На конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа, которые проводит Агентство маркетинговых коммуникаций "Дифанс Медиа", приезжают специалисты и руководители оборонных предприятий со всей России.
Заказчики, исполнители ГОЗ и контролирующие органы в формате диалога получают исчерпывающую информацию по широкому спектру ракурсов взаимодействия. Причем традиционно с докладами выступают именно те эксперты и должностные лица, которые работают над созданием и совершенствованием законодательных актов.
На конференции "Гособоронзаказ. Состав затрат и финансовый мониторинг", которая состоялась в марте этого года в Санкт-Петербурге, был рассмотрен ряд актуальных вопросов, вот лишь некоторые из них:
Исторические заблуждения
Мероприятие открыл директор Межведомственного аналитического центра Владимир Довгий.
"По большому счету, нет структур и ведомств, которые были бы удовлетворены текущим состоянием рынка ГОЗ. И тут возникает вопрос: а почему так? – сразу обозначил болевые точки эксперт. – Все участники пребывают в стрессовом состоянии и обсуждают только то, как минимизировать угрозы, издержки, убытки… И возникает мысль, что определенные системные сбои не лечатся ручным управлением. И на имеющиеся проблемы нужно смотреть шире".
Например, посмотреть, как похожие проблемы решались ранее.
Далее Владимир Довгий прочитал полноценную лекцию о том, какая система государственного регулирования ценообразования досталась России в наследство от СССР. Как эта система шаг за шагом трансформировалась с 1997 по 2018 годы.
Эксперт объяснил мотивы пересмотра целей, задач, принципов и методов ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. Напомнил о происходивших за эти годы изменениях в законодательстве. И, в частности, дал хронологию смены приоритетов в институте военных представительств на предприятиях ГОЗ.
Итогом исторического экскурса стало перечисление вызревших к текущему времени ключевых векторов изменений. "Например, очень важно понимать, что вопросы ценообразования сегодня решаются в разных конструкциях применительно к тому, о каких ценах идет речь. Когда речь идет о прогнозных ценах, проектах начальных цен и т.д., мы должны понимать, что здесь есть свои особенности: по составу информации, по методикам расчета себестоимости и по целому ряду алгоритмов принятия решений, – пояснил эксперт. – И я хотел бы подчеркнуть: есть фиксированные цены, есть цены возмещения издержек, есть ориентировочные цены. Это виды контрактных цен. Есть прогнозная цена, есть начальная цена – это цены, которые как бы идентифицируют свою роль в подготовке и принятии тех или иных ценовых решений. И базовая цена – это не вид контрактной цены, а кроме того, это цена, которая должна получить соответствующий статус. И есть определенные процедуры для подтверждения этого статуса".
Прибыль, рентабельность, затраты, себестоимость…
Начальник Департамента методологии ценообразования ФГУП "Организация "АГАТ" (подведомственная организация ГК "Роскосмос") Василий Ястребов согласился с первым докладчиком, что машина совершенствования системы ценообразования по интенсивности законодательных изменений работает слишком быстро. "Избыточный поток изменений иногда сметает даже некоторые позитивные наработки, – констатировал специалист. – И мы, находясь на стороне заказчика, вынуждены порой отстаивать интересы промышленности".
В своем выступлении эксперт коснулся ближайших планов совершенствования системы ценообразования. В частности, были рассмотрены методы формирования цен: метод анализа рыночных индикаторов, метод сравнимой цены, затратный метод, аналоговый подход, метод индексации базовой цены и метод индексации по статьям затрат.
Было проведено сравнение понятий "прибыль" и "рентабельность". Названы недостатки расчета прибыли методом "1 + 20". Рассмотрены механизм формирования прибыли в цене продукции ГОЗ и механизм неизъятия прибыли, полученной сверх плановой за счет повышения эффективности производства.
Заметную часть выступления заняли порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов, рассмотрение категорий "затраты" (состав затрат, классификация затрат, обоснование затрат и др.) и "себестоимость" (виды себестоимости, объекты расчета себестоимости, методы расчета себестоимости, экономическое обоснование себестоимости и др.).
Далее эксперт перешел к вопросам контроля, надзора и ответственности за нарушения в сфере ГОЗ. В частности, были рассмотрены полномочия федеральных органов.
ФАС России: контроль в сфере ГОЗ
Доклад начальника управления сухопутного и морского вооружения, военной техники и связи ФАС России Андрея Грешнева был посвящен ключевым аспектам осуществления ФАС России контрольной деятельности в сфере ГОЗ. Эксперт рассказал о порядке подачи и рассмотрения заявлений о нарушении законодательства в сфере ГОЗ, о плановых и внеплановых проверках соблюдения антимонопольного законодательства, о новом порядке рассмотрения информации о фактах повышения цен на продукцию…
"Самое страшное нарушение антимонопольного законодательства – это картельный сговор. Хочу предупредить, что за такое деяние предусмотрена серьезная ответственность. Есть "вертикальные" соглашения, есть "горизонтальные". И последние особо опасны, поскольку крайне негативно влияют на рынок, практически уничтожая конкуренцию", – подчеркивает Андрей Грешнев.
