они могут позволить регионам получить в кооперации с предприятиями ОПК:

  • новые высокотехнологичные компании на базе научно-технологического задела в сфере ОПК;
  • новые промышленные инвестиционные площадки, развивающиеся на принципах государственно-частного партнерства;
  • защиту интересов региональных производителей высокотехнологичной гражданской продукции за счет включения в новые кооперационные цепочки;
  • расширение перечня передовых технологий, имеющих критическое значение для стратегических отраслей промышленности;
  • совместный выход на международные рынки сбыта;
  • новые рабочие места;
  • рост налогооблагаемой базы.

По данным Минпромторга России, только национальные проекты на весь период до 2024 года предусматривают закупку готовой продукции на сумму свыше 6,2 трлн рублей, чуть более половины из которой, около 3,4 трлн рублей, потенциально могут изготавливать и поставлять российские предприятия. Из них примерно на 1,4 трлн рублей – предприятия ОПК. Исходя из этого у регионов появляется возможность обеспечить свои внутренние потребности за счет продукции, выпускаемой собственными научно-промышленными кластерами двойного назначения. Такая связка позволит предприятиям ОПК разработать и протестировать гражданскую продукцию в кооперации с потенциальным потребителем в регионе присутствия.

Примерами таких совместных проектов, которые актуальны сейчас для каждого региона, можно назвать: выстраивание «умного» безопасного пространства (программы «Безопасный город», «Умный город», «Цифровой регион», «Цифровая экономика Российской Федерации»), потребности по ресурсо- и энергосбережению, модернизацию местных систем здравоохранения, образования, социальных, коммунальных служб и др.

Содействие развитию научно-промышленных кластеров двойного назначения создает необходимые условия для реиндустриализации региональной экономики, направленной на развитие новых высокотехнологичных производств, замещающих прежние или способствующих их переводу на новую технологическую базу (рис. 1).

Рис. 1. Формирование кластера двойного назначения

 

Ключевыми составляющими такой региональной политики должны стать:

  • наличие дорожной карты промышленного развития региона и входящих в него муниципальных образований в рамках Стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации;
  • взаимоувязка национальных проектов и программ импортозамещения с производственными возможностями организаций ОПК;
  • инфраструктурное обеспечение производственных мощностей;
  • кадровая логистика;
  • создание действенных программ для трансфера технологий;
  • инвестиционное обеспечение проектов по развитию промышленного производства;
  • настройка механизма государственно-частного партнерства и возврата инвестированных средств.

Кооперация научно-промышленных кластеров двойного назначения с формирующимся механизмом научно-образовательных центров мирового уровня (см. рис. 2) позволит обеспечить полный цикл регионального научно-технологического развития – от возникновения идеи до ее воплощения в конкурентоспособном рыночном продукте мирового уровня.

Рис. 2. Схема взаимодействия НОЦ с кластером двойного назначения (TRL – уровень готовности технологии)

 

При таком подходе научно-промышленные кластеры двойного назначения могут стать интеграционным механизмом для управления процессом реиндустриализации, настоящим драйвером развития региональной экономики.

В заключение отметим наиболее значимые преимущества кластера двойного назначения для эффективной диверсификации ОПК:

1) оптимизация ресурсного и инфраструктурного обеспечения организаций ОПК (плановые предзаказы, своевременные поставки сырья, вывод продукции на рынок, подбор и обучение персонала);

2) сбалансированное размещение элементов кластера (предприятий ОПК, инфраструктурных организаций, вузов, инжиниринговых центров) в региональном пространстве;

3) преодоление конкуренции за инвестиционные и иные ресурсы развития;

4) новый уровень эффективности межрегиональной кооперации.

Правильно реализованный процесс диверсификации ОПК в соединении с программой «Цифровой экономики Российской Федерации» и Стратегией пространственного развития Российской Федерации должен стать мощным драйвером общего социально-экономического развития, механизмом которого будут научно-промышленные кластеры двойного назначения. Внедрение такого механизма обеспечит страну новым опорным промышленным каркасом социально-экономического и пространственного развития. Для достижения этой цели считаем необходимым осуществить разработку комплексной государственной программы по диверсификации организаций ОПК и межрегиональному научно-производственному сотрудничеству, основным драйвером которой станут научно-промышленные кластеры двойного назначения.

Авторы:
Елена Антипина, руководитель Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения, генеральный директор Института государственно-частного планирования;
Денис Журенков, начальник отделения оценки и анализа процессов диверсификации производства – заместитель руководителя Центра комплексного анализа состояния и прогнозирования развития ОПК ФГУП «ВНИИ «Центр» (Минпромторг России)

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 3 (62), 2020 г., Санкт-Петербург

Партнеры