Проект лазерной сварки Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) им. С. А. Христиановича СО РАН стал победителем V конкурса инновационных проектов аэрокосмической отрасли, организатором которого выступил Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). ИТПМ представил новый вариант сварки металла лазером, подходящий для применения в авиации.
Следите за новостями «Новый оборонный заказ. Стратегии» в Google News, будьте в курсе событий!
Основные элементы воздушных судов – фюзеляж и крылья – испытывают большие нагрузки при взлете, в полете и при посадке. Основным способом соединения металла в авиации остается клепка, на корпусе современного широкофюзеляжного лайнера можно насчитать до 30 миллионов заклепок.
В теории лазерная сварка по сравнению с традиционной для авиации заклепочной технологией позволяет на четверть снизить общий вес корпуса, выиграть в 30 раз в скорости сборки фюзеляжа и десятикратно уменьшить перерасход металла за счет уменьшения деформации деталей.
Однако на практике эта технология не применяется, так как сварной шов оказывается менее прочен, чем сам сплав: при сварке происходят нагрев металла, плавление и последующее затвердевание, что порождает деформации и остаточное напряжение в материале. Эти «побочные» эффекты могут стать причиной нарушений целостности корпуса самолета во время эксплуатации.
Ученые Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) им. С. А. Христиановича придумали способ улучшения параметров сварного шва, подходящий для применения в авиации. Новая методика позволяет существенно увеличить прочность сварного шва при помощи специальных добавок и обработки. Повышение прочности достигается за счет термомеханической постобработки, которая обеспечивает закалку и искусственное старение места сварки, а также благодаря добавлению редкоземельных элементов и наночастиц.
Конкурс ЦАГИ прошел при поддержке Минпромторга РФ, фонда «Сколково», Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), АО «Кронштадт» и холдинга «Вертолеты России». Из 50 заявок в финал конкурса были отобраны 6, и по итогам финального этапа победил проект ИТПМ.
Предложенная ИТПМ технология может применяться для всех используемых в авиастроении сплавов — как традиционных, так и новых. Впереди проект ждут НИОКР, которые займут до четырех лет, после чего можно будет проводить опытно-конструкторскую разработку и внедрение технологии.
Источник - Sistema Science