Впрочем, картельными сговорами круг нарушений антимонопольного законодательства не ограничивается. Начальник управления привел и один курьезный случай, когда одна и та же компания выступала организатором и победителем тендера.
"Относительно сговоров в том числе установлена и уголовная ответственность. Лишение свободы до семи лет, – предупреждает Андрей Грешнев. – Но функционирует и программа освобождения от ответственности. Это общепринятая мировая практика, по которой, если один из участников торгов раньше других сообщает в контролирующие органы о существовании некоего антиконкурентного соглашения, то это лицо освобождается от уголовной ответственности. В мире около 80% всех раскрытий картельных сговоров происходит именно благодаря такой практике".
Заметную часть выступления представитель ФАС России посвятил обзору конкретных нарушений предприятий ОПК, выявленных комиссиями ФАС в ходе проверок.
"Общая сумма штрафов, которые ФАС наложила на участников схемы, превышает 260 млн рублей… В итоге ФАС рассчитала сумму необоснованного завышения и выдала предписание о возврате этих денег в бюджет. Речь шла о 63 млн рублей. В общем, к разрешению данной ситуации подключились также правоохранительные органы. Возбуждены уголовные дела, и в некоторых случаях дело дошло до лишения свободы. …По результатам проверки ФАС определил общую сумму завышения и выдал предписание о возврате в бюджет более 350 млн рублей. Предприятие попыталось оспорить решение ФАС в суде, но безрезультатно…"
Это лишь несколько кейсов, которые спикер приводил в качестве конкретных примеров.
Полномочия и отчетность
Прокурор управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Санкт-Петербурга Александр Пантелеев сообщил, что в силу предоставленных полномочий прокуратура относится к вопросам контроля в сфере ГОЗ комплексно. И кстати, все прокурорские проверки проводятся внезапно.
При этом в сводный региональный реестр предприятий ОПК, составляемый Минпромторгом, включены 150 оборонных предприятий, но это далеко не все юридические лица, работающие с ГОЗ.
Часть объектов надзора относятся к компетенции военной прокуратуры. "Мы вмешиваться в их компетенцию не можем, но при этом взаимодействие налажено, и такая необходимость возникает постоянно, – рассказывает Александр Пантелеев. – Соответственно, в Санкт-Петербурге функционирует межведомственная группа, которая включает представителей как органов прокуратуры, так и ФСБ, МВД, Росфинмониторинга и ФНС".
Заключительное выступление генерального директора Межведомственного аналитического центра Владимира Довгого было посвящено полномочиям федеральных органов исполнительной власти. Ведь свои контрольные обязанности в сфере ГОЗ, кроме ФАС России, есть у Минэкономразвития, Минпромторга и Минобороны. "Но на самом деле ФАС на сегодня – один из наиболее уполномоченных в обсуждаемой сфере органов", – уточняет эксперт.
Со своей стороны заместитель директора Департамента финансового мониторинга Министерства обороны РФ Сергей Шеремет рассказал о складывающейся практике исполнения приказа министра обороны РФ от 08 октября 2018 г. №554 "Об определении порядка и сроков представления организациями, выполняющими ГОЗ, в которых созданы ВП МО РФ, отчета об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренного Правилами ведения организациями, выполняющими ГОЗ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №47, а также порядка истребования указанного отчета у иных организаций, выполняющих ГОЗ, и сроков его представления".
Кроме того, эксперт привел наиболее типичные ошибки, которые совершают организации при подготовке и отправке отчетности по "раздельному учету" в ЕИС ГОЗ.
В свою очередь, руководитель группы методологии фирмы "1С" Александр Яковлев организовал телетрансляцию-семинар по оформлению бухгалтерской отчетности в рамках ведения раздельного учета в информационной системе "1С: ERP Управление предприятием".
Этот инструктаж учитывал все нюансы Постановления Правительства РФ от 04 мая 2018 г. №543 "О внесении изменения в Постановление Правительства РФ №47 от 19.01.1998 г. "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности".
©"Новый оборонный заказ. Стратегии"
2019, май
Следующая Всероссийская конференция "Гособоронзаказ: заказчик-исполнитель-продукция" состоится 13–14 июня в Сочи (Красная поляна).
Мероприятие пройдет при участии и методологической поддержке специалистов:
- Министерства обороны РФ
- ФАС России
- ГК "Роскосмос"
- МЧС России
- Фирмы "1С".
Организаторы конференции: Агентство "Дифанс Медиа" и журнал "Новый оборонный заказ. Стратегии" .