Военно-транспортный самолет 

Ан-72 разработан ОКБ им.О.К.Антонова (ныне - ГП "Антонов", Украина), ведущий конструктор самолета - В.Г. Орлов. Исследования по самолету короткого взлета и посадки (КВП) были начаты в ОКБ в 1972 г. На начальном этапе разработка нового самолета велась в инициативном порядке самим ОКБ. Инициатива встретила поддержку Главного штаба ВВС СССР, заинтересованного в создании легкого транспортного самолета с коротким взлетом и посадкой, пригодного для перевозок войск и техники в прифронтовой полосе и снабжения аэродромов рассредоточения боевых самолетов.

Изготовление опытных образцов Ан-72 велось на Киевском механическом заводе (КМЗ). Опытная серия насчитывала семь самолетов. Первый 31 августа 1977 г. состоялся первый полет Ан-72. Серийный выпуск Ан-72 планировалось развернуть на Киевском авиационном производственном объединении, но из-за загрузки  завода производством Ан-32 было решено перенести производство Ан-72 в Харьков с выпуском первого самолета в 1983 г. Наладка производства самолета заняла много времени и первые серийные машины были выпущены только в 1985 г. Гражданский вариант военного Ан-72 получил название Ан-74. 

 

Военно-транспортный самолет Ан-72 (http://avia-mir.com)

Военно-транспортный самолет Ан-72 (http://avia-mir.com)

 

На Западе самолет получил наименование COALER.

 

Ан-72 в ВС России

По состоянию на 2016 г. самолет эксплуатируется Воздушно-Космическими Силами, авиацией Военно-Морского Флота, Пограничной службой ФСБ России и войсками Национальной гвардии Росгвардии России. Всего в эксплуатации не менее 30 самолетов Ан-72.

 

Конструкция самолета

Ан-72 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, высокоплан. На крыле в выдвинутых вперед мотогондолах установлены два турбореактивных двигателя. Такое расположение двигателей увеличивает подъемную силу и обеспечивает лучшие взлетно-посадочные характеристики.

Грузовая кабина самолёта имеет размеры 9000 x 2200 x 2100 мм, что  обеспечивает размещение широкой номенклатуры грузов. В том числе: до 32 солдат с вооружением, автомобили типа ГАЗ-66 и УАЗ-469, авиационные двигатели, стандартные контейнеры и грузовые поддоны. Ан-72 может эксплуатироваться с грунтовых аэродромов. 

 

Двигательная установка

2 х ТРДД Д-36 тягой по 6500 кг.

 

ТТХ самолета

Экипаж - 3-5 чел
Длина - 28,07 м Размах крыла - 31,89 м Высота - 8,65 м Площадь крыла - 98,62 кв.м Объем грузовой кабины - 41,58 куб.м Масса взлетная - 32 000 кг  Масса пустого - 19 400 кг Масса полезной нагрузки - до 10 000 кг Скорость максимальная - 720 км/ч Скорость крейсерская - 550-600 км/ч Потолок практический - 10 100 м Дальность полета: ◊ перегоночная - 4 700 км ◊ с полезной нагрузкой - 2 700 км Длина разбега - 800 м
Длина пробега - 450 м

 

Проекции военно-транспортного самолета Ан-72

Проекции военно-транспортного самолета Ан-72

 


Полезная нагрузка

Самолет может перевозить широкую номенклатуру грузов с погрузкой их через грузовой люк оборудованный рампой. До 32 человек десанта, автомобили типа ГАЗ-66 и УАЗ-469, авиационные двигатели, стандартные контейнеры и грузовые поддоны с различным снаряжением.


Вооружение

Военные Ан-72 оборудованы двумя точками подвески под крылом для размещения вооружения:
контейнеров УПК-2-23 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л
блоками неуправляемых ракет С-5 типа УБ-32М
бомбы калибром до 100 кг
Самолет Ан-72 (http://avia-mir.com)

Самолет Ан-72 (http://avia-mir.com)

 

Оборудование

Самолет оснащен комплексом бортового оборудования, которое обеспечивает выполнения транспортно-десантных задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Прицельно-навигационный комплекс с навигационной РЛС.

Комплекс средств связи.

Десантно-транспортное и погрузочно-разгрузочное оборудование.

Бортовая система контроля работы всех систем самолета - двигателей, противо-обледенительной системы, систем электроснабжения, регулирования давления и кондиционирования воздуха, гидрокомплекса, шасси и др.

 

Модификации:

Ан-71 - самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).

Ан-72 - военно-транспортный самолет. 

Ан-72 (пассажирский) - вариант самолета Ан-72 с пассажирским салоном. 

Ан-72-100 - транспортный самолет с сертификацией по международным нормам. 

Ан-72-100Д - пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам.

Ан-72А «Арктический» - модификация Ан-72 , в дальнейшем получивший развитие как Ан-74.

Ан-72АТ - модификация военно-транспортного самолета предназначенная для перевозки стандартных авиационных контейнеров.

Ан-72В - транспортный самолет, разработан по заказу ВВС Перу.

Ан-72П - патрульный вариант Ан-72, несет вооружение на наружной подвеске, может нести блоки неуправляемых ракет и бомбы. 

Ан-72ПС - поисково-спасательная модификация Ан-72. 

Ан-72Р («изделие 88») - самолет радиоэлектронной разведки. Предназначался для радиолокационной разведки и обнаружения на большом расстоянии наземных целей и наведения на них наземных и воздушных средств поражения.

Ан-72С - административный самолёт.

Ан-74 - многоцелевой грузо-пассажирский гражданский самолет. 

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Партнеры