Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

БЖРК: путешествие на восток

Они то появляются в военных стратегиях ведущих государств, то неожиданно исчезают оттуда. То предстают грозным и неуловимым оружием, то объявляются технологическим казусом. За первенство в этой сфере десятилетиями боролись СССР и США, потом эстафету принял Китай.

 

 

В конце 2021 года собственные боевые железнодорожные ракетные комплексы продемонстрировала Северная Корея. А недавно «Роскосмос» предложил применять эту технологию для запуска космических ракет.

Чем обусловлено неоднозначное отношение к БЖРК и каковы границы их применения, размышляет ведущий российский специалист по железнодорожному транспорту Сергей Сигачев.

 

Формирование принципов БЖРК

Советский подход

Мысль о том, чтобы поставить стратегические ракеты на железнодорожную платформу и сделать ядерное оружие мобильным и менее уязвимым для ответного удара, появилась и оформилась в эскизные проекты еще в начале 1960-х годов, причем почти одновременно у обоих геополитических соперников ‒ СССР и США.

Однако в то время ракеты оставались несовершенными, поставить их на движущийся состав было проблематично. Первые наметки по созданию комплекса БЖРК в СССР появились в 1960 году. Было выдвинуто предложение разместить в вагоне ракету Р-12 (8К63), однако эта попытка натолкнулась на технологическое ограничение: чувствительность к вибрации, сложность в обслуживании и длительность подготовки к старту, плюс еще обязательная заправка перед пуском. Хотя по габаритам Р-12 вполне подходила под железнодорожные стандарты: масса – 47 т, длина – 22 м. Дальность составляла около 2000 км, то есть Р-12 относилась к классу ракет среднего радиуса действия. Выяснилось, что жидкостная ракета плохо подходит к такому виду носителя, у которого при маневрах в движении возникают различные вибрации, толчки и сотрясения. С дальнейшим развитием ракетной техники конструкторам стало понятно, что для такого мобильного использования лучше подходит твердое ракетное топливо, однако тогда эта технология в Советском Союзе только начинала развиваться.

Через несколько лет после первой наметки возникло и второе по счету предложение по БЖРК, на этот раз с твердотопливной ракетой. Это была РТ-21 (15Ж41), вес которой в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) оценивался в 42 т, а длина вместе с ТПК – в 17 м. Радиус действия такой ракеты составлял уже 7500 км, то есть она относилась к классу стратегических межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Конструкторские прикидки показали, что она нормально размещается в 8-осном вагоне грузоподъемностью 120 т. Такой эскизный проект рассматривала комиссия ВПК, но он был отклонен в 1967 году из-за неэффективной энергетики маршевого двигателя. Эти разработки осуществлялись силами КБ «Южное» в Днепропетровске (восток Украины), которое возглавлял главный конструктор Янгель.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.