Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Шаги европейских стран по укреплению своей обороноспособности в последние месяцы

В прошлых номерах НОЗС уже рассказывал об изменениях в оборонном, в частности, бюджетном планировании стран Европы с начала текущего кризиса. Спустя полгода стоит еще раз взглянуть на ведущие страны континента, сделав в этот раз акцент не на обещания, а на оформившиеся изменения в политике, новые закупки вооружений и изменение облика вооруженных сил.

 

Германия

Германия – ведущая страна Евросоюза, переживающая при этом наиболее радикальные изменения. Ее мы рассматривали отдельно. Из актуальных дополнений необходимо упомянуть предварительный выбор Германией израильского комплекса противоракетной обороны IAI «Arrow 3». Этот «старший» в израильской системе противовоздушной/-ракетной обороны комплекс предназначен в первую очередь для защиты от баллистических ракет малой и средней дальности. По некоторым сообщениям, он имеет ограниченные противоспутниковые возможности. Как считается, Германия предпочла его американскому комплексу Lockheed Martin THAAD, что, с одной стороны, может вызывать удивление (можно предположить «обиду» старшего союзника, кроме того, THAAD более крупносерийный, он уже поставлялся на экспорт и может работать в связке с зенитно-ракетным комплексом «Patriot», состоящим на вооружении в ФРГ). С другой стороны, это выглядит вполне логично – Берлин мог хотеть минимизировать зависимость от Вашингтона и продолжать курс на укрепление и так особого военно-технического сотрудничества с Иерусалимом.

Кроме того, не сказать чтобы Штаты остались совсем обделенными – «Arrow 3» создавался с финансовой помощью США и при широком участии, в частности, фирмы Boeing.

 

Испания

Наиболее важным решением Мадрида в области стратегии закупки вооружений в этом году стало подписание летом контракта объемом более 2 млрд евро на приобретение двадцати истребителей (16 одноместных и четырех двухместных) Eurofighter «Typhoon». Такое решение только косвенно связано с обострением отношений между Европой и Москвой (в разрезе более легкого выделения бюджетных денег на вооружения), в первую очередь это промежуточный результат спора в треугольнике Испания-США-ЕС.

Мадрид активно интересовался закупками американских малозаметных истребителей пятого поколения семейства F-35 «Lightning II» – для него они безальтернативны как минимум в качестве палубных, для замены самолетов вертикального взлета и посадки EAV-8B «Matador II+» (местная версия американо-английских «Harrier II»). При покупке небольшого количества таких самолетов для флота у Испании возникало искушение закупить и их сухопутную версию, унифицированную с морской, а также с самолетами многих союзников по НАТО. Тем более что в «сухопутных» ВВС Испании замены требуют C.15/CE.15 (это местный индекс американских одно- и двухместных, соответственно, истребителей F-18A/B «Hornet»), выпущенные во второй половине 1980-х годов. Информация о подобных желаниях просачивалась в прессу, и представители Lockheed Martin подтверждали факт интенсивных переговоров с испанцами по возможностям закупки «Lightning II».

Однако это вызвало резко болезненную реакцию у соседей. F-35 и так в последние годы одержал целый ряд «контрактных побед» на континенте, еще не хватало, чтобы его решила закупать еще одна страна-эксплуатант «Typhoon» и член консорциума Eurofighter. Достаточно и недавнего случая с Германией (хотя у Берлина была «отговорка» в виде необходимости закупать носитель американских термоядерных бомб). Судя по всему, Испания подверглась жесткому давлению на предмет «европейской солидарности», а также по линии концерна Airbus (это владелец почти половины Eurofighter) и франко-немецкой программы перспективного истребителя FCAS, к которой присоединились испанцы.

 

Будет окно протяженностью в десятилетие, чтобы обеспечить функциональные возможности Tempest в два раза быстрее, чем в сопоставимой программе, такой как Eurofighter, которая продолжалась почти 20 лет. Этот этап программы с 2025 года до [завершения разработки в] 2035 представляет собой серьезную задачу на 10 лет

Джон Стокер,
директор по развитию бизнеса FCAS

 

В результате Мадрид заявил, что истребители «Hornet» по крайней мере из 46-го Крыла, развернутого на Канарских островах, будут заменены на «Typhoon», для чего и был подписан контракт на 20 машин. Однако это не все «Hornet», требующие замены в ВВС Испании (скоро она потребуется и самым первым выпущенным «Typhoon»), и, вероятно, в ближайшие годы Испания снова постарается закупить F-35.

Кроме того, необходимо также отметить продвижение в планируемой сделке по приобретению восьми американских морских многоцелевых вертолетов MH-60R «Seahawk» за 950 млн долларов.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.